СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Литературное чтение на родном (русском) языке является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нѐм своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 1 класс.»

Примерная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке,

1 класс.


Составитель: учитель начальных классов

МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского муниципального района Республики Марий Эл

Зверева Марина Альбертовна


Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Литературное чтение на родном (русском) языке является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нѐм своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;

3. Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского муниципального района Республики Марий Эл.




Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса составлена на основе рабочей программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

1.Помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт;

2.Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение).

Актуальность программы.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, поэтому одна из задач современного урока – познакомить учащихся с произведениями разных жанров и эпох и донести простоту христианских истин. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально. Средствами урока литературного чтения на родном (русском) языке в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, родному языку, духовным, природным и культурным ценностям, самобытным обычаям и традициям. Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека к жизни России, осознают значимость благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя достойными гражданами великой страны.





Личностные результаты:

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5.Формирование эстетических чувств.

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.





Метапредметные результаты:

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:


1.Осознание значимости чтения на родном (русском) языке для личного развития; формирование представлений о мире первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном (русском) языке как средстве познания себя и мира;

2.Использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное);

3.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»:


Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.

Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы,

выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы;

рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.








Содержание учебного предмета

1 класс (17 часов)



Россия - наша Родина (1час)

Вводный урок. П.А. Синявский «Рисунок».

Друзья детства (2часа)

К.Чуковский «Краденое солнце», Загадки -стихи Корнея Чуковского.

О доброте (2часа)

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». .Борис Заходер. Весёлые стихи.

Устное народное творчество(3часа)

Пословицы и поговорки. 7-8.Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». . Проект «Книжка-малышка».

«Рождество Христово» (1час)

Е. Голубева «Рождественская звезда».

О братьях наших меньших» (3часа)

М.М. Пришвин. "Предмайское утро", "Глоток молока". В.В. Бианки. «Первая охота». С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"

«Пасхальная радость» (1час)

Л. Чарская. «Земля и солнце.»

Про школу(2часа)

Н. Носов «Затейники» В. Драгунский. «Друг детства».

«В стране Вообразилии» (1час)

Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Обобщающий урок(1час)

«Жить с книгой дружить»



Календарно-тематическое планирование 1 класс

Тематические блоки,темы


Номер и тема урока

Количество часов


Основное содержание


Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Россия - наша Родина.

1.Вводный урок. П.А. Синявский «Рисунок».


1ч.

Введение. Знакомство со стихами П.А.Синявского о Родине. Беседа по теме: «Россия - наша Родина»

отвечать на вопросы по содержанию текста;

находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание.

Урок-введение «Россия - наша Родина»

(Инфоурок)

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-1-klass-na-temu-rossiya-nasha-rodina-5347078.html


Друзья детства.

2. К.Чуковский «Краденое солнце»


1ч.

Продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского, в частности, познакомить со сказкой «Краденое солнце»; развивать внимание, мышление, зрительную и слуховую память, воображение; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Урок Корней Чуковский «Краденое солнце»

(razdeti.ru)

https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-chtenija/konspekt-zanjatija-1-klas-kornei-chukovskii-kradenoe-solnce.html



3.Загадки -стихи Корнея Чуковского


1ч.

Обобщить знание детьми сказок и загадок К.И.Чуковского.

Показать воспитательное значение сказок Чуковского: воспитание чувства доброты и сопереживания, умения прийти на помощь; воспитание культуры поведения; прививать любовь к чтению.

Урок «Загадки -стихи Корнея Чуковского»

(nsportal.ru)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/12/20/zagadki-k-i-chukovskogo-prezentatsiya


О доброте.

4.В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»


1ч.

Создание условий для осознанного восприятия и усвоения содержания рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка»

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать нравственно-этические ориентиры.

Урок В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»

(Инфоурок )

https://infourok.ru/konspekt-uroka-v-oseeva-dobraya-hozyayushka-5214509.html



5 Борис Заходер. Весёлые стихи.


1ч.

Познакомить с творчеством Б. Заходера - поэта, прозаика и переводчика; учить чувствовать юмор стихотворения; сравнивать стихи по интонации и темпу чтения.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать речевое умение и творческие способности. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Урок .Б. Заходер" 1 класс (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-b-zahoder-umk-shkola-rossii-1-klass-4313492.html



Устное народное творчество.

6.Пословицы и поговорки


1ч.

Знакомство с устным народным творчеством. Это пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, приговорки.

Воспитывать любовь и уважение к русским народным жанрам. Развивать мышление и память.

Урок «Пословицы и поговорки»

(nsportal.ru)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/27/konspekt-uroka-po-chteniyu-v-1-klasse-po-teme-narodnye



7-8.Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». . Проект «Книжка-малышка»


2ч.

Ознакомить с содержанием русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументировано высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение героя. Рассказывать сказку, используя иллюстрации к книгам. Овладение приёмами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Урок Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

(nsportal.ru)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/12/06/urok-literaturnogo-chteniya-v-1-klasse-tema-narodnaya-skazka


«Рождество Христово»

9. Е. Голубева «Рождественская звезда».


1ч.

Познакомить учащихся с рождественскими стихами поэтов русской классической литературы 19-20 в.

Формировать правильное осознанное чтение целыми словами. Закреплять умение прогнозировать стихотворение на основе заголовка, находить основную мысль стихотворения.

Развивать выразительные средства речи (умение ставить логическое ударение и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса), умение читать стихи, развивать умение анализировать стихотворение.

Урок «Рождество Христово»

(prodlenka.org)

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/528477-rozhdestvo-hristovo

О братьях наших меньших»

10. М.М. Пришвин.

"Предмайское утро", "Глоток молока".

1ч.

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, его произведениями, развития речи, памяти и логического мышления.

Слушать текст в чтении учителя; воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы; читают текст самостоятельно; рисуют словесные картины; называют героев рассказа; отвечают на вопросы по содержанию; рассказывают о герое рассказа с помощью опорных слов

Урок. «М.М. Пришвин.

"Предмайское утро", "Глоток молока"»

(nsportal.ru)

.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/07/13/prezentatsiya-k-uroku-m-m-prishvin-predmayskoe-utro-glotok



11. В.В. Бианки.

«Первая охота»

1ч.

Познакомится с творчеством В.В. Бианки, и его произведением.
учиться правильно, выразительно читать
отвечать на вопросы.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Урок В.В.Бианки "Первая охота"https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-klass-vvbianki-pervaya-ohota-2735704.html



12. С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"

1ч.

Познакомить детей с творчеством С.Я Маршака. стихотворений, сказок, пьес. Развивать интерес к детской книге.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Урок С.Я. Маршак

"Сказка о глупом Мышонке»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-vneklassnogo-chteniya-sya-marshak-skazka-o-glupom-mishonke-klass-841895.html








«Пасхальная радость»

13. Л. Чарская.

«Земля и солнце.»


1ч.

Познакомить с творчеством Л.Чарской. Обучения грамоте, работа с стихотворением (диалогом, интонацией...).

Рассказать детям о Светлом Празднике « Пасха». Воспитывать уважение к православным традициям через чтение стихов русских поэтов 19-20в.в. Развивать выразительные средства речи (умение ставить логическое ударение и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса), умение читать стихи, развивать умение анализировать стихотворение.

Урок Л. Чарская.

«Земля и солнце.»

https://www.prodlenka.org/profile/507329/publications


https://kladraz.ru/prazdniki/drugie-prazdniki/pasha-istorija-pashi-dlja-detei.html

Про школу.

14. Н. Носов «Затейники»


1ч.

Познакомить с творчеством Н.Носова.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение героя. Овладение приёмами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Урок Н.Носов

(Инфоурок )

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-tvorchestvo-nn-nosova-klass-2547891.html



15. В. Драгунский.

«Друг детства».

1ч.

Познакомить с творчеством В.Драгунского

Формирование навыка грамотного, внимательного чтения. Развитие умения анализировать художественное произведение, развивать речь, словарный запас, мышление у учащихся.

Урок.В.Драгунский

«Друг детства»(nsportal.ru )

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/27/literaturnoe-chtenietema-vyudragunskiy-drug-detstva


«В стране Вообразилии»

16. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»


Познакомить с отрывком произведения Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Дать представление о качествах присущих настоящему другу.

Совершенствование навыков выразительного, беглого, осмысленного чтения, расширение кругозора обучающихся; создание условий для формирования дружного детского коллектива.

Урок. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»( uchitelya.com)

https://uchitelya.com/matematika/18433-konspekt-uroka-uspenskiy-krokodil-gena-i-ego-druzya-1-klass.html


Обобщающий урок.

17. «Жить с книгой дружить»


Дети вспомнят любимых героев сказок. Обогащение и активизацию словаря, развитие связной речи, речевого общения.

Расширить кругозор учащихся; выявление творческих детей для дальнейшего планирования работы по созданию условий их развития. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Урок. Литературная викторина «Жить с книгой дружить» (Инфоурок )

https://infourok.ru/viktorina-po-literaturnomu-chteniyu-klassi-3622617.html




Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по литературному чтению на родном(русском) языке:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/12/19/rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom

  2. https://infourok.ru/

  3. https://uchitelya.com/

  4. https://nsportal.ru/

  5. https://razdeti.ru/r






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!