СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прилагательное-самостоятельная часть речи (второй урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прилагательное-самостоятельная часть речи (второй урок)»

  1. Фамилия, имя, отчество автора (ов) Чувахова Светлана Александровна

    укажите полное название образовательной организации и муниципалитет

  2. Место работы МБОУ «Тасеевская СОШ № 2»

  1. Должность учитель русского языка и литературы

  2. Класс 5

  3. Предмет русский язык

Используемый УМК (перечислить авторов)___Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М., Просвещение, 2020

Русский язык. 5 класс. Учебник [под редакцией С.И. Львова] – М.: Мнемозина, 2008.


  1. Тема урока Имя прилагательное - самостоятельная часть речи

  2. Место урока в теме и в программе по предмету Завершили изучение раздела «Имя существительное», на последнем уроке была проведена самостоятельная работа. Данная тема является первым уроком в разделе «Имя прилагательное», на втором уроке будем изучать разряды имен прилагательных.

  3. Цель (прописанная через результат). к концу урока каждый ученик будет:

знать:

Общее грамматическое значение имен прилагательных

Морфологические признаки иен прилагательных

Синтаксическую роль имен прилагательных

уметь (сможет продемонстрировать):

Находить в тексте имена прилагательные

Определять / называть морфологические признаки имен прилагательных

Указывать синтаксическую роль имен прилагательных в контексте

  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:

Выполнение заданий рабочего листа.

Анализ лингвистической сказки.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа будет состоять из заданий, которые проверят сформированные умения учащихся. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл



10. Описание урока / фрагмента урока

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

Отведенное время

1

Урок начну с приема «верно-неверно»

Что объединяет неверные суждения?

Определите тему урока.

Определите задачи урока.


Неверные суждения относятся к имени прилагательному.

Определяют тему, ставят задачи на урок.


5

2

Работа в парах с лингвистической сказкой (https://multiurok.ru/index.php/files/lingvisticheskaia-skazka-o-prilagatelnom.html)


заполняют текст с пропусками и выявляют морфологические особенности имен прилагательных

8

3

Выполните задания, используя материал учебника (сплошной текст). Русский язык. 5 класс. Учебник [под редакцией С.И. Львова] – М.: Мнемозина, 2008.

Каким членом предложения могут быть прилагательные?


Определяют синтаксическую роль имен прилагательных.

4

4

Найдите в предложении прилагательное и выполните морфологический разбор.


Выполняют морфологический разбор слова голубом

7

5

Самостоятельная работа с последующей проверкой.


Выполняют самостоятельную работу и осуществляют проверку

10

6

Рефлексия. Прием толстые и тонкие вопросы.

Задайте вопросы по теме урока, начиная с вопроса Что? Как? Когда? Какие? Верно ли? Что будет, если?

Что обозначает прилагательное? Верно ли, что прилагательное в предложении выполняет роль определения?


5

7

Домашнее задание

Выполнить морфологический разбор выделенного прилагательного. По дороге зимней, скучной (3) тройка борзая бежит. (А.С. Пушкин)

Составить тест по теме «Имя прилагательное как часть речи» (5 вопросов)

Критерии оценки домашнего задания:

Морфологический разбор выполнен верно – 3 балла

При разборе допущена одна ошибка – 2 балла

При разборе допущено две ошибки – 1 балл

При разборе допущено более двух ошибок – 0 баллов.

За каждый верно составленный вопрос теста – 1 балл (max 5 баллов)

8 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»



5



  1. Перечень дидактических материалов

1) лингвистическая сказка

Сказка О прилагательном

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель.

Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам - частям речи: «Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!».

А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.

И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

https://multiurok.ru/index.php/files/lingvisticheskaia-skazka-o-prilagatelnom.html


2) Русский язык. 5 класс. Учебник [под редакцией С.И. Львова] – М.: Мнемозина, 2008. стр. 93-94

1. Общее грамматическое значение.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? Каков?: какой? – красивый, чей? - заячий, каков? – красив.

Начальная форма имени прилагательного – форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

2. Морфологические признаки.

Постоянные морфологические признаки: имена прилагательные бывают качественными (сильный человек), относительными (стальной нож), притяжательными (волчий хвост).

Непостоянные(изменяющиеся) признаки имени прилагательного:

А) степень сравнения (у качественных прилагательных);

Б) краткая или полная форма (у качественных прилагательных);

В) род (в единственном числе-мужской, женский, средний);

Г) число (единственное или множественное)

Д) падеж

3. Синтаксическая роль

В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме – сказуемыми.

В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (зеленый лес), так и главным словом (красный от мороза).


3) Рабочие листы для учеников

Рабочий лист

Фамилия, имя____________________________________________________

Тема:_____________________________________________________________________

1. «Верно-неверно». Отметьте верные суждения «+», неверные «-«

Имя существительное - это самостоятельная часть речи

Имя существительное обозначает признак предмета

Существительное изменяется по падежам

Существительное изменяется по родам

Для какой части речи неверные суждения будут верными?

2. Восстановите текст.

Имя прилагательное – это ___________________, которая обозначает____________________, отвечает на вопросы:______________________. Имена прилагательные изменяются________________. Имена прилагательные согласуются с ___________________. В предложении прилагательное является чаще всего_____________________, а может быть  и ________________. Прилагательное делает нашу речь____________________________.

3. Прочитай правило в учебнике на стр. 94 и определить синтаксическую роль прилагательных.

Интересную книгу легко читать.

Эта книга интересна.

4. Выполните морфологический разбор прилагательного

Ярко светит зорька в небе голубом…

5. Выполни самостоятельно работу.

1. Сколько прилагательных в данном тексте?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

2. Укажите верный вариант морфологических признаков слова «снежною»

А) ж.р., И.п., ед.ч.

Б) Т.п., м.р., ед.ч.

В) П.п., ж.р., ед.ч.

Г) Т.п., ж.р., ед.ч.

3. Укажите синтаксическую роль прилагательных


  1. Оснащение урока

Русский язык. 5 класс. Учебник [под редакцией С.И. Львова] – М.: Мнемозина, 2008. – по количеству учеников в классе

Дидактический материал: рабочие листы по количеству учеников в классе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!