Мастер-класс
Применение технологии
критического мышления
на уроках литературы
Учитель: Петрова К.В.
Стадия вызова (мотивация)
- Что такое счастье?
- Что такое любовь?
И. А. Бунин «Роман горбуна»
- О чём будет рассказ?
- Что говорит вам название рассказа?
Стадия осмысления
- Метод: чтение с остановками.
«Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание…»
Что интересного в этой строчке?
Не возникли ли у вас вопросы к автору?
Что необычно?
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
- Что это?
- Приметы незнакомки?
- О чём откровенно сообщает незнакомка?
- О чём вам говорит место встречи?
- Что будет дальше?
- Какой у вас возникает вопрос?
«Как он был потрясен, как ждал субботы…»
- Почему был потрясён герой?
«В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.»
- Какие цвета выбирает горбун?
- Что они означают?
- Что ожидает герой от свидания?
- Какое слово настораживает?
Приём «Дерево предсказаний»
«Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.»
- Будет ли то самое счастье?
- « Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте…»
«…навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.»
- Ожидали ли вы такого поворота?
По-новому читаем слова письма:
« …молода, богата, свободна... хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...»
- Что они означают?
- Сможете ли вы определить проблему?
«Беспощаден кто-то к человеку!»
Стадия рефлексии
- А был ли роман?
- Назовите ключевое слово рассказа.
- Смысл названия рассказа.
- Чему учит этот рассказ?
Синквейн
Любовь
- 1 . существительное
- 2. два прилагательных
- 3. три глагола
- 4. фраза из 4 слов
- 5. существительное-синоним
Работы учащихся
Любовь
туманная, печальная
Любовь
горькая, безответная
испытывает, обманывает, мучит
Предвестница разлуки
заблуждает, кружит, уводит
Один обман кругом
Долгий сон
Морока
Домашнее задание
Написать сочинение-эссе
« А счастье было так возможно…»