СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии групповой деятельности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный материал представляет обобщение опыта по применению на уроках русского языка и литературы технологии групповой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии групповой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Алгина Лидия Радомировна

МАОУ СОШ №25 Г.Томска


Применение технологии групповой деятельности на уроках русского языка и литературы



Современный ФГОС — регламентирует обучение в деятельности. Но этот постулат не открытие сегодняшнего дня. Новый стандарт сохраняет и выносит на первый план все лучшее, что было в нашей педагогике.

Читаем у Сухомлинского: «Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко как бы превращается в запоминающее устройство... нет, так не должно быть». И сегодня, и вчера, и десять лет тому назад, и еще раньше только то, что сделал сам, могло быть твоим. То же и со знаниями: сколько сумел раздобыть, получить для себя — только это и будет твоим. Задача учителя — дать инструмент для приобретения знаний и организовать деятельность по их приобретению. «К любому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, учащихся нужно подводить исподволь. Сильное воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагога как бы отходит на задний план».

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым, с нашей точки зрения, является групповая технология.
Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим, создает наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
2) коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами;

3) социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Групповая форма организации деятельности используется и при подготовке любых видов проектов.

При изучении творчества И. А. Крылова в 5 классе, выделяю один час на внеклассное чтение и провожу его в форме защиты творческих проектов. Проект включает в себя следующие этапы.

На первом уроке школьники получают задание: инсценировать басню И. А. Крылова. Учащиеся делятся на группы, вместе с учителем выбирают басню для инсценировки, распределяют деятельность в группе. Формируем социальную, предметную компетенции при разработке проекта.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом басни, перерабатывают ее текст для инсценировки, организуют деятельность в группе и проводят репетиции. Через самостоятельную деятельность учащихся формируются информационная, коммуникативная, социальная, предметная компетенции.

На заключительном уроке (внеклассном чтении) защищают свои проекты: выступают с инсценировкой. Класс обсуждает и оценивает творческие работы по предложенным учителем критериям. Формируются коммуникативная и рефлексивная компетенции.


Групповой метод работы особенно хорошо применять при проверке знаний учащихся в форме зачетов. Например, зачет по теме «Сложноподчиненные предложения».

Каждый капитан заготовил таблицу для выставления оценок в своей группе. Группа приготовила схемы для представления видов придаточных предложений. Сначала рассказывает теорию капитан, затем все по очереди представляют этот материал, самый последний — слабоуспевающий ученик, т.к. он уже прослушал трёх своих товарищей, поэтому должен усвоить эту тему. После представления теории всеми членами группы капитан выставляет итоговую оценку.

Контроль за правильностью выставления оценок учитель осуществляет следующим образом.

•Все группы примерно в одно время заканчивают работу. Нужно приготовить карточки, на которых написано: «Полный контроль», «Полное доверие», «Выбираешь ты», «Выбираю я». Капитан выбирает карточку, если он вытащил «Полное доверие», то его группа не проверяется, т.е. учитель им полностью доверяет и выставляет оценки в журнал.

•Если капитан вытащил карточку «Полный контроль», то весь класс слушает эту группу по всему материалу и оценивает. Если оценка не совпадает хотя бы у одного ученика, то всем ученикам снижается оценка на 1 балл.

•Если капитан вытащил карточку «Выбираешь ты», то он сам назначает отвечающего на любой вопрос класса, а если вытащил карточку «Выбираю я», то учитель сам выбирает ученика, который будет защищать честь группы. Это дисциплинирует выставление оценок в группе.

После окончания, все карточки с оценками сдаются учителю, учитель выставляет оценки в журнал.

Одной из форм активной творческой работы учащихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют ученики, а учитель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с групповой работой, учащиеся получают новые знания и из литературных источников (книги) или Интернет, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие ученики.

Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с научно-полярной и учебной литературой, с приборами и наглядными пособиями. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал. Конференции целесообразно проводить преимущественно в старших классах.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

1.тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.

2.класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек

3.каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом.

4.распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит презентацию, кто анализирует или цитирует текст;

5.за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два - три раза в год.

Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. 
Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.

В педагогике огромное разнообразие путей для решения триединой задачи: обучение, развитие и воспитание ребенка. По какому идти?

ФГОС определяет вектор направления — деятельностный подход, а уже образовательную технологию учитель должен выбрать сам. Но всегда ли технология в практике учителя предстает в чистом виде, так, как она задумана и выстроена ее авторами? Как часто в технологический процесс вмешивается сам учебный материал, который не укладывается в определенную схему? Всегда ли выбор технологии обусловлен педагогическими принципами учителя? Или, может быть, компромисс между образовательной технологией и методами обучения возможен?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!