СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методики А.Реана для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика Реана позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет  поведение ученика (ребёнка) при выборе вида или направления деятельности: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предлагаю свой практический опыт по применению данной диагностики в рамках НОУ.

Просмотр содержимого документа
«Применение методики А.Реана для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности»

Колотовкина С.Г.

Применение методики А.Реана для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности

Цель:

диагностика готовности учащихся к исследовательской деятельности


Целевая аудитория:

члены НОУ (научного общества учащихся) «Арзамас» - учащиеся 7-х классов


Обоснование выбора методики:

В современном образовательном процессе большая роль отводится исследовательской деятельности и формированию у учащихся исследовательских компетентностей. Для развития подобных навыков необходимо включить ребёнка в поиск и самостоятельное конструирование знаний, то есть всячески мотивировать и стимулировать его деятельностные качества. На пути к успеху важен не только выбор методов и средств, значимы эмоциональный и деловой настрой учащихся. Методика Реана позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение ученика (ребёнка) при выборе вида или направления деятельности: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется уровень притязаний ученика – готов ли он ставить перед собой трудные (в нашем случае – исследовательские) задачи, чтобы переживать значимый успех, или же должен выбирать более лёгкие цели, лишь бы не испытать разочарования.


Содержание методики:


Среди участников НОУ проводится письменный опрос – анкетирование. Тест содержит 20 вопросов, по результатам теста диагностируется мотивация на успех, мотивация на избегание неудачи, а также невыраженный мотивационный полюс.


Нужно согласиться или не согласиться с каждым из приведенных в анкете утверждений: рядом с номером каждого утверждения записать «да» или «нет». Если возникли затруднения и не получается сразу ответить однозначно, нужно исходить из того, что «да» включает как явное согласие, так и «скорее да, чем нет». То же самое относится и к ответу «нет». Отвечать нужно быстро, не раздумывая подолгу над каждым утверждением: как правило, первый пришедший в голову ответ является наиболее точным.


В анкету включается графа для указания фамилии, имени и класса, поскольку одной из наших задач является выявление индивидуальной мотивации и первичное диагностирование одарённости каждого отдельно взятого ребёнка.


Форма анкеты:


_____________________________________________________ ________

(Фамилия, имя) (класс)

1

Включаясь в работу, надеюсь на успех.


2

В деятельности активен.


3

Склонен к проявлению инициативы.


4

При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.


5

Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.


6

При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.


7

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.


8

Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.


9

При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.


10

Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.


11

Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.


12

Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.


13

Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.


14

Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.


15

В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.


16

При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.


17

Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.


18

При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.


19

В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.


20

Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.



Обработка данных анкетирования (фото 1, 2)


Один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.


Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Фото 1

Фото 2

Описание аналитической части.


Фото 3

После обработки анкет и подсчёта баллов составляем списки детей по классам с учётом рейтинга баллов и уровней мотивации. В моём варианте получились «разноцветные» списки: красным цветом записаны фамилии детей с высоким уровнем «мотивации на успех», зелёным цветом – со средним уровнем, синим цветом – со слабым уровнем мотивации (то есть с боязнью неудачи) (фото 3).


В такой форме фиксации результатов анкетирования чётко просматривается общая тенденция: большинство учащихся 7-х классов нашего лицея обозначены красным цветом – это хорошо мотивированные дети, которым интересна учёба и которых не пугают трудные задачи. Гораздо меньше «слой» зелёного цвета, и всего трое учащихся попали в список синего цвета.

Характерно, что во всех трёх классах, прошедших тестирование, красный цвет преобладает над зелёным, а значит, по уровню мотивации на успех, классы почти равнозначны, несколько отстаёт лишь 7а. Теперь нам предстоит подробно проанализировать получившиеся результаты.


Класс

Количество участников опроса

1-7 баллов

% от всего класса

8-13 баллов

% от всего класса

14-20 баллов

% от всего класса

25

3

12%

6

24%

16

64%

14

-

-

5

36%

9

64%

22

-

-

6

27%

16

73%

Всего по параллели

61 чел.

3 чел.

5%

17

28%

41

67%

Всего тестировался из параллели 7-х классов 61 учащийся.


1. Диагностика учащихся, набравших от 14 до 20 баллов (67%)


Мотивация этих детей носит позитивный характер, так как они:

  • готовы начать работу, предполагая достижение чего-то конструктивного,

  • уверены в положительном исходе дела,

  • обладают потребностью в достижении успеха,

  • уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны,

  • целеустремленны и настойчивы в достижении цели,

  • не боятся и не избегают трудных задач,

  • при выполнении сложных задач быстро включаются в поиск решения, стремясь использовать разные способы и возможности,

  • планируют деятельность на перспективу, открывая «горизонты» исследования для самих себя, а не по указке старших (учителей),

  • способны выполнять задания на время,

  • способны пошагово рефлектировать свою деятельность.


В данной категории выделяется часть учащихся – примерно 39% опрошенных, спектр позитивных ответов которых ориентирован на исследовательскую деятельность:

  • «При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления»

  • «Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля»

  • «Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели»

  • «Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает».

Таким учащимся можно смело поручать поисковые и исследовательские задачи, исследовательские и проектные работы, вовлекать в мероприятия по подготовке и проведению научно-практических конференций и других мероприятий в рамках НОУ.



2. Диагностика учащихся, набравших от 8 до 13 баллов (28%)


Мотивационный полюс ярко не выражен, так как эти дети:

  • готовы начать работу, не обладая чётким осознанием того, что делают,

  • не уверены в положительном исходе дела,

  • обладают потребностью в достижении успеха, но не уверены в себе, в своих силах,

  • не всегда ответственны, инициативны и активны,

  • способны к целеполаганию, но не настойчивы в достижении цели,

  • не избегают трудных задач, но не всегда доводят и даже часто не доводят до конца их решение,

  • быстро переключаются на другой вид деятельности,

  • планируют деятельность на короткий период (на завтра, ближайшие дни), не ставят перспективных целей,

  • не способны выполнять задания на время,

  • способны оценивать свою деятельность, но без пошаговой рефлексии.


Часть учащихся, попавших в данный уровень, находятся на «стыках» полюсов позитивной или негативной мотивации:


10 человек – ок. 16% имеют по 12-13 баллов, то есть их мотивация ближе к стремлению к успеху. 2 человека – ок. 3% имеют по 8-9 баллов, то есть их мотивация ближе к избеганию неудач. Этим детям необходимо внешнее дополнительное стимулирование, консультации с педагогом по НОТ (научной организации труда) исследователя, а также собеседования с психологом на предмет соотнесения потребностей и целеполагания, и т.п.


3. Диагностика учащихся, набравших от 1 до 7 баллов (5%)


Диагностируется мотивация на избегание неудачи (боязнь неудачи):

  • активность ученика связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи (негативный тип мотивации);

  • в основе мотивации учащихся лежит идея негативных ожиданий: начиная дело, ребёнок уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха;

  • учащиеся этой группы отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах;

  • стараются избегать ответственных заданий;

  • при необходимости решения сложных и ответственных задач могут впадать в состояние близкое к панике, бросить всё на самотёк;

  • все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.


Подобная категория детей нуждается в системном психолого-педагогическом сопровождении, поддержке педагогов и родителей.


Выводы:

  1. Методика А. Реана может использоваться для выявления признаков одарённости в сфере мотивации к деятельности среди учащихся 5-8 классов.

  2. Результаты диагностики по данной методике могут помочь созданию условий для самореализации учащихся (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т.п., в нашем случае – в работе историко-краеведческого НОУ «Арзамас»).

  3. Диагностика по методике Реана способствует учёту и анализу личностных качеств, а также психологических особенностей ребенка, которые имеют немаловажное значение при определении одарённости.

  4. Данная методика может использоваться для первичной оценки исследовательской мотивации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!