СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кроссвордов на уроках истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение кроссвордов на уроках истории.»

Доржиева Лариса Владимировна. МАОУ « ТАптанайская Сош».

ПРИМЕНЕНИЕ КРОССВОРДОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗА



В настоящее время мы живем в динамичном обществе, в котором исчезают и появляются десятки профессий, меняются рынок труда и требования к молодым специалистам. Чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, необходимо быть самостоятельным, мобильным, инициативным, уметь разбираться в современных информационных технологиях, адаптироваться к условиям социума и требованиям работодателей.

Таким образом, готовность и способность работника к постоянному самообразованию - основное требование общества сегодня. Поэтому важно, чтобы преподаватель не только вооружал обучающихся знаниями, но и формировал у них умения и навыки извлекать эти знания из различных источников и применять их в практической деятельности. Для этого в учебном процессе необходимо применять такие технологии, методы, формы и приемы обучения, которые будут стимулировать познавательную активность студентов, их желание к самостоятельному овладению знаниями, новыми учебными приемами и действиями.

Одним из таких методов считаю работу с кроссвордами (от англ. cross — "крест", "пересечение", и word — "слово") — вид головоломки, которая заключается в разгадывании слов и заполнении этими словами клеток сетки.

Кроссворды называют игрой XX века, они появились около столетия назад, за право называться родиной кроссворда соревнуются три страны - Великобритания, США и ЮАР. В России по разным версиям впервые кроссворды были напечатаны в 1925 или в 1929 году, но точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В. Набоков. [1].

Но именно сейчас кроссворды стали очень популярны: нет ни одного журнала или газеты, где не печатают различные головоломки, в интернете есть отдельные сайты онлайн-кроссвордов различной вариации и сложности.

Однако кроссворд, кроме приятного занятия, может быть эффективным средством актуализации знаний, формирования общих компетенций (ОК) студентов, так как в нем заложен большой развивающий потенциал. В работе с кроссвордами одновременно присутствуют добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность [3, 131].

Работа с кроссвордами на уроках истории способствует достижению следующих целевых ориентаций:

1. дидактические: освоения понятийно-терминологического аппарата по изучаемой дисциплине; углубление, обобщение, систематизация и контроль знаний;

2. развивающие: развитие внимания, ассоциативного, творческого мышления; умения четко и лаконично выражать мысли, работать с различными источниками информации (печатными, Интернет-ресурсами); анализировать, систематизировать, обобщать информацию;

3. воспитывающие: повышение учебной мотивации, воспитание самостоятельности; нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; сотрудничества, коммуникативности, толерантности;

4. валеологические: снятие эмоционального напряжения в учебном процессе.

На основе классификации педагогических игр Г.К. Селевко кроссворды можно рассматривать как:

  1. интеллектуальные (умственные) - по виду деятельности;

  2. обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, творческие - по характеру и методам педагогического процесса;

  3. предметные - по характеру и содержанию игровой методики;

  4. печатные, с применением информационных и Интернет-технологий - по игровой среде и средствам обучения;

  5. индивидуальные, групповые, личностно ориентированные – по методологическому подходу [3, 129-130].

Исходя из дидактических целей, можно выделить такие типы кроссвордов как текущий, обобщающий и итоговый. Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать небольшими (10 слов), чтобы не затрачивать много времени на его решение и проверку (тренировочная пятиминутка). На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому количество слов должно увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела учебной программы, могут состоять из 20—25 слов, а итоговые — из 30—50 слов.

В учебной деятельности кроссворды можно применять на различных этапах урока: на этапе проверки домашнего задания, на этапе изучения новой темы, при повторении и первичном закреплении изученного материала, на завершающем этапе урока.

Широкое применение кроссворды находят во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, викторин и др.

После выполнения кроссвордов на уроках можно предложить студентам творческие задания – проекты по созданию головоломок во внеурочное время как один из вариантов самостоятельной работы по предмету.

Этапы создания кроссворда:

1. Подготовительный - поиск информации, составление списка терминов по тематике;

2. Основной - составление вопросов к подобранным словам, проверка орфографии текста;

3. Итоговый - выбор метода выполнения проекта, оформление кроссворда (в письменном виде, в текстовом процессоре MicrosoftWord, программе Microsoft Office Excel, программе Power Point, с помощью кроссгенов - Интернет-генераторов кроссвордов).

Требования к проектам кроссвордов, выполненным студентами:

1. Объём, уровень сложности (не менее 20 слов);

2. Качество оформления, способ презентации;

3. Информационная точность и достоверность фактов, определений;

4. Орфографическая грамотность;

5. Использование различных источников информации (учебники, конспекты, словари, Интернет-ресурсы с указанием сайтов, авторов, названий, издательств и т.д.);

6. Наличие ключей к кроссворду.

Применение кроссвордов в сочетании аудиторных и внеаудиторных занятий способствует:

1. Актуализации знаний по учебной дисциплине (формирование предметных компетенций);

2. Самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (ОК 2);

3. Реализации индивидуальной образовательной траектории студентов, с учетом их возможностей и способностей (ОК2);

4. Возможности создания студентами собственного образовательного продукта (ОК2);

5. Расширению образовательного пространства обучающихся путем применения информационных технологий (ОК4, ОК5);

6. Развитию познавательной, ценностно-ориентировочной индивидуальной и коллективной рефлексии студентов (ОК7, ОК8);

7. Развитию положительной самооценки, умения работать в группе, толерантности (ОК6).

Таким образом, применение кроссвордов в образовательном процессе способствует формированию общих компетенций (активизирует мыслительную деятельность студентов, способствует их творческому саморазвитию, интеллектуальной самостоятельности, формирует информационно-коммуникативные навыки), то есть тех качеств, которые необходимы специалистам в современном динамичном, информационном пространстве [2,184].



Список литературы:

  1. Кроссворд [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Сальникова О.А. Компетентностный подход к обучению в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет-журнал «Проблемы современного образования. - 2013, №1.

  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. - 553 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!