СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры использования методов проблемного обучения на разных этапах обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры использования методов проблемного обучения на разных этапах обучения Задачи проблемного обучения: учить мыслить логично, научно, творчески; сделать учебный материал доказательным, убедительным для учащихся; формировать не просто знания, а знания-убеждения, содействовать формированию прочных знаний, формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской работы, формировать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Примеры использования методов проблемного обучения на разных этапах обучения»

Примеры использования методов проблемного обучения на разных этапах обучения

Этап постановки цели, мотивации познавательной деятельности.

Постановка цели на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение».

Учитель

Ученики

- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему: «Я сообщил ему о том, что видел, и указал на змею».

Ученик у доски составляет схему: [- =, (что =) и =]

Теперь сравните свои схемы с моей

Схема учителя: [- =, (что =), и =]

- Вы справились с заданием?

- Нет, так как не поставили запятую перед союзом и.

-Каким правилом вы руководствовались?

-Перед союзом что запятая ставится, а перед союзом и нет.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

- Почему в данном предложении запятая перед и нужна?

Постановка учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Этап осмысления нового материала. Формулирование темы урока русского языка в 9 классе («Знаки препинания в предложениях с однородными членами»).

Учитель

Ученики

На доске начерчены схемы: 1. *Ө, Ө = + 2. *Ө и Ө = + 3. *Ө, но Ө = ] 4. *Ө и Ө, Ө и Ө = + 5. *и Ө, и Ө, и Ө = ]

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

- Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

- Знаки препинания в предложениях с однородными членами.





Этап закрепления усвоенного.

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (притчи, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Приѐм «яркое пятно» на уроке литературы в 8 классе по теме: «Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»».

Учитель

Ученики

- Послушайте притчу о добром самарянине.

Однажды по пути учитель закона обратился к Иисусу: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь спросил Его: «А что сказано в законе Моисея?» Учитель закона ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумом твоим, и ближнего твоего, как самого себя». «Правильно ты ответил, — сказал Иисус, — так поступай, и будешь иметь жизнь». Учитель закона, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В Ветхом Завете, толкуя эту заповедь Моисея о любви к ближним, под ближними понимались обычно только единоверцы и единоплеменники, то есть иудеи.

В ответ Господь рассказал следующую притчу: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе”».

«Скажи, — обратился Господь к учителю закона, — кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Он сказал: «Тот, кто оказал ему милость». Тогда Господь сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

- Чему учит нас эта притча?






















- Доброте. Любви

- Верно. И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока…

- Уроки доброты.



Этап контроля учебно-познавательной деятельности. Приѐм «актуальность» на уроке русского языка в 11 классе по теме: «Орфоэпия. Орфоэпические нормы».

Учитель

Ученики

- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена . А почему? Попробуйте догадаться сами . На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть , на́чать и нача́ть , краси́вее и красиве́е , ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский . Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?

- Всѐ зависит от того, на какой слог мы поставим ударение

- С каким разделом науки о языке связано это задание?

­- Орфоэпия.

- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч 19 слов, но далеко не все задумываются над тем , правильно ли ставят ударения в словах . Часто мне приходится слышать от вас : «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ ́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Орфоэпия. Орфоэпические нормы». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.




Этап коррекции.

Коррекция не всегда является обязательным этапом процесса обучения. Этот этап появляется в том случае если по результатам контроля в процессе обучения имеются отклонения от намеченной цели обучения. Для того чтобы дети усвоили пропущенный материал, педагог прибегает к использованию других методов подачи материала и средства обучения. Один из успещных методов для этапа коррекции является постановка учебной проблемы.
Постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению знаний. Кроме того, первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь. На уроках русского языка используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где: 1) сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием; 2) обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть). Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

Урок коррекции русского языка в 10 классе по теме: «Ь знак в разных частях речи»

Учитель

Ученик

- Посмотрите внимательно на слова. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, пишется Ь и Ъ?

- В существительных женского рода после шипящих.

- Так. Ещё какие есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске)

- В глаголах 2 лица, ед.ч; в глаголах – инфинитивах; в глаголах повелительного наклонения

- Так. Может быть есть ещё предположения?

- В наречиях после шипящих;


- Ещё одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что – чик пишется после звонких?


Проверяет с учениками гипотезы.


- Можете теперь сформулировать правило?

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.

Создание проблемной ситуации позволяет добиться активной мыслительной работы учащихся, потому что помогает вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.

Этап обобщения. Урок русского языка «Обособленные обстоятельства» 9 класс.

Учитель

Ученики

На доске:

Река пенилась, вздымая валы.

- Почему стоит запятая?

- Деепричастный оборот.

- Что такое деепричастный оборот?

-Деепричастие с зависимыми от него словами.

- Что такое обособление?

- Выделение второстепенного члена предложения.

- Какой второстепенный член обособляется в этом предложении?

- Обстоятельство.

-Верно. Назовите тему урока.

- Обособленные обстоятельства.



Одним из методов обобщения и систематизации знаний может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Этот метод применялся мною и ранее, но, решая задачу активизации познавательной деятельности, я пришла к выводу, что активно он работает тогда, когда учащиеся ведут самостоятельный поиск. Но эта деятельность не должна быть хаотичной, она организуется учителем на уроке. Каждая новая намеченная поисковая операция желательно через проблемный диалог, проблемную ситуацию помогает открыть новую грань изучаемого явления, развивает умственные способности учащегося в ходе поисковой деятельности. Например, обобщающий урок по теме «Не с разными частями речи» можно построить в форме «Лабораторной работы». Учащимся предлагается объединиться в группы и поработать над «созданием» самого одновременно короткого, запоминающегося, но емкого алгоритма. Очевидно, такое задание может быть выполнено учащимися только в том случае, если ими освоены виды работы с правилами, оформленными в виде алгоритмов. К примеру, алгоритмы использовались нами при изучении правописания разделительных Ъ и Ь, не с именами существительными, слитного и дефисного написания имен прилагательных и т. п. Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается прежде всего в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Обучение русскому языку и литературе невозможно без опоры на такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и дифференциация, обобщение и систематизация, формирование устойчивых и осознанных знаний может быть успешным только в том случае, когда принципы технологии проблемного обучения станут ведущими при организации познавательной деятельности учащихся. Ведь при проблемном обучении учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!