СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры итогового сочинения в 11 классе по направлениям

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое сочинение в 11 классе: примеры текстов сочинений на каждое направление и схема сочинения на примере одной из тем.

Просмотр содержимого документа
«доброта и жестокость»

 Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Уже очень долгое время проблема доброты и жестокости остается актуальной для обсуждения. В мире происходит вечное противоборство между добром и злом. Добро облагораживает все вокруг, делает мир ярче и светлее, в то время как жестокость селит хаос и беспорядок. Подобное можно проследить и в поведении людей. Жестокий человек, игнорируя основные правила морали, будет совершать бесчестные и бессердечные поступки. Будучи хладнокровным, такой человек безжалостно относится к слабым и бедным. Однако, совершенно иное можно ожидать от доброго человека.

Из этих рассуждений исходит вопрос: «Кого можно назвать добрым человеком?». Доброта всегда направлена на благодеяние и проявление сострадания по отношению к нуждающемуся, на свершение бескорыстного шага. Люди с добрым сердцем и чистой душой искренне помогают другим, оказывают поддержку, когда она им так нужна. Именно благодаря сильной любви ко всему окружающему миру такие люди готовы пойти на свершение самоотверженного подвига, готовы отдать жизнь за другого. Добрым можно назвать человека, способного проявить отвагу, отдать все свои силы ради помощи нуждающемуся. Поистине добрым и великодушным человеком можно назвать главную героиню рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор».

С ранней молодости и до глубокой старости Матрёну преследовала нелегкая судьба. Она не искала богатства, совершая нечестные поступки, как делают остальные жители ее деревни, не пыталась нажиться за счет других. Все свое время Матрёна посвящала себя другим: оказывала помощь своим соседям, работала на колхоз, при этом никогда не прося взамен денег. Она даже отдала свою последнюю горницу приемной дочери, после чего и погибла, пытаясь помочь с перевозом.

Матрёна является ярким примером доброго человека, она старалась помочь каждому по своей доброй воле, она ради других шла на риск, порою не задумываясь о своем здоровье. Добрые люди — это уникальные личности, способные пожертвовать собственными интересами ради блага окружающих. По моему мнению, именно с такими людьми мир становится лучше, именно благодаря им он продолжает существовать. Важно в любой ситуации оставаться собой, оставаться человеком и творить добро, не взирая на трудности.


          Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.

Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского". Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова "Юшка", где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: "Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!" Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость – это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.


          Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость. Вовсе не совместимые понятия.
Что же такое доброта?
Это положительное нравственное качество человека. Добрый,отзывчивый человек всегда готов помочь другим в трудную минуту, не требуя ничего взамен. Такой человек пропускает чужие беды через себя, тем самым ещё больше понимая человека, оказавшегося в трудной ситуации.
Добрый человек - это сильный человек. Доброта способствует внутреннему процветанию человека.
Говоря о жестокости, я могу сказать, что это негативное качество.
Жестокий человек зачастую является эгоистом, он завистлив, им руководит злоба и ненависть. Как правило, жестокость - это несбывшиеся мечты, недостигнутые цели и задачи. Жестокость делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью. 

Вспомним повесть Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Главные герои данного произведения порочны, хладнокровны, жестоки. Екатерина Измайлова - жена богатого купца, но так как она не испытывает к нему настоящей искренней любви влюбляется в своего работника Сергея. Наряду с прекрасным, нежным чувством любовью, в ней присутствует и жестокость, бесчеловечность. Понимая,что незаконная связь может быть разорвана,вместе с Сергеем убивает мужа и свёкра, но и это еще не конец.

Екатерина идет на убийство племянника Феди,чтобы остаться единственной наследницей состояния. Такие поступки олицетворяют равнодушие, эгоизм, жестокость. Отходя от темы жестокости, хочется привести в пример произведение А. И. Куприна "Чудесный доктор", одной из главных тем которого является доброта и отзывчивость. В центре сюжета обедневшая семья, дети которой болеют и голодают. От безысходности отец семьи хочет покончить жизнь самоубийством, нот в этот момент он встречается с мужчиной. Он оказывается доктором, который выслушивает историю семьи Мерцаловых. Без капли сомнений и раздумий, он помогает семье.

Такой поступок характеризует человека как отзывчивого, доброго, сердечного. Я хочу, чтобы в мире было больше добрых людей, ведь доброта способна изменить мир к лучшему. Это прекрасное чувство, заставляющее излучать яркость и душевную теплоту. Добро и зловечные понятия, и пока существует человек, будет существовать добро и зло. Зло помогает нам анализировать поступки, а добро направляет на верную дорожку истины.


          Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? На это, как правило, есть много причин, которые иногда даже заставляют нас оправдать человека, совершившего такое перевоплощение. Бывает, что на добро ответили неблагодарностью, или удары судьбы обрушились на него один за другим, и он сломался под ними. Рассмотрим характерные примеры из литературы.

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» героиня столкнулась со страшным испытанием. Ее изнасиловал родной отец. На ее глазах мужчину убили мать и брат, но попранной чести было не вернуть, и семья была рада любому случаю выдать опозоренную Аксинью замуж. Такой шанс подвернулся, ведь Степан был поражен яркой внешностью девушки и не вникал в подробности ее жизни. Однако сама Аксинья не полюбила мужа, и в молодой семье начались конфликты. Как мы помним, супруга воспользовалась отсутствием Степана и стала любовницей Григория Мелехова. В деревне ее осуждали, а родители молодого человека и вовсе были в ярости. Супруг вернулся и побил героиню за неверность. Но можно ли быть к ней такими строгими? То, что она пережила, не может пройти бесследно. Ее душа ранена, вера в людей подорвана. Самый близкий родственник надругался над ней, как же после этого требовать от нее уважения к чужим семейным узам? Таким образом, личность может ожесточиться против мира, если ее сильно оскорбили родные или дорогие сердцу люди.


В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» главного героя в округе недолюбливали. Он занимал должность лесника и никому не давал поблажек. Всех тех, кто рубил лес незаконно, он задерживал. Ни разу не сжалился он над бедняками, которые покушались на деревья от нужды и безысходности. Его даже прозвали «Бирюк», намекая на его нелюдимость и суровость. Этого человека и подкупить было нельзя, настолько он был принципиальным. Но рассказчик случайно попал в логово этого злобного лесника, и что же он увидел? Маленьких детей, которых ему оставила неверная жена, ушедшая за лучшей жизнью с мещанином. Все они ютились в убогой избенке, состоящей из одной комнаты. Естественно, что мужчина ожесточился и перестал верить людям, ведь его предала самая близкая женщина. Однако при ближайшем рассмотрении его доброта все равно никуда не пропала: он помог путнику, выпустил застигнутого врасплох вора по его просьбе. Просто он глубоко прятал свое доброе сердце, чтобы его снова не растоптали. Значит, тот, кто кажется жестоким, может быть, и не жесток вовсе, а просто скрывает свою доброту, чтобы не быть вновь обманутым.

Таким образом, добрые люди могут меняться к худшему, если их очень больно задели те, от кого они этого не ожидали. Удар в спину заставит человека утратить всякое доверие, без которого невозможно делать добро. Но даже если такое превращение совершилось, не стоит ставить на личности крест: возможно, ей просто нужно время, чтобы снова открыться миру с лучшей своей стороны.



Просмотр содержимого документа
«искусство и ремесло»

Сочинение по направлению “Искусство и ремесло”

Нужно разобраться, что собой представляет искусство и ремесло. Часто люди путают эти два понятия, так как не обладают достаточным опытом и вкусом. Они могут принять подделку за предмет гениального творчества. Если человек стремится к саморазвитию, то со временем обязан научиться отличать искусство и ремесло. Данная тема поднималась и в литературе.

Николай Гоголь в свой повести «Портрет» описывает бедного художника Чарткова, который даже не может приобрести нормальные краски. Последние деньги молодой человек тратит на картину. На полотне изображен ростовщик, а под холстом находятся деньги. Неожиданное богатство быстро овладело художником. Он отдал долги, начал позволять себе то, что раньше было недоступно. С каждым разом запросы мужчины были все больше и больше. Он начинает работать со знатью. Заказов достаточно много. Но для этого художнику приходится выполнять прихоти заказчиков, делая их на портретах лучше, чем в жизни.

Такая работа не несла никакого развития. Однажды Чартков отправился на выставку работ своего коллеги. Его удивило мастерство художника. Это было действительно высокое искусство. Главный герой начал сходить с ума. Он покупал талантливые работы и уничтожал их. Это достойный пример того, чем искусство отличается от ремесла. Достойные работы не могут сравниться с коммерческими проектами. Ремесло ориентировано на потребителя, чтобы извлечь прибыль. А искусство создают, чтобы обогатить мир чем-то действительно прекрасным.

Александр Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» также затрагивает тему искусства и ремесла. В центре сюжета выступает несчастный влюбленный мужчина. Предмет его воздыхания относится к совсем иному миру, куда простому человеку не попасть. Мужчина спасался тем, что писал письма женщине, которую любил. Но однажды на ее день рождения несчастный влюбленный преподнес даме своего сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Муж женщины посчитал это позором, нашел мужчину и вернул подарок, попросив прекратить любые знаки внимания. Желтков согласился, но попросил отправить прощальное письмо.

Безответно влюбленный покончил жизнь самоубийством. В последнем обращении к Вере мужчина попросил послушать ее вторую сонату Бетховена. Музыка помогла женщине понять всю глубину чувств Желткова. Таким образом, только настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные эмоции.

Искусство является чем-то чистым, уникальным, гениальным. В ее создание вкладывается душа. Автор стремиться воссоздать свое понимание мира в истории. Ремесло же направлено на конкретных людей – потребителей. Главное получить выгоду от товара, который часто является просто копией. Этим и отличается искусство и ремесло.

Второе сочинение по направлению “Искусство и ремесло” – 2 пример.

В нашей жизни присутствуют такие понятия, как искусство и ремесло. Я думаю, что многие люди понимают, что между этими понятиями есть существенные различия. Однако, далеко не все их видят. Трудно сказать, почему, возможно из-за отсутствия определенного опыта или вкуса. Не каждому дано распознать истинные произведения искусства среди их копий или аналогов. Но тому, кто претендует на звание развитого человека, стоит научиться отделять зерна от плевел. Приведу примеры из литературы.

В повести Н.В. Гоголя рассказывается о молодом и талантливом художнике. Жил он очень бедно. Ему даже нормальные краски купить было не на что. Однажды его внимание привлекла одна картина. На ней был изображен мужчина азиатской внешности. Он был ростовщиком. Как-то Чарткову приснился странный сон, в котором ростовщик с картины дал ему в ссуду крупную сумму денег. Сон, каким-то волшебным образом, оказался реальностью. После этого художник стал жить на широкую ногу. Впрочем, власть денег беспощадна и Чарткову с каждым днем требовалось все больше денег. Он стал достаточно популярным и модным художником. Получал заказы от весьма знатных особ. Однако, для того, чтобы удовлетворить запросы и вкусы этих знатных клиентов, Чарткову приходилось изрядно кривить душой, потому что эти люди хотели выглядеть на своих портретах, гораздо лучше, чем были на самом деле. Погрязнув в рутине исполнения поверхностных заказов, молодой художник совсем забросил дальнейшее развитие своего таланта. Однажды молодой художник попал на выставку своего прежнего приятеля и, увидев насколько талантливы его работы, понял, что многое упустил. В итоге, Чартков сошел с ума. В приступах зависти он начал скупать все талантливые работы и потом уничтожал их. Эта история говорит о том, что настоящее истинное искусство несет в себе правду жизни, а не подчиняется чьим-то капризам. А ремесло, напротив, является инструментом для получения прибыли, удовлетворяя потребности широких масс.

Еще одним замечательным примером поднятой темы является повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Герой этой повести очень любил княгиню Веру Шеину. Сам он был простым чиновником и не был вхож в круги знати. Свои чувства к ней он проявлял только в письмах, которые отправлял ей только по праздникам. И в день ее именин прислал ей очередное письмо с поздравлениями и ценным, дорогим подарком. Это был гранатовый браслет. Николай, брат княгини, был очень раздражен этим поступком. Он уговорил князя Василия Львовича найти воздыхателя Веры и вернуть ему браслет. Влюбленный чиновник оказался очень добрым и кротким человеком. Он признался князю, что давно влюблен в его жену и попросил разрешения отправить ей еще одно – последнее прощальное письмо. Несмотря на возмущения Николая, Шеин отнесся к Желткову с должным пониманием. Спустя некоторое время после получения прощального письма, Шеины узнали, что Желтков покончил жизнь самоубийством. В своем письме он попросил Веру в ту минуту, когда она вспомнит о нем, прослушать вторую сонату Бетховена. Княгиня так и поступила. В тот момент, когда она слушала музыку, она почувствовала, что Желтков простил ее, и поняла, что, возможно, мимо нее прошла любовь всей ее жизни. Только настоящее искусство может передать всю полноту чувств, переживаемых человеком сейчас или когда-то.

Искусство является самым настоящим, искренним и светлым способом выражения ощущений и чувств человека. Искусство всегда создает, а не копирует. В этом и состоит различие между ремеслом и искусством. И настоящий шедевр невозможно перепутать с обычной подделкой.

 Тема: Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?

Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека? Для того чтобы разобраться в этом вопросe, слeдует обратиться к значению слов «искусство» и «ремесло».  Искусство - это творческое отражение мыслей автора, несущее в себе эстетическую ценность. Ремесло- это профессиональное занятие определенным видом деятельности. Таким образом, отношение человека к искусству или ремеслу определяет его внутренний мир –  цели и приоритеты. По тому, какое искусство выбирает человек, можно узнать его внутренний мир: например, если человек тяготеет к настоящему искусству, чувствует прекрасное- это говорит о внутренней красоте, а если человеком руководит цель заработка денег, возможность стать известным, то человека можно охарактеризовать как мелочного, корыстного и самовлюбленного. Такие примеры можно встретить в художественной литературе. 

В повести Н.В.Гоголя «Портрет» главный герой -  нищий живописец Чартков. Проблема отсутствия денег окружила его со всех сторон: у него долги, нет возможности продолжать снимать квартиру, он постоянно чувствует голод. Однажды главный герой настолько "влюбился" в картину, на которой был изображен старика с невероятно выразительными глазами, что отдал за нее последний двугривенный и принес домой. Ночью Чартков увидел сон, как старик с картины сидел рядом с его постелью и считал деньги, которые принес собой в мешке. Наутро герой проснулся и обнаружил эти деньги. Когда у Чарткова появилось много денег, выросли и его потребности, и тогда живописец взялся писать портреты богатых людей за деньги. Некоторые заказчики требовали изобразить не действительную картину, которую видит художник, а немного приукрашенную, добавив туда роскоши и богатства. Художнику ничего не оставалось, кроме как делать то, о чем его просят, ведь за это платят желанные деньги. Так Чертков сделал свое ремеслом. Для Чарткова искусство перестало быть способом самовыражения, а стало зарабатыванием денег. Такое отношение к искусству (а впоследствии к ремеслу) раскрыло много плохих черт внутреннего мира главного героя. Пример такого  типа «ценителя» искусства можно найти и в другом произведении. 

Так, в романе М.А. Булгакова «
Мастер и Маргарита» целая сюжетная линия посвящена искусству. Творцами искусства являются члены МАССОЛИТа , которые пишут книги ради денег и привилегий. Творят они в писательском доме Грибоедова, где главной достопримечательностью является ресторан на первом этаже. Основная задача творцов - пропаганда советского режима. Слово писателей МАССОЛИТа – это не веское, личное, реалистичное слово истории, это продажное и дешевое словечко. То, чем занимаются писатели МАССОЛИТа - это зарабывание денег, получение квартир и всяческих благ. Этим людям не интересна мораль, честность, их интересуют другие вещи. Через такое отношение к искусству раскрывается бедный духовный мир «творцов». 

Подводя итоги изложенному, можно сказать, что отношение к искусству и ремеслу раскрывает лучшие или худшие черты внутреннего мира человека. То, что предпочитает человек ( настоящее искусство или ремесло) раскрывает его цели, задачи, приоритеты, что несомненно рассказывает многое о его внутреннем мире.

Итоговое сочинение по направлению «Искусство и ремесло»

(450 слов) Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Деньги будто бы случайно оказываются под холстом. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу: покупает дорогие вещи, отдает все долги. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант поистерся и не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он перешел грань дозволенного и сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь об одном – написать и отправить прощальное письмо. Потом он пообещал, что никогда не побеспокоит семью Шеиных. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.

.

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Разницу между искусством и ремеслом подсказал нам А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери». Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.

Я считаю, что прав бы публицист Ромен Роллан, когда сказал, что «Творить — значит убивать смерть». Пример, подтверждающий эту мысль, можно найти в произведении А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» один герой противопоставлен всему писательскому сообществу. Мастер – подлинно одаренный литератор, его роман написан мастерски и отражает вечные проблемы, отвечая на глобальные исторические и религиозные вопросы. А вот его коллеги – бездарные конформисты, образование и кругозор которых не сравнится с тем, чем располагает автор романа о Понтии Пилате. Все члены МОССОЛИТА служат одной цели – распространению пропаганды советского режима. За это им и платят. Их единодушно хвалит пресса, им открыты все двери редакций. А вот реальному таланту они закрыты, ведь он говорит о том, что не вяжется с политической необходимостью, с информационной повесткой дня. Поэтому Мастера сначала освистали рецензенты, затем и вовсе упекли в сумасшедший дом услужливые стражи порядка. Настоящее искусство часто подвергается гонениям власти и толпы, так как оно говорит о важном, а не о том, что люди хотят слышать.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы видим пример ремесленника в искусстве. Это поэт Иван Бездомный, который и сам признает, что пишет плохие стихи. Иван не отличается начитанностью и образованностью, но легко рассуждает о религии и отрицает существование Бога. Он пишет такую ерунду, что редактору даже приходится просвещать молодого человека, чтобы тот хотя бы не опозорился из-за своего откровенного невежества. Но Иван упорно слагает целые поэмы, ежедневно, как на работу, идет к столу и начинает «творить». Разумеется, бездарного человека, который угоден власти, обласкали журналы и критики. И он так и остался бы при своей конформистской литературной карьере, если бы не судьбоносная встреча с Воландом, который убедительно доказал герою, что он понятия не имел о том, что так насмешливо описывал. Таким образом, люди без таланта часто пытаются доказать, что он у них есть, поэтому они штампуют копии копий, не ведая ни истинного назначения искусства, ни художественного вкуса, чтобы определить собственную бездарность.

Н. С. Лесков «Левша»

В сказе Н. С. Лескова «Левша» описывается непростая судьба творца. Тульский мастер получает важный заказ от самого императора: нужно показать английским умельцам, что русские коллеги лучше. Доставить поручение берется казак Платов. Он же жестоко контролирует деятельность работников. Левша и его команда долго трудились над непосильной задачей, но сделали невероятное достижение: подковали английскую блоху, которой так поразился император. Одна беда: раньше блоха танцевала, а после работы над ней перестала двигаться. Тут рассвирепел Платов, так и не поняв того, что сделали мастера. Он сильно избил Левшу. Но когда при дворе поняли, чего он добился, все единодушно решили отправить умельца в Англию, чтобы похвастаться его работой. За границей одаренного мужчину сразу же оценили по достоинству. Там и жену ему подобрали, и денег обещали, и всяческими почестями задабривали, но он упрямо рвался на родину. В конце концов, сел он на судно и поехал домой. Больше всего хотел он вовремя донести до императора важный секрет: нельзя ружейные дула кирпичной крошкой чистить, оружие портится. Но в родной стране пьяного Левшу бросили умирать, никто не прислушался к его словам, никто не помог ему. Так и умер талантливый человек, которого важные господа всего лишь использовали, но не оценили. Таким образом, судьба редко балует гениев, ведь люди слишком поздно понимают их значимость.

В сказе Н. С. Лескова «Левша» рассказывается о жертве, которую искусство требует от того, кто им владеет. При знакомстве с тульским мастером мы обращаем внимание на то, что волосы у него выдраны еще во время обучения. Также мы видим, что он беден и живет очень скромно. Интересен и тот факт, что герой рабски покорен судьбе и не спорит с Платовым, когда тот несправедливо нападает на умельцев. Все это говорит о том, как на самом деле выглядит жизнь настоящего творца. Это не слава и почести, богатство и признание, нет! Это нищета, тяжелый труд, напряженное и трудное постижение тонкостей мастерства. Все это человек должен вытерпеть без ропота. Иначе его дар не получит развития и не станет настоящим талантом. Такова цена таланта!

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Настоящее искусство может исцелить душу. Например, такой эпизод описывает Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Наташа была очень весела и приветлива, ей очень нравилось то, что Денисов влюблен в нее и внимательно наблюдает за ней, восхищаясь красотой девушки. Но рядом с ними сидел ее огорчённый и разочарованный в себе брат, который накануне проиграл в карты очень большие деньги. А ведь их семья так бедна! Николай сгорал от стыда и не знал, как выйти из проблемной ситуации. Вначале он искренне сердится на сестру за ее радость, ему она кажется несвоевременной. Но во время ее чарующего пения молодой человек позабыл обо всех своих несчастьях. Ему казалось, что этой чистотой красивого голоса он стер все то, чем был встревожен. «Вот оно, настоящее» — думал он о музыке, в которой растворялись все переживания и невзгоды. Таково действие искусства на душу человека, и это влияние нельзя недооценивать.

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой с любовью отзывается о народном танце, где человек свободно выражает себя. В противовес ему он изображает светские балы, где все движения рассчитаны и расписаны, где люди танцуют для того, чтобы достичь своих меркантильных целей: выгодно выйти замуж, познакомиться с нужным человеком, устроить родственника и т.д. Народные же танцы отражают характер человека и его чувства. Они раскрепощают и высвобождают душу, а не заковывают ее в определенную последовательность жестов и движений. Настоящее искусство, например, автор видит в беспорядочном танце Наташи Ростовой, а не в безупречной грации Элен с мраморными плечами. Настоящее искусство всегда обнажает душу, а не грудь.

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Влияние искусства на восприятие мира человеком показано в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье, переживающей финансовые трудности. Но его переживания развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное исполнение композиции, он успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства.

Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.


А. Твардовский. «Василий Теркин»

Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.


Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Убедиться в том, что творения мастеров способны «выпрямить», сделать человека сильнее, можно, прочитав роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор знакомит читателя с дочерью мелкого чиновника Мармеладова Соней. Нам становится известно, что, помогая больной чахоткой, полусумасшедшей мачехе, её маленьким детям, вечно пьяненькому отцу, героиня вынуждена жить по «жёлтому билету». Вместе с другим героем романа, Родионом Раскольниковым, мы поражаемся, как уживается в Соне «такой позор и такая низость» с высокими, святыми чувствами! В чём черпает силы «великая грешница», ведь разумнее было бы «головой в воду» и покончить с бесчестной жизнью? Что поддерживает её? Удивительно, но источником её терпения, кротости, заботы о других является книга «Евангелие»! На наших глазах робкая, слабая, беззащитная героиня, читая о воскрешении Лазаря, становится сильнее, чем главный герой, а источник её силы – в книге.





Просмотр содержимого документа
«месть и великодушие»

Направление темы “Месть и великодушие”  

Детей воспитывают с четким пониманием того, что людей нужно прощать. Об этом говорят родители, учителя и книги. Но человек подвластный эмоциям, а они часто бывают отрицательными. Натура может стремиться к мести, справедливой расплате. Но являются ли такими методы правильными? Об этом можно долго философствовать и почерпнуть опыт из литературы какой иной раз бывает “Месть и великодушие”.

Тема «месть и великодушие» показана в произведении Александра Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин старается понравиться Маше. Но девушка не отвечает молодому человеку взаимностью. Тогда оскорбленный влюбленный начинает распускать грязные неправдивые слухи. На этом месть Швабрина не заканчивается. Когда подворачивается удобный момент, то он берет Машу в плен. Он грозиться заморить девушку голодом, если она не выйдет за него замуж. Мужчина все это делает не из-за большой любви. Он пытается отомстить Гриневу, который оказался более удачливым в «амурных делах».

В итоге в повести Пушкина все-таки торжествует справедливость. У Швабрина был большой список отрицательных черт характера. В итоге мужчину арестовывают за измену Родине. Умение прощать – это прерогатива благородных людей. Мстительные личности не знают сострадания. Они жестоки и сделают все, чтобы самоутвердиться за счет других людей.

В работе Б.Васильева «А зори здесь тихие…» ситуация складывается иначе. В центре сюжета выступают пять девушек-зенитчиц, которых убили фашисты. Их командир, старшина Васков мстит за своих подопечных и расправляется с немцами. Эта месть носит совсем иной характер. Только такое возмездие имеет право на существование.

Месть привилегия людей с низкой нравственностью. Но можно сделать вывод, что иногда ситуация действительно требует возмездия. Все индивидуально и зависит от людей. В любом случае строить планы по расплате не следует, если человек обидел неосознанно. В порыве гнева человек способен совершить необдуманный поступок, поэтому важно контролировать свои эмоции.

 Сочинение-рассуждение на тему: Месть и великодушие

Что же такое месть?
Это действие, в ответ на обиду или оскорбление. Абсолютно низкий для человека поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным и уже не видно других путей решения проблемы.

Во все времена люди прибегали к мщению, доказательства тому - литература. Негативные последствия мести можно обнаружить в романе Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени".

Грушницкий, выслушав насмешки над своими чувствами по отношению к Мери, решает спровоцировать Печорина на дуэль (что у него благополучно выходит). Впоследствии Грушницкий погибает по вине своей глупости и неуступчивости.

Разумно поступил персонаж Александра Сергеевича Пушкина - Дубровский, вовремя осознавший возможные последствия. Он хотел сжечь поместье Троекурова в отместку за отца. Но препятствовала тому любовь к Маше. Разве Дубровский мог причинить ей боль, человеку, который был для него дороже всех? К тому же, эта месть могла повлечь за собой войну между семьями, а главному герою вряд ли хотелось такой развязки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ничего хорошего месть за собой не влечет, нужно обдуманно подходить к вопросу о взаимоотношении между людьми и учиться прощать.

Сочинение по направлению "Месть и великодушие"

Месть и великодушие – это два полярных, прямо противоположных понятия, которые характеризуют личность с нравственной стороны. Месть – это намеренное причинение зла, действие, которое совершает коварный, злобный человек за обиду и причинённое зло, это возмездие за что-нибудь. Наслаждение от мести, по-моему, испытывает тот, кто лишён доброты, обладает мелкой и низкой душой. Такой человек не способен забыть и простить обиды, стать выше своего самолюбия. Великодушие же, напротив, свойственно тому, кто обладает высокими душевными качествами, кто снисходителен к ошибкам и слабостям других, кто готов бескорыстно жертвовать своими интересами. 

В литературе есть немало примеров того, как месть становится орудием героев и не приносит им счастья, а, наоборот, приводит к непоправимым последствиям. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой, петербургский аристократ, живя в деревне, обиделся на своего друга Владимира Ленского и решил ему отомстить. Причина обиды мелкая и ничтожная. О такой обиде в народе иронично говорят: «Надулся как мышь на крупу». Ленский уговорил Онегина приехать в гости к Лариным на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать к Лариным по двум причинам. Во-первых, он избегал встреч с Татьяной. Между ними произошло решительное объяснение, в котором Евгений в ответ на письмо Татьяны с признанием в любви прочитал ей то ли проповедь, то ли исповедь, признавшись, что его душа не способна любить, растратив юношеский пыл. Во-вторых, Онегин не хотел встречаться с соседними помещиками, которых считал ничтожными и презирал. Но Ленский сказал, что народу будет мало, и ошибся. Увидев огромное количество гостей, бледную Татьяну, готовую в любую минуту расплакаться, Евгений поклялся в душе «взбесить» Ленского, и ему это удалось. Бывший ловелас стал открыто ухаживать за Ольгой, нашёптывать легкомысленной девушке «какой-то пошлый мадригал». Ольга отказала Владимиру в последнем танце – котильоне, который обычно в конце вечера танцуют жених и невеста, сказав, что она уже обещала Онегину. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения влюблённого поэта. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Так, желание мести привело Онегина к целому ряду нравственных ошибок. Во-первых, он необдуманно пошутил над юной робкой любовью, действуя привычно, как в аристократическом Петербурге. Но он не учёл того, что юный философ, «поклонник Канта и поэт», не знал светских правил и коварную игру друга принял за чистую монету. Во-вторых, он мог бы отказаться от дуэли и помириться с другом, но Онегин этого не сделал, испугавшись «общественного мнения», по сути, мнения тех людей, которых он презирал. Трагический итог мести Онегина –гибель друга на дуэли, чувство непоправимой вины и муки совести Евгения. 
Примером великодушия в этом романе является Татьяна, нравственный идеал автора. Она выходит замуж за генерала только лишь потому, что её со слезами умоляла мать, ради спокойствия родного человека. Дав клятву верности в церкви, Татьяна отказалась от личного счастья, потому что выше всего ставила нравственный долг. Замужняя Татьяна преподала эгоистичному Онегину урок верности, самопожертвования и великодушия. Да, она по-прежнему любила Онегина, но никогда бы не смогла построить своё счастье на несчастье другого человека. 

Таким образом, мы пришли к выводу, что месть – это низкое желание, которое не приносит счастья, а только муки и раскаяния. Только великодушный человек никогда не раскается в том, что когда-то простил своего обидчика, будет чувствовать моральное удовлетворение, что не пошёл на поводу своих мелких и недостойных чувств.



Просмотр содержимого документа
«мечта и реальность»

Сочинение по направлению "Мечта и реальность"

Мечты и реальность… На первый взгляд, кажется, что это прямо противоположные понятия. И действительно, мечта – это то, что находится только в нашем воображении, мыслится как предмет желаний. Реальность же, напротив, существует независимо от нашего сознания, это действительность в её предметности и осязаемой вещности. Но всё-таки, несмотря на противоположность этих понятий, они тесно связаны между собой, воспринимаются как логические цепочки. Когда мы мечтаем о чём-либо, то, несомненно, стремимся к тому, чтобы наши мечты воплотились в действительности, стали реальными. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи мне, о чём ты мечтаешь, и я скажу, кто ты». Несомненно, мечты человека, как и его слова и поступки, многое говорят о нём, раскрывают его нравственность, внутренний мир. Ярко характеризует человека и его отношение к мечте. Одни воодушевлены своими мечтаниями и готовы воплотить их в жизнь. Другие оказываются в плену прекраснодушных мечтаний и ничего не предпринимают, чтобы их мечта сбылась. А есть и такие люди, кто напрочь лишён высокой мечты, «тьмы низких истин им дороже», они стремятся к материальным ценностям, к обогащению. 

Герой рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» небогатый и незначительный чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский, скучая в тесном и душном присутственном месте за переписыванием бумаг, мечтал о жизни на природе, в собственном имении. И эти его желания можно объяснить, ведь его детство прошло в деревне среди лугов и полей. Пределом его мечтаний был собственный крыжовник, который должен был непременно расти на участке рядом с домом. Чимша-Гималайский добился исполнения своей мечты ценой нравственных утрат. Женившись на немолодой, некрасивой, но богатой вдове, своей скаредностью и скупостью он свёл её в могилу, ни разу не признав свою вину. Бывший чиновник превратился в самодовольного барина, уверенного в том, что народ его любит, так как на праздники он непременно выставляет своим мужикам ведро водки. Особенное счастье Николай Иванович чувствует, когда берёт с тарелки крыжовник и кладёт его в рот, приговаривая: «Как вкусно!». На самом деле ягоды кислые и жёсткие, но герой счастлив: он воплотил свои мечты в жизнь. А родному брату Чимши-Гималайского, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу, навестившему однажды поместье, было грустно видеть самодовольного помещика, рядом с которым не стоит человек с молоточком и не предупреждает о том, что рядом много бедных и страдающих людей. 
Этот пример доказывает, что, если человек выбирает только низкую мечту, заботясь о своём благополучии, он нравственно деградирует. 

А в романе И. А. Гончарова «Обломов» его герой тоже мечтал о жизни в деревне, в собственном имении. Но эти мечтания были наполнены теплом и духовностью. Илья Ильич Обломов мечтал о своей семье, жене и детях, об искренних друзьях, которые будут его навещать, о приятном времяпровождении на лоне природы. Но апатичный герой, всё время проводивший в своём восточном халате на диване, предаваясь мечтаниям, не сделал ничего, чтобы его мечта стала явью. Он терялся в простых житейских задачах, так как в детстве за него всё делали слуги. Но, в отличие от Чимши-Гималайского, Обломов сохранил чистое хрустальное сердце, душевное тепло и доброту. Свой идеал он нашёл на Выборгской стороне в доме простой женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной, в общении с её детьми. 

Таким образом, почти у каждого человека есть своя мечта, которая характеризует его с нравственной стороны. Добиваясь своей цели, важно выбрать правильный путь, сохранить в себе человечность.

Просмотр содержимого документа
«отцы и дети»

Сочинение по направлению "Отцы и дети"

Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений. Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество, изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности: честь, совесть, долг. 

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе, но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» - эти слова отца стали заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но остаться верным своему офицерскому слову. 
На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным завету отца. 

Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг друга. 
А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к отцу. 
Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов» происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным. 

Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.



Просмотр содержимого документа
«схема итогового сочинения»

Схема итогового сочинения

Введение

Месть – это всегда большой соблазн для того, кому причинили боль. Ему хочется ответить более сильным ударом, поставить обидчика в те же условия. Заставить также почувствовать боль.

Проблема

Месть – это слабость. Жажда возмездия разрушает душу. Истинная сила в великодушии.

Тезис №1

Человек, которого предали испытывает тяжелые моральные муки. Предательство товарища, друга выбивает из общего ритма жизни. Но самую острую боль приносит измена любимого человека. Этой теме посвящали свои произведения многие литераторы.



Аргументация

В рассказе И.А. Бунина «Кавказ» офицер, которого все считали сухим и холодным, не выдерживает позора и боли. После побега жены с любовником, он стреляет в себя из двух пистолетов.

Вывод

Литературный пример доказывает, что человек, который уязвлен, обижен, предан нашел в себе силы проявить великодушие. Он оставляет жену с любовником в покое, а сам уходит из жизни. Я думаю, если бы жена искренне покаялась перед ним, трагедии бы не случилось.

Тезис №2

«Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть» А. Дюма

Аргументация

Наиболее ярко эта тема освещена в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семьи Болконских и Курагиных – антиподы в романе. Два старинных княжеских рода, но таких не похожих друг на друга. Болконские –сдержанные, интеллигентные. Им присуща фамильная гордость и твердость духа. Но внешней красотой они не отличаются. А также сторонятся светской жизни. Курагины, в свою очередь, привлекательны, горды, высокомерны. Им присущи эгоизм и лицемерие. Любят бывать в свете.

Случается так, что Андрей Болконский и Анатоль Курагин становятся злейшими врагами. Князь Андрей не может забыть обиду. Он продолжает любить, но в то же время ненавидеть Наташу, считая ее изменницей. И мечтает убить Анатоля. Он делится этими мыслями с Пьером. Безухов – сторонник иного мнения. Он обижен тем же родом. Элен Курагина была его женой, но изменила с Долоховым. И хотя Пьер дрался на дуэли с соперником, он жалеет об этом. И благодарит Бога, что его не убил. Граф – добрый, великодушный юноша.

Позиция Болконского меняется, когда он тяжело раненый, видит рядом искалеченного противника. Сцена ампутации ноги Курагина оказывает на него неизгладимое впечатление. Он прощает все бывшему сопернику.

Вывод

Несчастье врага превзошло ненависть героя. Андрей проявляет сострадание. Это говорит о его великодушии. Правдиво утверждение А.Дюма.

Заключение

Месть редко приносит удовлетворение. Ее не заглушить боль. Наоборот, она рождает еще большее зло. Она разрушает душу. Чтобы искоренить зло, на него необходимо отвечать добром, прощением. Только великодушие может спасти в трудной ситуации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!