Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкой Республики Крым «Средняя школа №3» им. Я. И. Чапичева.
Пример творческого проекта
«Наряд для завтрака на траве»
Учащийся: 6-Б
КЕЛЯМОВ ДАНИЛЛ ИВАНОВИЧ
Учитель технологии:
ТУРЧИН ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ
г. Джанкой
2023 г.
Обоснование проекта: ___________________________________
Проблемная ситуация
В конце учебного года наша семья по выходным дням выезжает на дачу подышать свежим воздухом, насладиться тёплой погодой, побегать по зелёной траве и, конечно, позавтракать. Для этого времени мне нужен новый наряд. Можно его купить, но это неинтересно.
Лучше всего сшить самостоятельно, потому что я многому научилась (кроить, выполнять ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы). Мне будет интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить друзей.
Итак, моя задача — разработать и сшить себе наряд к семейному завтраку на траве.
Исследование
Задание 1. Обрати внимание, ты постоянно проводишь какие-либо исследования!
Ты определил, что будешь изготовлять, и написал краткую формулировку задачи. Но сумеешь ли ты выполнить изделие? Есть ли для этого необходимый материал и инструменты Продумай все детали, которые следует учесть при проектировании и изготовлении изделия, и заполни таблицы.
Какие летние вещи есть в продаже в магазине?
— Майки, шорты, футболки.
Чем они мне понравились?
— Ничем. Они такие, как у всех.
Что хотелось бы в них изменить?
— Заменить синтетические ткани на натуральные, улучшить их внешний вид.
Какова их стоимость?
— Для меня дороговато.
Из какого материала они изготовлены?
— Из синтетической ткани, трикотажа.
Что мне советуют родители?
— Попробовать свои силы и сшить самостоятельно.
Что носят друзья?
— Вещи из магазина, которые может купить каждый.
Что можно сшить?
Первоначальные идеи
У меня возникло несколько идей, которые я зарисовала.
Мне нравятся все мои модели, но нужно выбрать одну, отвечающую требованиям, которые станут основными критериями моего выбора.
Требования к изделию
Технология изготовления доступна.
Небольшой расход ткани.
Простая конструкция.
Быстрое в изготовлении.
Удобное (не стесняет движений).
Модное.
Натуральная ткань.
Красивая расцветка.
Выбор лучшей идеи
Задание 2. Отметь в таблице знаком «+» или «-» соответствие первоначальных идей разработанным критериям. Идею, имеющую большее количество плюсов, можно считать лучшей.
Для выбора лучшего варианта (модели) я составила таблицу.
Описание модели | Критерии выбора | Сумма баллов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Шорты без боковых швов с поясом-кулиской для двух рядов резинок | 4- | 4- | 4- | 4- | 4- | 4- | 4- | 4- | 8 |
Бермуды с боковыми швами, поясом-кулиской для трёх рядов резинок, шлёвками для ремешка | 4- | + | + | | + | + | + | 4- | 7 |
Фартук для кулинарных работ с поясом-кулиской и мягким поясом | + | + | + | + | + | | + | + | 7 |
Оценив все варианты и подытожив результаты, мною при нято решение сшить шорты без боковых швов. На изготовлс ние бермудов уйдёт больше времени, потому что в этой модели есть боковые швы и шлёвки.
Какие мерки мне нужно снять?
Наименование мерок | Условное обозначение | Мои мерки, см |
Рост | Р | 146 |
Обхват бёдер | Об | 78 |
Длина изделия | Ди | 42 |
Выкройку шорт я сделаю самостоятельно. Для этого возьму из журнала выкройку, соответствующую моему размеру, и переведу её на кальку.
Способы изготовления
Что нужно знать о способах изготовления? | Каким способом лучше всего выполнить изделие? | Необходимо ли рассматривать эти вопросы при проектировании изделия? Почему? |
| | |
| | |
Задание 3. Сформулируйте свое обоснование и запишите его, выполнив аккуратно технический рисунок или эскиз проекта.
Эскиз 1
Выбор нужной ткани
Выбираю хлопчатобумажную ткань, так как она подходи т для лета. Она лёгкая, обладает хорошими гигиеническими и технологическими свойствами.
Материалы
Материалы | Свойства | Наличие (доступность) | Стоимость |
| | | |
| | | |
8. Технология изготовления шорт
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на изготовление шорт
Номер детали | Номер операции | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1 | Сделать выкройку. Подготовить выкройку к раскрою | | Линейка, карандаш, картон, ножници |
| 2 | Выкроить шорты. | | |
| 3 | Перенести линию перегиба на лицевую сторону. | | |
| 4 | Сметать и стачать шаговые срезы. Обметать срезы и разутюжить. | | |
| | | | |
| 5 | Сметать и стачать половинки шорт по средней линии. Обметать срезы и разутюжить в области кулиски. | | |
2 | 6 | Заметать на изнаночную сторону и застрочить кулиску. Приутюжить. | | |
| 7 | Заметать на изнаночную сторону и застрочить нижнии срез каждой половинки шорт. Приутюжить. | | |
| 8 | Вложить отрезки резинки в кулиску. Стачать вручную концы резинки и шов. | | |
Расчёт ткани и денежных затрат (цены условные)
Для шорт понадобится 0,7 м ткани, если её ширина 1,4 м.
Материал | Количество | Цена, руб. за ед. | Стоимость, РУБ |
Ткань | 0,7 м | 120 | 84 |
Нитки | 1 катушка | 15 | 15 |
Эластичная тесьма | 1,2 м | 5 | 6 |
Всего | 105 |
Потребительские качества
Физические | Безопасность | Эстетические | Экологические |
| | | |
| | | |
9. Экспертная оценка и самооценка
Эксперты | Оценка |
Мама | Мама похвалила меня, сказав: «Даже если ты не ста нешь знаменитым кутюрье, опыт работы с тканью тебе пригодится» |
Папа | Папа попросил сшить ему такие же шорты для дачи, но только длиннее |
Друзья | Друзьям шорты понравились, они сначала не повери ли, что это вещь, сшитая самостоятельно |
Одноклассники | Сказали, что шорты получились хорошие, хотя сшитые ими фартуки для работы на кухне им тоже нравятся |
Учитель | Учитель отметил, что работа выполнена самое гоя тельно и в срок. Качество работы хорошее, хо тя мож но было выполнить более ровные строчки |
Оцени свою работу. Результаты запиши в таблицу.
Критерий | Оценка |
Понравилось ли изделие потребителю? | |
Эстетичный ли у него вид? | |
Удалось ли рационально использовать материалы и инструменты? | |
Соответствует ли изготовленное изделие выбранным критериям? | |
Дорогим или дешёвым получилось твое изделие? | |
Самостоятельно ли ты продумал проект изделия или воспользовался готовым? | |
Всё ли удалось? Что бы ты сделал по-другому, если бы начал работу заново? | |
Какую оценку ты себе поставишь? | |
Комментарии учителя___________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Источники информации, использованные при выполнении проекта
Учебник «Технология» для учащихся 5 класса.
Интернет-ресурсы.