ГУ «Шишкинская СШ»
Учитель математики Ворнат Л.Н.
«Применение технологии развития критического мышления
на уроках математики»
«Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации…»
Н.Назарбаев
( Из послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 17 января 2014г.)
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность.
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели; обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия; стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.
Я практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с учебными текстами, применяю доступные, действенные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Первая стратегия «Дневник двойной записи»- служит для того чтобы связать материал темы с их опытом и любознательностью. Учащиеся при изучении новой темы должны заполнить таблицу. Время заполнения зависит от степени сложности темы. Из числа наиболее полно отработавших тему, приглашаются для защиты у доски несколько учеников.
Ключевые слова | Комментарии |
| |
При изучении первых тем можно помочь учащимся, с выбором ключевых слов, постепенно приучая выбирать ключевые слова самостоятельно.
Например, при изучении темы «Решение квадратных уравнений» (8 класс) можно задать таблицу:
Ключевые слова | Комментарии |
1.Квадратное уравнение 2.Коэффициенты 3.Дискриминант 4.Формулы корней 5.Количество корней | |
После обсуждения работ учащихся, можно продемонстрировать вариант заполнения:
Ключевые слова | Комментарии |
1.Квадратное уравнение 2.Коэффициенты 3.Дискриминант 4.Формулы корней 5.Количество корней | ах2+вх+с=0 а, b, с D= b2- 4ас Если b2-4ac 0, то два различных действительных корня. Если b2-4ac =0, то два совпадающих действительных корня. Если b2-4ac |
Постепенно, при использовании дневника двойной записи у ребят вырабатывается определенный алгоритм работы. Например, при изучении формул квадрата суммы и квадрата разности в 7 классе, учащихся можно поделить на два варианта, первый вариант разбирает формулу (а+в)2, а второй вариант - (а-в)2. Они составляют следующие таблицы:
Ключевые слова | Комментарии |
1. Квадрат суммы двух выражений | Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого плюс удвоенное произведение первого на второе и плюс квадрат второго. |
2. Формула | (а+в)2=а2+2ав+в2 |
3. Доказательство | (а+в)2=(а+в)(а+в)=а2+ав+ав+в2= а2+2ав+в2 |
4. Пример на упрощение буквенного выражения | ( х+3у)2=х2+6ху+9у2 |
Ключевые слова | Комментарии |
1. Квадрат разности двух выражений | Квадрат разности двух выражений равен, квадрату первого минус удвоенное произведение первого на второе и плюс квадрат второго. |
2.Формула | (а+в)2=а2+2ав+в2 |
3. Доказательство | (а+в)2=(а+в)(а+в)=а2+ав+ав+в2= а2+2ав+в2 |
4.Пример на упрощение буквенного выражения | (2х-у)2= 4х2-4ху+у2 |
К моменту изучения темы «Куб суммы и куб разности», и «Суммы и разности кубов» большинство учеников уже знают, что и в каком порядке вносить в таблицу.
Ключевые слова | Комментарии |
1. Куб суммы двух выражений 2. Формула 3. Доказательство 4.Пример на упрощение буквенного выражения | |
Вторая стратегия «обзор перемещений» - служит для того, чтобы обобщить изученный материал, подготовиться к контрольной работе.
Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа по номеру группы получает соответствующую карточку с заданием. Задания составляются по материалу всей главы. У каждой группы маркер определенного цвета. По команде учителя, учащиеся обсуждают условие задания в группе, записывают решение (при этом каждый представитель группы должен разобраться с заданием). По сигналу учителя они меняются заданиями (передают задания в соседнюю группу, по часовой стрелке). Просматривают решение соседней группы и добавляют свои комментарии. Процесс повторяется до тех пор, пока группы не получат свои первоначальные карточки. Каждая группа знакомится с комментариями соседних групп. Задания, вызвавшие противоречивые рассуждения или затруднения во многих группах, обсуждаются у доски.
Например, по теме
«Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений» (7 класс)
Задания для групп:
1) Выполните действие ()2
2) Представьте в виде квадрата двучлена 16k2 –56кп+ 49п2
3) Решите уравнение (3х+ 2)2=0.
По теме «Решение квадратных уравнений» (8 класс) группы получают следующие задания:
1) Найдите дискриминант уравнения 16 х2-2х-5=0.
2) Сколько корней имеет уравнение? 3х2-х-2=0?
3) Решите уравнение 7(1-х)=(2х+3)(1-х)
4) Решите неполное квадратное уравнение 7х2-4=0
5) Решите с помощью теоремы Виета х2+4х+3=0
6) Составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2 и 5
По теме «Замечательные точки треугольника. Средние линии треугольника и трапеции» (8 класс)
1. У прямоугольника MNPK диагонали пересекаются в точке О. Докажите, что треугольник MON – равнобедренный.
2. В равностороннем треугольнике с высотой 6 см найдите расстояние от вершины до точки пересечения медиан.
3. В прямоугольном треугольнике с гипотенузой 8см найдите радиус описанной окружности.
4. Найти среднюю линию трапеции, если ее основания равны 14см и 10см.
5. Периметр параллелограмма равен 60см, а его стороны относятся как 2:3. Найдите стороны параллелограмма.
6. Одна из сторон прямоугольника больше другой на 5см, а периметр равен 50см. Найдите стороны прямоугольника.
Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Технология РКМ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы ему было интересно учиться, а педагогу интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать ребенка счастливым!