СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Применение технологии развития критического мышления

 на  уроках математики»

Просмотр содержимого документа
««Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»»

ГУ «Шишкинская СШ»

Учитель математики Ворнат Л.Н.

«Применение технологии развития критического мышления

на уроках математики»


«Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации…»

Н.Назарбаев

( Из послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 17 января 2014г.)



Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность.

Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели; обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия; стимулирует  учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.

Я практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с учебными текстами, применяю доступные, действенные  приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.

Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Первая стратегия «Дневник двойной записи»- служит для того чтобы связать материал темы с их опытом и любознательностью. Учащиеся при изучении новой темы должны заполнить таблицу. Время заполнения зависит от степени сложности темы. Из числа наиболее полно отработавших тему, приглашаются для защиты у доски несколько учеников.

Ключевые слова

Комментарии



При изучении первых тем можно помочь учащимся, с выбором ключевых слов, постепенно приучая выбирать ключевые слова самостоятельно.

Например, при изучении темы «Решение квадратных уравнений» (8 класс) можно задать таблицу:

Ключевые слова

Комментарии

1.Квадратное уравнение

2.Коэффициенты

3.Дискриминант

4.Формулы корней

5.Количество корней




После обсуждения работ учащихся, можно продемонстрировать вариант заполнения:

Ключевые слова

Комментарии

1.Квадратное уравнение

2.Коэффициенты

3.Дискриминант

4.Формулы корней


5.Количество корней

ах2+вх+с=0

а, b, с

D= b2- 4ас

Если b2-4ac 0, то

два различных действительных корня.

Если b2-4ac =0, то два совпадающих действительных корня.

Если b2-4ac

Постепенно, при использовании дневника двойной записи у ребят вырабатывается определенный алгоритм работы. Например, при изучении формул квадрата суммы и квадрата разности в 7 классе, учащихся можно поделить на два варианта, первый вариант разбирает формулу (а+в)2, а второй вариант - (а-в)2. Они составляют следующие таблицы:

Ключевые слова

Комментарии

1. Квадрат суммы двух выражений


Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого плюс удвоенное произведение первого на второе и плюс квадрат второго.

2. Формула

(а+в)22+2ав+в2

3. Доказательство


(а+в)2=(а+в)(а+в)=а2+ав+ав+в2= а2+2ав+в2

4. Пример на упрощение буквенного выражения

( х+3у)22+6ху+9у2



Ключевые слова

Комментарии

1. Квадрат разности двух выражений


Квадрат разности двух выражений равен, квадрату первого минус удвоенное произведение первого на второе и плюс квадрат второго.


2.Формула

(а+в)22+2ав+в2

3. Доказательство

(а+в)2=(а+в)(а+в)=а2+ав+ав+в2= а2+2ав+в2

4.Пример на упрощение буквенного выражения


(2х-у)2= 4х2-4ху+у2

К моменту изучения темы «Куб суммы и куб разности», и «Суммы и разности кубов» большинство учеников уже знают, что и в каком порядке вносить в таблицу.

Ключевые слова

Комментарии

1. Куб суммы двух выражений

2. Формула

3. Доказательство

4.Пример на упрощение буквенного выражения



Вторая стратегия «обзор перемещений» - служит для того, чтобы обобщить изученный материал, подготовиться к контрольной работе.

Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа по номеру группы получает соответствующую карточку с заданием. Задания составляются по материалу всей главы. У каждой группы маркер определенного цвета. По команде учителя, учащиеся обсуждают условие задания в группе, записывают решение (при этом каждый представитель группы должен разобраться с заданием). По сигналу учителя они меняются заданиями (передают задания в соседнюю группу, по часовой стрелке). Просматривают решение соседней группы и добавляют свои комментарии. Процесс повторяется до тех пор, пока группы не получат свои первоначальные карточки. Каждая группа знакомится с комментариями соседних групп. Задания, вызвавшие противоречивые рассуждения или затруднения во многих группах, обсуждаются у доски.

Например, по теме

«Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений» (7 класс)

Задания для групп:

1) Выполните действие ()2

2) Представьте в виде квадрата двучлена 16k2 –56кп+ 49п2

3) Решите уравнение (3х+ 2)2=0.

По теме «Решение квадратных уравнений» (8 класс) группы получают следующие задания:

1) Найдите дискриминант уравнения 16 х2-2х-5=0.

2) Сколько корней имеет уравнение? 3х2-х-2=0?

3) Решите уравнение 7(1-х)=(2х+3)(1-х)

4) Решите неполное квадратное уравнение 7х2-4=0

5) Решите с помощью теоремы Виета х2+4х+3=0

6) Составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2 и 5


По теме «Замечательные точки треугольника. Средние линии треугольника и трапеции» (8 класс)


1. У прямоугольника MNPK диагонали пересекаются в точке О. Докажите, что треугольник MON – равнобедренный.

2. В равностороннем треугольнике с высотой 6 см найдите расстояние от вершины до точки пересечения медиан.

3. В прямоугольном треугольнике с гипотенузой 8см найдите радиус описанной окружности.

4. Найти среднюю линию трапеции, если ее основания равны 14см и 10см.

5. Периметр параллелограмма равен 60см, а его стороны относятся как 2:3. Найдите стороны параллелограмма.

6. Одна из сторон прямоугольника больше другой на 5см, а периметр равен 50см. Найдите стороны прямоугольника.


Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Технология РКМ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы ему было интересно учиться, а педагогу интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать ребенка счастливым!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!