Применение эффективных воспитательных технологий
на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
На своих уроках я применяю следующие воспитательные технологии:
- технология дидактической игры;
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативная технология;
- технология сотрудничества.
Технология дидактической игры
Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения обучающихся. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить, и придаёт игре познавательный характер.
Деловая игра
Деловые игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений (Д.Г. Левитес).
Пример: Урок развивающего контроля в 5-ом классе на тему: «Воскресный завтрак» в разделе «Кулинария». Задача деловой игры на уроке показать практикоориентрованную, социальную направленность изученного в разделе материала.
Учащимся предлагается организовать в соответствии с правилами этикета завтрак для своих родных. Для этого они должны сообща составить меню завтрака, выполнить сервировку к завтраку, создать декор в виде интересно-сложенной салфетки.
Вначале деловой игры учащиеся узнают от учителя о требованиях и ожидаемых результатах. Затем идет изучение инструментов, приспособлений, обсуждение поэтапных действий участниками игры. Непосредственно игра: учитель организует проведение самой игры, по ходу фиксируя следствия игровых действий, следит за характером принимаемых решений, разъясняет неясности и т.д. заключительный этап: анализ проведенной игры, обсуждение возникавших трудностей.
В данном случае деловая игра выполняет коммуникативную функцию (освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия), функцию самореализации (игра как полигон человеческой практики) и социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития).
Игровой прием – «шифровка»
Игровой прием в отличие от игры имеет более узкие временные рамки, используется как элемент какого-либо этапа урока.
Пример: Урок общеметодологической направленности в 5-ом классе на тему: «Необходимые сведения по цветоведению» в разделе «Художественные ремесла». На этапе нахождения способов разрешения затруднений и закрепления с проговариванием во внешней речи создана ситуация разгадывания зашифрованного слова. Работая в паре, учащиеся выписывают на отдельный листочек каждую 20-ую букву зашифрованного набора букв. Далее, из выписанных букв составляют слово, которое будет обозначать один из основных цветов.
АПЕПРПОЗВАЩЗВЫГВРПСЖЬЛСМЮМ
ЭЖМСХЗМИСБМИЬЫСИОРЫВЕУЦКУЦ
СВАРОПАЛДРПЗЩШГЗЕКГШКУГНЦКЕ
ТКУЫСМИМСЧТИМБЮИТЮТЖЙРЖХГ
ХГНШГНЕКУЙЯЧСЫФЁЫЬТВАОРАЛШ
(Желтый)
Воспитательная задача приема - сменить деятельность, представить себя в роли шифровальщика, за счет совместных эмоциональных переживаний способствовать укреплению межличностных отношений.
Здоровьесберегающая технология
Под здоровьесберегающей технологией в широком смысле слова следует понимать обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе,
формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания.
При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания.
Пример: Темы уроков из раздела «Кулинария» в 5-ом классе: «Здоровое питание», «Моя пищевая пирамида».
Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
В ходе изучения тем в 6-ом классе про комнатные растения учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.
При изучении тем по материаловедению учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.
Пример: Тема урока из раздела «Создание
изделий из текстильных материалов» в 5-ом классе
«Свойства текстильных материалов».
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Информационно-коммуникационная технология
ИКТ – это технология обмена информацией, коммуникации с использованием аудиовизуального оборудования.
Воспитательная цель технологии: развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
За счет ИКТ учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность связи с социальным миром, расширение знаний об окружающем мире.
Отношение учащихся к компьютеру я воспринимаю, как к инструменту для общения, самовыражения, творчества (составление презентаций по компьютеру), формирования умений и навыков самостоятельного поиска, анализа информации.
Пример: Презентации, выполненные учащимися на внеурочных занятиях
Коллективный проект-презентация «Труд глазами детей»
Коллективный проект-презентация «Все профессии важны»
Таким образом, воспитательное воздействие через ИКТ посредством включения в творческую деятельность помогает учащимся увеличить уровень пространственного воображения, восприятия, образного мышления, сообразительности.
Технология сотрудничества
Данная технология ставит в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества воспитательная цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения через всевозможную совместную деятельность учащихся в разных учебных ситуациях. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.
Пример: Урок общеметодологической направленности в 5-ом классе на тему: «Необходимые сведения по цветоведению» в разделе «Художественные ремесла». На этапе включения изученного в систему знаний, учащимся предлагается сообща выполнить композицию в одной из изученных цветовых гамм. Малые группы (пары) выполняют одну композицию в теплых, холодных или контрастных цветах. После изготовления композиции, пары по очереди выходят к доске со своими работами, объясняют свой выбор. Остальные ребята одобряют или не одобряют выполненную работу других групп на соответствие задания и изготовленного варианта.
В данном случае работа сообща создает благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого для выполнения общего задания и для организации согласованной, успешной работы всей группы. Это формирует убежденность
каждой личности в собственной ценности.
Таким образом, сотрудничество имеет тройную задачу: академическую – достижение какой-либо познавательной цели, личностную – развитие чувства ответственности, самостоятельности, развитие творческих способностей, и социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
В заключении следует отметить, что владение воспитательными технологиями, наряду с педагогическими, обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию
субъекта.
Список использованных источников
Григорович Л.А., Педагогика и психология. / Л.А. Григорович. - М.: Гардарики, 2013. - 416 с.
Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. / А.П. Пафилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 187 с.
Технология сотрудничества как эффективный метод активации творческой деятельности учащихся и учителей [Электронный ресурс]//urok.1sept.ru.URL: urok.1sept.ru/статьи/638920
Педагог дополнительного образования,
учитель технологии:
Михеева Л.Э.