Колотовкина С.Г.
Применение методики А.Реана для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности
Цель:
диагностика готовности учащихся к исследовательской деятельности
Целевая аудитория:
члены НОУ (научного общества учащихся) «Арзамас» - учащиеся 7-х классов
Обоснование выбора методики:
В современном образовательном процессе большая роль отводится исследовательской деятельности и формированию у учащихся исследовательских компетентностей. Для развития подобных навыков необходимо включить ребёнка в поиск и самостоятельное конструирование знаний, то есть всячески мотивировать и стимулировать его деятельностные качества. На пути к успеху важен не только выбор методов и средств, значимы эмоциональный и деловой настрой учащихся. Методика Реана позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение ученика (ребёнка) при выборе вида или направления деятельности: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется уровень притязаний ученика – готов ли он ставить перед собой трудные (в нашем случае – исследовательские) задачи, чтобы переживать значимый успех, или же должен выбирать более лёгкие цели, лишь бы не испытать разочарования.
Содержание методики:
Среди участников НОУ проводится письменный опрос – анкетирование. Тест содержит 20 вопросов, по результатам теста диагностируется мотивация на успех, мотивация на избегание неудачи, а также невыраженный мотивационный полюс.
Нужно согласиться или не согласиться с каждым из приведенных в анкете утверждений: рядом с номером каждого утверждения записать «да» или «нет». Если возникли затруднения и не получается сразу ответить однозначно, нужно исходить из того, что «да» включает как явное согласие, так и «скорее да, чем нет». То же самое относится и к ответу «нет». Отвечать нужно быстро, не раздумывая подолгу над каждым утверждением: как правило, первый пришедший в голову ответ является наиболее точным.
В анкету включается графа для указания фамилии, имени и класса, поскольку одной из наших задач является выявление индивидуальной мотивации и первичное диагностирование одарённости каждого отдельно взятого ребёнка.
Форма анкеты:
_____________________________________________________ ________
(Фамилия, имя) (класс)
1 | Включаясь в работу, надеюсь на успех. | |
2 | В деятельности активен. | |
3 | Склонен к проявлению инициативы. | |
4 | При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. | |
5 | Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные. | |
6 | При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. | |
7 | При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. | |
8 | Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля. | |
9 | При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается. | |
10 | Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели. | |
11 | Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. | |
12 | Если рискую, то с умом, а не бесшабашно. | |
13 | Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. | |
14 | Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. | |
15 | В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается. | |
16 | При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач. | |
17 | Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. | |
18 | При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное. | |
19 | В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели. | |
20 | Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает. | |
Обработка данных анкетирования (фото 1, 2)
Один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.
Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.
Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Фото 1
Фото 2
Описание аналитической части.
Фото 3
После обработки анкет и подсчёта баллов составляем списки детей по классам с учётом рейтинга баллов и уровней мотивации. В моём варианте получились «разноцветные» списки: красным цветом записаны фамилии детей с высоким уровнем «мотивации на успех», зелёным цветом – со средним уровнем, синим цветом – со слабым уровнем мотивации (то есть с боязнью неудачи) (фото 3).
В такой форме фиксации результатов анкетирования чётко просматривается общая тенденция: большинство учащихся 7-х классов нашего лицея обозначены красным цветом – это хорошо мотивированные дети, которым интересна учёба и которых не пугают трудные задачи. Гораздо меньше «слой» зелёного цвета, и всего трое учащихся попали в список синего цвета.
Характерно, что во всех трёх классах, прошедших тестирование, красный цвет преобладает над зелёным, а значит, по уровню мотивации на успех, классы почти равнозначны, несколько отстаёт лишь 7а. Теперь нам предстоит подробно проанализировать получившиеся результаты.
Класс | Количество участников опроса | 1-7 баллов | % от всего класса | 8-13 баллов | % от всего класса | 14-20 баллов | % от всего класса |
7а | 25 | 3 | 12% | 6 | 24% | 16 | 64% |
7б | 14 | - | - | 5 | 36% | 9 | 64% |
7в | 22 | - | - | 6 | 27% | 16 | 73% |
Всего по параллели | 61 чел. | 3 чел. | 5% | 17 | 28% | 41 | 67% |
Всего тестировался из параллели 7-х классов 61 учащийся.
1. Диагностика учащихся, набравших от 14 до 20 баллов (67%)
Мотивация этих детей носит позитивный характер, так как они:
готовы начать работу, предполагая достижение чего-то конструктивного,
уверены в положительном исходе дела,
обладают потребностью в достижении успеха,
уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны,
целеустремленны и настойчивы в достижении цели,
не боятся и не избегают трудных задач,
при выполнении сложных задач быстро включаются в поиск решения, стремясь использовать разные способы и возможности,
планируют деятельность на перспективу, открывая «горизонты» исследования для самих себя, а не по указке старших (учителей),
способны выполнять задания на время,
способны пошагово рефлектировать свою деятельность.
В данной категории выделяется часть учащихся – примерно 39% опрошенных, спектр позитивных ответов которых ориентирован на исследовательскую деятельность:
«При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления»
«Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля»
«Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели»
«Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает».
Таким учащимся можно смело поручать поисковые и исследовательские задачи, исследовательские и проектные работы, вовлекать в мероприятия по подготовке и проведению научно-практических конференций и других мероприятий в рамках НОУ.
2. Диагностика учащихся, набравших от 8 до 13 баллов (28%)
Мотивационный полюс ярко не выражен, так как эти дети:
готовы начать работу, не обладая чётким осознанием того, что делают,
не уверены в положительном исходе дела,
обладают потребностью в достижении успеха, но не уверены в себе, в своих силах,
не всегда ответственны, инициативны и активны,
способны к целеполаганию, но не настойчивы в достижении цели,
не избегают трудных задач, но не всегда доводят и даже часто не доводят до конца их решение,
быстро переключаются на другой вид деятельности,
планируют деятельность на короткий период (на завтра, ближайшие дни), не ставят перспективных целей,
не способны выполнять задания на время,
способны оценивать свою деятельность, но без пошаговой рефлексии.
Часть учащихся, попавших в данный уровень, находятся на «стыках» полюсов позитивной или негативной мотивации:
10 человек – ок. 16% имеют по 12-13 баллов, то есть их мотивация ближе к стремлению к успеху. 2 человека – ок. 3% имеют по 8-9 баллов, то есть их мотивация ближе к избеганию неудач. Этим детям необходимо внешнее дополнительное стимулирование, консультации с педагогом по НОТ (научной организации труда) исследователя, а также собеседования с психологом на предмет соотнесения потребностей и целеполагания, и т.п.
3. Диагностика учащихся, набравших от 1 до 7 баллов (5%)
Диагностируется мотивация на избегание неудачи (боязнь неудачи):
активность ученика связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи (негативный тип мотивации);
в основе мотивации учащихся лежит идея негативных ожиданий: начиная дело, ребёнок уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха;
учащиеся этой группы отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах;
стараются избегать ответственных заданий;
при необходимости решения сложных и ответственных задач могут впадать в состояние близкое к панике, бросить всё на самотёк;
все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Подобная категория детей нуждается в системном психолого-педагогическом сопровождении, поддержке педагогов и родителей.
Выводы:
Методика А. Реана может использоваться для выявления признаков одарённости в сфере мотивации к деятельности среди учащихся 5-8 классов.
Результаты диагностики по данной методике могут помочь созданию условий для самореализации учащихся (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т.п., в нашем случае – в работе историко-краеведческого НОУ «Арзамас»).
Диагностика по методике Реана способствует учёту и анализу личностных качеств, а также психологических особенностей ребенка, которые имеют немаловажное значение при определении одарённости.
Данная методика может использоваться для первичной оценки исследовательской мотивации.