СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном возрасте игра как ведущая деятельность уступает место учению. К тринадцати годам спонтанные, самодеятельные творческие игры резко уменьшаются, остаются те, которые организованы взрослыми. В регламентированные игры учителем вносится определенное содержание согласно дидактическим задачам.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках биологии.»

Применение игровых технологий на уроках биологии.

Педагогическая эффективность применения игровых технологий на уроках биологии очень велика.

Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса …

В школьном возрасте игра как ведущая деятельность уступает место учению. К тринадцати годам спонтанные, самодеятельные творческие игры резко уменьшаются, остаются те, которые организованы взрослыми. В регламентированные игры учителем вносится определенное содержание согласно дидактическим задачам. Игры считаются двуплановой деятельностью, поскольку мотивируются стремлением участников к достижению игровых и педагогических целей. Руководство играми связано как с содержательной, так в с процессуальной сторонами деятельности учителя и учащихся. Основное требование к руководству - создание психолого-педагогических условий для проведения игры, способствующих выполнению в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей функций.

Благодаря ролевым играм, урок можно сделать интересным, живым, увлекательным. В ролевой игре используется другая методика общения с учащимися, в корне отличная от привычных всем объяснения, рассказа, показа, повторения, от самых традиционных форм. Ролевая игра не похожа на обычный урок , она интересна и приносит детям радость, активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор, реализует творческие силы и возможности. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра-деятельность , предписанная самой природой развития человека.

Если спросить подростков, старшеклассников, любят ли они играть, то услышим единогласный ответ: «Да!» И, хотя все знают, что ролевая игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее всем кажется, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Выделяют следующие виды игр:

а) Игры - упражнения.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно -ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

В основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть по распределённым ролям . На таких уроках биологии учащиеся принимают на себя определённые роли , обусловленные характером и содержанием темы урока , особенностью решаемой проблемы. В игре могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Дети на ролевых играх показывают очень высокую степень творчества: они с удовольствием пишут сценарии, к сценарию стихи и песни, шьют костюмы, делают рисунки, муляжи.

Урок — развивающая интеллектуальная деловая игра «Турнир рыцарей Генетики»

Цель: развитие интеллектуальной и духовной сфер учащихся, их творческих способностей на основе содержательного и деятельностного компонентов по теме «Основы генетики».

Задачи:

  • закрепление, обобщение и развитие теоретических и практических знаний по теме «Генетика»

  • развитие умения использовать полученные знания в нестандартных условиях деловой игры

  • развитие навыков работы с различными источниками информации

  • способствовать развитию самостоятельности в учебной работе

  • способствовать воспитанию ответственного отношения к жизни в целом и своей собственной

Технология деловой игры классически включает в себя три этапа (подготовки, проведения, анализа и обобщения).

Этап подготовки начинаем с адаптации составленного нами сценария по отношению к конкретным ученикам и сложившейся учебной ситуации. Эту работу, как и постановку проблемы, выработку целей игры, описание конкретного ее варианта, плана, содержание инструктажа, подготовку необходимого оборудования мы проводим с девочками 10-го класса, которые будут играть роль ведущих, «кураторов» и экспертов («ложа прекрасных дам») на предстоящем рыцарском турнире. «Кураторы» проводят разделение мальчиков на группы по 4−5 человек — формируют рыцарские кланы, помогают в распределении ролей (сеньор, вассалы) и подготовке домашнего задания (герб и девиз рыцарского клана, предоставление на проверку родословного древа каждым рыцарем, составление генетической задачи для боя с противником). Девочки, естественно, зачет по решению задач, используемых на уроке и аналогичных им, сдают заранее. Все учащиеся в ходе подготовки к уроку изучают соответствующую литературу. На урок приглашаем гостей.

Таким образом, подготовка довольно трудоемка, и игра готовится и проводится только в случае желания детей в нее включиться.

Второй этап — этап проведения будет описан ниже в примерном сценарии игры.

Очень важную роль имеет третий этап — этап анализа и обобщения, на котором проводим рефлексию, само- и взаимооценку работы, делаем выводы. нами предлагается анализ деятельности учащихся и оценка работы на уроке.

Благодаря ролевым играм удалость легко, просто интересно раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции, познакомится с мерами профилактики эндокринных болезней, показать успехи медицины в лечении эндокринных заболеваний. Большой интерес у детей вызвал урок на тему «Гигиена питания» в 8 классе. Урок прошёл в виде ток-шоу «есть или не есть, «пить или не пить».

Урок получился очень поучительным и полезным. В спор вступали ведущий, диетолог, зритель из зала, вегетарианец, последователь сыроедания, врач-инфекционист, химик, врач-педиатр. А в споре рождается истина. Дети на уроке посмотрели на себя со стороны, у них появился интерес к здоровому питанию и образу жизни.

Ролевая игра «Суд над вредными привычками» помогла детям сформировать правильную ориентацию и выбор жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения в 10 классе. На уроке биологии на тему «Размножение и развитие птиц» в 7 классе ролевые игры помогли воспитать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты. Для ролевых игр по этой теме дети сами придумали викторины, загадки, стихи, сделали различные кормушки.

В десятом классе с использованием ролевых игр был успешно проведён урок на тему «Наследственные и врождённые заболевания, заболевания, передаваемые половым путём» в 10 классе.

Ролевая игра на уроках биологии формирует умение учащихся, развивает умение коллективно решать проблемы, оперативно принимать обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых действий, развивает инициативу, умение оперировать биологическими и медицинскими понятиями. В ролевых играх ярко проявляется кооперативная или групповая деятельность. В кооперативной деятельности учащихся дополняют и усиливают друг друга. Используя потенциальную возможность каждого ученика, коллектив делает лучше, чем один.

Основная задача учителя сплотить и объединить группу таким образом, чтобы каждый ученик в ней смог работать в тесном сотрудничестве с другими на интеллектуальном и духовном уровнях. Тогда возникает групповое единение: каждый член коллектива един со всеми остальными. В группе все учащиеся - индивидуальны, но они искренне заботятся о том, чтобы действовать совместно и помогать друг другу в работе.

Сплочённость, групповое единство - качественно новые образования, способствующие интенсивному росту личности через установление позитивных, межличностных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!