СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение электронных ресурсов на уроках технологии у детей с нарушением интеллекта в условиях дистанционного обучения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я рассмотрела применение основных электронных ресурсов на уроках технологии с детьми с нарушением интеллекта во время уроков по Skype.

Просмотр содержимого документа
«Применение электронных ресурсов на уроках технологии у детей с нарушением интеллекта в условиях дистанционного обучения»

Применение электронных ресурсов на уроках технологии у детей с нарушением интеллекта в условиях дистанционного обучения


Баязитова Эльвира Мухаметовна, учитель первой квалификационной категории,

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, [email protected]


Учебный предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. [3] Предмет «Технология» обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение трудиться.

Учитывая возрастные, психофизические особенности и реальные возможности детей с нарушениями интеллекта и с ограниченными возможностями здоровья, у нас в Центре дистанционного образования на уроках технологии ведется работа по ручному труду. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Современный урок по ручному труду нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Использование ИКТ на различных этапах урока трудового обучения позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность;

  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные пособия, таблицы);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • привлечь внимание и интерес к предмету.

Основной формой работы при дистанционном образовании является урок в режиме on_line с помощью Skype. Урок, включающий слайды, презентации, вызывает у детей с умственной отсталостью эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание учащихся. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Как педагог-практик считаю, что учебный материал, представляемый ребенку с интеллектуальной недостаточностью с помощью словесных методов, усваивается ограниченно. У детей с нарушениями интеллектуального развития речь не является основным средством познания [1], поэтому работа с ними должна проводиться с опорой на наглядные и практические средства.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Для учителя, как мне кажется, важно не просто научить ребенка с интеллектуальными нарушениями отдельным трудовым умениям – резать, клеить, лепить, а сформировать у него позицию: «Я сам. Я могу. Я хочу научится это сделать».

Вся работа на уроках ручного труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся в выполнении трудовых заданий, подготавливать их к труду, самостоятельности во взрослой жизни.

Творчески организованный урок с использованием электронных технологий способствует формированию в учащихся склонности к самостоятельному поиску информации, дальнейшему развитию своих способностей. В свою очередь для педагога открываются возможности обогащения внеурочной деятельности и поддержки талантливого ученика. Границы таких возможностей с использованием всевозможных интернет-олимпиад, дистанционных конкурсов и прочих ресурсных центров глобальной сети практически необъятны. Современный учитель непременно должен использовать эти ресурсы, привлекая учащихся к участию в мероприятиях развивающего и творческого характера.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нашего учреждения участвуют в интернет-олимпиадах, конкурсах по технологии и занимают призовые места. Так, учащиеся Чаплыгин М., Муллагулова И. имеют Дипломы победителя за победу во Всероссийском дистанционная конкурсе «Уши, лапы и хвосты» http://www.art-talant.org/, а также дипломы победителя за победу во Всероссийский конкурс по технологии «Новогодний сюрприз» получили Туканаев А., Исхакова И, Нугуманов А. http://eruditez.ru. Наш центр продолжает работу по привлечению талантливых детей к участию в подобных мероприятиях.

Поскольку у учащихся с нарушениями интеллекта снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ. Цель инструктажа - привитие учащимся практических навыков, объяснение и показ, как выполнять тот или иной трудовой процесс, в какой последовательности выполнять работу, как пользоваться инструментами (стека, ножницы, игла, нож, линейка и др.).

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж. Появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

При изучении таких разделов, как кулинария, личная гигиена, экономика домашнего хозяйства, технология обработки древесины, металла, просто необходимо использовать электронные средства, т.к. основная цель преподавания технологии – формирование у учащихся необходимых в повседневной жизни базовых приемов ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, овладение способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности. Используя возможности программы PowerPoint, я разработала презентации уроков по различным разделам программы: «Материаловедение», «Пластилинография», «Уход за одеждой», «Гигиена», «Эстетика жилища», «Комнатные растения» и др. Мультимедийные презентации на уроке помогают усвоить базовые знания по предмету, помогают систематизировать усвоенные знания, сформировать навыки самоконтроля, развивают мотивацию к учению, оказывают помощь обучающимся в самостоятельной работе. При использовании на уроке мультимедийных технологий, структуру урока принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменения могут коснуться, только их временных рамок. Применение компьютерных технологий, в частности презентации, как наглядного пособия, помогает мне излагать материал, развивает навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивает прочное усвоение учащимися знаний, повышает интерес к предмету.

Раньше, чтобы познакомить детей с каким либо производством, свойством материалов или профессией, необходимо было большое количество иллюстраций, картинок, предметов, а сейчас разнообразные видео экскурсии, киноуроки, видеоролики с легкостью справляются с этой задачей, увлекая детей интересными фактами и сведениями. Например, при изучении различных видов декоративно-прикладного творчества интернет просто незаменим. Такое количество виртуальных выставок не заменишь ни одним альбомом. Сайты, посвященные резьбе по дереву, выжиганию, шитью, работам с различными материалами позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.

На уроках для большей эффективности я использую предметные электронные коллекции: виды ткани, аппликации, виды швов, виды вышивки, виды бумаги и картона, инструменты и приспособления на уроках ручного труда, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.

Конечно же, дети детей с нарушением интеллекта на уроках устают. Во время физминуток использую музыкальное, видео сопровождение, при пальчиковой гимнастике показываю слайды с правильным расположением пальчиков. При релаксационных упражнениях использую звуки природы, инструментальную музыку в сочетании с видами природы. Гимнастику для глаз использую в электронном виде.

Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание предмета технология на современном этапе требует использования электронных ресурсов. Варьирование методов обучения будет активизировать познавательную деятельность обучаемых, вызывать и сохранять у них познавательный интерес. Сегодня можно с уверенностью сказать, что терпеливый и опытный педагог, современные электронные ресурсы, качественное компьютерное оборудование, благоприятная психолого – эмоциональная обстановка, обучение, выстроенное с учетом индивидуальных возможностей здоровья ребенка, помогают достичь любому ученику значительных успехов в учебе.


Литература:

  1. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2004;

  2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000;

  3. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 41-46.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!