Применение игровых технологий на уроках биологии.
Педагогическая эффективность применения игровых технологий на уроках биологии очень велика.
Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса …
В школьном возрасте игра как ведущая деятельность уступает место учению. К тринадцати годам спонтанные, самодеятельные творческие игры резко уменьшаются, остаются те, которые организованы взрослыми. В регламентированные игры учителем вносится определенное содержание согласно дидактическим задачам. Игры считаются двуплановой деятельностью, поскольку мотивируются стремлением участников к достижению игровых и педагогических целей. Руководство играми связано как с содержательной, так в с процессуальной сторонами деятельности учителя и учащихся. Основное требование к руководству - создание психолого-педагогических условий для проведения игры, способствующих выполнению в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей функций.
Благодаря ролевым играм, урок можно сделать интересным, живым, увлекательным. В ролевой игре используется другая методика общения с учащимися, в корне отличная от привычных всем объяснения, рассказа, показа, повторения, от самых традиционных форм. Ролевая игра не похожа на обычный урок , она интересна и приносит детям радость, активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор, реализует творческие силы и возможности. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра-деятельность , предписанная самой природой развития человека.
Если спросить подростков, старшеклассников, любят ли они играть, то услышим единогласный ответ: «Да!» И, хотя все знают, что ролевая игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее всем кажется, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Выделяют следующие виды игр:
а) Игры - упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры - соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно -ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры - путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
В основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть по распределённым ролям . На таких уроках биологии учащиеся принимают на себя определённые роли , обусловленные характером и содержанием темы урока , особенностью решаемой проблемы. В игре могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Дети на ролевых играх показывают очень высокую степень творчества: они с удовольствием пишут сценарии, к сценарию стихи и песни, шьют костюмы, делают рисунки, муляжи.
Урок — развивающая интеллектуальная деловая игра «Турнир рыцарей Генетики»
Цель: развитие интеллектуальной и духовной сфер учащихся, их творческих способностей на основе содержательного и деятельностного компонентов по теме «Основы генетики».
Задачи:
закрепление, обобщение и развитие теоретических и практических знаний по теме «Генетика»
развитие умения использовать полученные знания в нестандартных условиях деловой игры
развитие навыков работы с различными источниками информации
способствовать развитию самостоятельности в учебной работе
способствовать воспитанию ответственного отношения к жизни в целом и своей собственной
Технология деловой игры классически включает в себя три этапа (подготовки, проведения, анализа и обобщения).
Этап подготовки начинаем с адаптации составленного нами сценария по отношению к конкретным ученикам и сложившейся учебной ситуации. Эту работу, как и постановку проблемы, выработку целей игры, описание конкретного ее варианта, плана, содержание инструктажа, подготовку необходимого оборудования мы проводим с девочками 10-го класса, которые будут играть роль ведущих, «кураторов» и экспертов («ложа прекрасных дам») на предстоящем рыцарском турнире. «Кураторы» проводят разделение мальчиков на группы по 4−5 человек — формируют рыцарские кланы, помогают в распределении ролей (сеньор, вассалы) и подготовке домашнего задания (герб и девиз рыцарского клана, предоставление на проверку родословного древа каждым рыцарем, составление генетической задачи для боя с противником). Девочки, естественно, зачет по решению задач, используемых на уроке и аналогичных им, сдают заранее. Все учащиеся в ходе подготовки к уроку изучают соответствующую литературу. На урок приглашаем гостей.
Таким образом, подготовка довольно трудоемка, и игра готовится и проводится только в случае желания детей в нее включиться.
Второй этап — этап проведения будет описан ниже в примерном сценарии игры.
Очень важную роль имеет третий этап — этап анализа и обобщения, на котором проводим рефлексию, само- и взаимооценку работы, делаем выводы. нами предлагается анализ деятельности учащихся и оценка работы на уроке.
Благодаря ролевым играм удалость легко, просто интересно раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции, познакомится с мерами профилактики эндокринных болезней, показать успехи медицины в лечении эндокринных заболеваний. Большой интерес у детей вызвал урок на тему «Гигиена питания» в 8 классе. Урок прошёл в виде ток-шоу «есть или не есть, «пить или не пить».
Урок получился очень поучительным и полезным. В спор вступали ведущий, диетолог, зритель из зала, вегетарианец, последователь сыроедания, врач-инфекционист, химик, врач-педиатр. А в споре рождается истина. Дети на уроке посмотрели на себя со стороны, у них появился интерес к здоровому питанию и образу жизни.
Ролевая игра «Суд над вредными привычками» помогла детям сформировать правильную ориентацию и выбор жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения в 10 классе. На уроке биологии на тему «Размножение и развитие птиц» в 7 классе ролевые игры помогли воспитать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты. Для ролевых игр по этой теме дети сами придумали викторины, загадки, стихи, сделали различные кормушки.
В десятом классе с использованием ролевых игр был успешно проведён урок на тему «Наследственные и врождённые заболевания, заболевания, передаваемые половым путём» в 10 классе.
Ролевая игра на уроках биологии формирует умение учащихся, развивает умение коллективно решать проблемы, оперативно принимать обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых действий, развивает инициативу, умение оперировать биологическими и медицинскими понятиями. В ролевых играх ярко проявляется кооперативная или групповая деятельность. В кооперативной деятельности учащихся дополняют и усиливают друг друга. Используя потенциальную возможность каждого ученика, коллектив делает лучше, чем один.
Основная задача учителя сплотить и объединить группу таким образом, чтобы каждый ученик в ней смог работать в тесном сотрудничестве с другими на интеллектуальном и духовном уровнях. Тогда возникает групповое единение: каждый член коллектива един со всеми остальными. В группе все учащиеся - индивидуальны, но они искренне заботятся о том, чтобы действовать совместно и помогать друг другу в работе.
Сплочённость, групповое единство - качественно новые образования, способствующие интенсивному росту личности через установление позитивных, межличностных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.