Примеры заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности, используемые в курсе «Многообразие живых организмов. 7 класс».
Задания, направленные на формирование знания учебного материала.
Задача №1
Укажите, какие утверждения верны (обведите номера правильных ответов)
Клетки бактерий содержат одно или несколько ядер.
Молекула ДНК в бактерии имеет форму кольца.
Бактерии живут во всех средах обитания.
Настоящие бактерии могут иметь жгутики и ворсинки.
Все бактерии нуждаются в кислороде.
Бактерии – это растения.
В клетках всех бактерий происходит фотосинтез.
Бактерии размножаются только половым способом.
Царство прокариот подразделяются на три подцарства.
При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.
Задача №2
Верна ли схема, иллюстрирующая классификацию плоских червей?
Задание №3
При прохождении темы «Общая характеристика подцарства Высшие растения», предлагаю следующий текст: «Высшие растения имеют хорошо выраженные ткани, строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.). Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды)». Найдите в тексте ключевые слова.
Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.
Задание №1
Прочитайте словами данную символическую информацию.
Деление надвое (одноклеточные).
Распад колоний (колониальные).
Частями слоевища (многоклеточные).
Задание №2
Приведите аргументы и контраргументы к понятию «высшие растения».
Задание №3
Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями (соедините стрелками).
Ткани Функции
Покровные Рост организма
Образовательные Запасание питательных веществ
Проводящие Выделение веществ
Механические Защита
Секреторные Опора
Основные Транспорт питательных веществ, воды.
Задания, направленные на формирование умений и навыков.
Задание №1
Дан текст: «Класс Сцифоидные – морские кишечнополостные, имеющие форму медуз. Строение их более сложно, чем у гидроидных. В нервной системе появляются скопления нервных клеток в виде узелков – ганглиев. За ртом следует глотка, желудочная полость, разделенная на камеры. От желудочка радиально отходят каналы, объединяемые кольцевым каналом, расположенным по краю тела. Совокупность каналов образует гастроваскулярную систему.
Половые клетки образуются в половых железах – гонадах, расположенных в энтодерме. Гаметы удаляются через рот, из оплодотворенных яиц развивается планула. Далее развитие идет с чередованием поколений.
Щупальца медуз снабжены большим количеством стрекательных клеток. Ожоги многих медуз чувствительны для крупных животных и человека».
Выделите из текста новые полезные для себя знания.
По тексту составьте вопросы, которые начинались бы словами: «Почему», «Как», «Каким образом…».
Задания, направленные на развитие внимания.
Задание №1
Расположите понятия от более общих к частным (укажите цифрами).
Одноклеточные, инфузории, инфузория – туфелька, животные.
Вольвокс, одноклеточные, жгутиковые, колониальные.
Саркодовые, саркожгутиконосцы, амеба дизентерийная, паразитические, одноклеточные.
Беспозвоночные, дождевой червь, кольчатые черви, трехслойные с двусторонней симметрией.
Задания, направленные на развитие мировоззрения.
Задание №1
Будьте судьей в споре:
1 - й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».
2 – й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоемах заметно снижается. 19 видов этих животных занесены в «Красную книгу».
3 – й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление в пищу многими животными и человеком».
4 – й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоем».
Кто прав в споре? Ответ обоснуйте.
Задание №2
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.