Предмет наблюдения
|
На что важно обратить внимание
|
Необходимые
текущие заметки
|
Выводы
|
Знание школьниками норм и традиций поведения человека как гражданина своего Отечества, отношение школьников к своему Отечеству
|
Соответствуют ли те знания о своем Отечестве, которые вы ожидаете увидеть в ваших воспитанниках, их возрасту?
Как понимается ими Отечество – это их родной дом, город, регион, страна?
Если ваши воспитанники испытывают чувство гордости за свое Отечество, каков именно предмет их гордости: люди, культура, природа, спортивные достижения, военные достижения?
Добавляется ли к этому чувству еще и чувство личной ответственности за судьбу своего Отечества, стремление изменить то, что мешает ему развиваться?
Связывают ли ваши воспитанники то, что происходит с их страной, с тем, что происходит лично с ними, или им кажется, что здесь нет никакой связи?
Не перерастает ли гордость за свое Отечество в гордыню, высокомерие и чувство национальной исключительности?
Насколько искренне отношение ваших воспитанников к своему Отечеству, не является ли оно конъюнктурным – вызванным модой на патриотизм или, напротив, – показным пренебрежением?
|
|
|
Знание школьниками норм поведения человека на природе, отношение школьников к природе
|
Понимают ли ваши воспитанники, что защита природы – это не столько масштабные экологические акции, сколько выполнение нехитрых повседневных правил: быть умеренным в потреблении товаров и услуг, стараться не покупать одноразовые товары, дикорастущие растения, изделия из меха и кожи диких животных, полиэтиленовые пакеты для упаковки покупок, экономно расходовать воду, газ, электричество, бумагу, не мусорить, стараться собирать мусор, оставленный в природе другими людьми, и т.п.?
Стараются ли они соблюдать эти правила?
Свойственно ли вашим воспитанникам чувство жалости к животным, птицам, насекомым, растениям?
|
|
|
Знание школьниками норм и традиций миротворческой деятельности человека, отношение школьников к миру
|
Ценятся ли среди ваших воспитанников миролюбие, умение договориться, прийти к согласию?
Считают ли они, что использовать силу можно только лишь для самозащиты и защиты тех, кто в этом нуждается?
Каково их отношение к тем, кто использует силу для укрепления собственного авторитета в детской группе?
Каково отношение ваших воспитанников к войнам, оружию, военизации жизни обычных людей?
Считают ли они, что наша страна находится во враждебном окружении и поэтому должна сама использовать в отношениях с соседями политику силы?
|
|
|
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в пространстве культуры, отношение школьников к культуре
|
Какова культура речи ваших воспитанников?
Каково их отношение к мировому культурному наследию? Интересуются ли им, что о нем знают?
Ценят ли они искусство? Каким видам искусства отдают предпочтение?
Есть ли у ваших воспитанников чувство вкуса? Замечаете ли вы его в манере одеваться, говорить, двигаться, в прическе, макияже, внешнем виде вообще?
|
|
|
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в информационном пространстве, отношение школьников к знаниям
|
Любознательны ли ваши воспитанники?
Любят ли энциклопедии?
Читают ли они что-то сверх школьной программы? Любят ли читать?
Осваивают ли они новые информационные технологии получения знаний?
Каково отношение класса к хорошо успевающим ученикам?
Престижно ли в классе хорошо учиться?
|
|
|
Знание школьниками норм и традиций трудовой деятельности человека, отношение школьников к труду
|
Трудолюбивы ли ваши воспитанники?
Помогают ли родителям по хозяйству?
Умеют ли ценить заработанные родителями деньги?
Как относятся к умственному и физическому труду? Не чураются ли физического труда? Не презирают ли людей, зарабатывающих себе на хлеб физическим трудом?
|
|
|
Знание школьниками норм и традиций взаимодействия человека с другими людьми, отношение школьников к другим людям
|
Каково отношение ваших воспитанников к людям, приветливы ли они к посторонним, доброжелательны ли?
Как они относятся друг к другу, дружелюбны ли, умеют ли они прощать обиды, помириться после драки или размолвки?
Как они относятся к нуждающимся? Свойственны ли вашим воспитанникам проявления милосердия?
Как они относятся к отверженным обществом людям: с высокомерным презрением или с сочувствием?
Считается ли у них человеческая жизнь безусловной и не нуждающейся в обосновании ценностью?
|
|
|
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, отношение школьников к иным людям
|
Каково отношение ваших воспитанников к иным людям – людям иной расы, национальности, веры, культуры?
Уважительно ли они относятся к чужим взглядам, привычкам, обычаям? Что они знают о них и интересуются ли ими?
Не встречаются ли в поведении ваших воспитанников проявления бытового расизма и ксенофобии?
Не свойственны ли им негативные стереотипы по отношению к людям другой культуры?
Как они вообще относятся к чужому мнению и иным проявлениям непохожести?
|
|
|
Знание школьниками норм и традиций ведения здорового образа жизни, отношение школьников к своему здоровью
|
Что знают ваши школьники о здоровье и здоровом образе жизни?
Любят ли они подвижные игры, физкультуру, спорт?
Как относятся к своему здоровью и здоровью окружающих?
Как относятся к вредным для здоровья привычкам? Считают ли их пороком?
Не считается ли в классе курение признаком взрослости?
Могут ли ваши воспитанники противостоять попыткам вовлечь их в употребление табака, алкоголя, наркотиков?
|
|
|
Знание школьниками самих себя, знание принятых в обществе норм и традиций самореализации человека, отношение школьников к себе, к своему внутреннему миру
|
Адекватна ли самооценка ваших школьников?
Оптимистичны ли они в отношении себя, верят ли они в себя, в свои силы?
Каково их душевное самочувствие в школе? Комфортно ли им?
Имеются ли у них возможности для позитивной самореализации в школе?
|
|
|