СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки»

Применение здоровьесберегающих технологий
                       в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки



    В наше современное время ни у кого уже не вызывает сомнения то, что успешность обучения и образования в школьной сфере определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в школу.
Необходимым условием для сохранения здоровья учеников являются положительные эмоции. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье.  
   Уроки музыки  и занятия музыкой в дополнительном образовании помогают снять нервно-психические перегрузки, восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.
Снижение утомляемости  учеников  на уроке происходит за счёт использования   разных видов деятельности таких как исполнение и восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, рисование, игра на детских музыкальных инструментах, (шумовых),   инсценирование,  проведение физминуток, дыхательных упражнений и  игровой деятельности. Это благоприятно воздействует на эмоциональную 
сферу учащихся, способствует сохранению здоровья.
  Цель здоровьесберегающих технологий на уроках музыки - обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья за период   на всех этапах обучения, сформировать необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.  
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы,  технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся.  

  При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально — энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению.

На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов, пластическое интонирование. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания,  развитию интереса у учащихся к предмету.
        Главной задачей уроков музыки с применением здоровьесберегающих технологий является снятие нервно психологических перегрузок,  восстановление  положительного  эмоционально энергетического тонуса учащихся.

Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье детей. И музыкальная терапия становится все более эффективным методом сохранения здоровья школьников.
В начальных классах большое внимание уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких приемов работы становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.
Ведь голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. А дыхание – энергетический источник голоса. 
           По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением.
 Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет.
Очень верно когда-то сказал Сократ: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки дает возможность решать одну из важнейших задач, стоящих перед школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся.     
           Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
-повышает и понижает мышечный тонус;
-стимулирует появление эмоций;
-улучшает вербальные и арифметические способности;
-стимулирует процессы восприятия и памяти
-активизирует творческое мышление; 
         Восприятие музыки, вокальная терапия, дыхательная гимнастика, музыкально-ритмические движения на уроках музыки, проводимые в рамках здоровьесберегающих технологий, позволяют не только сохранить здоровье обучающихся, но и позитивно влиять на качество обучения.

Цель применения в начальном школьном образовании отдельных

здоровьесберегающих технологий наиболее полно отражает интересы

современного общества в укреплении физического и духовного здоровья

обучающихся.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- выявление психолого-педагогических условий использования

здоровьесберегающих технология в процессе музыкально-педагогической

деятельности;

- использование здоровьесберегающих технологий в различных видах

музыкально-продуктивной деятельности на уроках музыки;

- анализ эффективности здоровьесберегающих технологий в оздоровлении

детей в процессе музыкально-продуктивной деятельности;



УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

- осознание эффективности здоровьесбережения в учебной деятельности и

личностного смысла учения;

- развитие музыкально-эстетического чувства, понимание его функций в

жизни человека и общества.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- понимание здоровьесберегающей задачи и следование указаниям учителя;

- умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;

- оценивать свои достижения на уроке.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

- умение овладеть способностью, понимать поставленную задачу.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

- умение договариваться, выполняя различные роли в группе, сотрудничать;

- уважительное отношение друг к другу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Планируемыми результатами здоровьесберегающих технологий будут

являться:

- умение воспринимать музыку, как многогранное преобразующее и

оздоравливающее искусство;

- умение использовать терапевтические возможности музыкального

искусства в своей жизни;

- развитие музыкально-творческих способностей, формирование вокального

слуха, грамотного исполнения вокальных произведений, чувства ритма,

правильного дыхания, двигательной координации и тд.

Такой вид музыкальной деятельности на уроке как «Слушание музыки»

способен создать особое психоэнергетическое поле, передающее

положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика обладает

множественностью воздействия - она способна стимулировать интеллект

ребёнка и оказывает психологическую помощь, вселять надежду и укреплять

уверенность в себе.

Многолетняя практика работы в школе показала, что для большинства детей

естественным и удобным является восприятие музыки через движение. Та или

иная поза, жест вызывают у детей сильную эмоцию. Психологи подтверждают взаимосвязь музыки и танца. Одним из методов здоровьесберегающей технологии может стать «Пластическое интонирование». Под пластическим

интонированием мы понимаем восприятие музыки при помощи рук. Движения могут быть различными, в зависимости от характера музыки: от плавных, гибких движений до имитации игры на музыкальных инструментах. Исполнение музыки движением даёт

учителю увидеть, как слышит музыку каждый ребёнок. Иногда пластическое

интонирование возникает спонтанно (от -переизбытка чувств). Это даёт

возможность выразить своё восприятие музыки, не объясняя душевное

состояние словами.

Самым эффективным средством на физические функции и здоровье можно

считать пение. Всё – кости рук, ног, мышцы, кровь, всё до

последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит,

поёт. Звуки соответствуют определённым вибрациям

Дыхательные упражнения. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляя человека от многих болезней, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с

волнением и раздражительностью. Полное дыхание – самое правильное и полезное. Оно вентилирует лёгкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, помогает выводу шлаков из организма.

Физкультминутки или оздоровительные паузы. Обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности учащихся на последующем этапе урока.

Игра на музыкальных инструментах. Значительно способствует не только развитию музыкальности учащихся, но и активизирует их эмоциональное восприятие музыки, улучшает психологическое состояние. Игра на инструментах – это всегда радость и эмоциональный всплеск чувств. Снимает напряжение, раздражительность,

тренирует и развивает чувство ритма, тембровый слух, музыкальный слух в

целом.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в музыкально-

образовательной деятельности школьников ориентированы на

развитие музыкально-эстетического чувства, понимании их функций в жизни,

здоровье человека и общества в целом. Применение здоровьесберегающих

технологий в процессе обучения является одним из способов улучшения

психического состояния и физического здоровья учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!