Тема урока: Приёмы вычитания с переходом через десяток.
Тип урока: открытие нового знания.
УМК: «Школа России»
Учебник: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, 1 класс.
Проблема: как вычитать числа с переходом через десяток.
Новое знание: при переносе чисел с переходом через десяток используем прием вычитания по частям приём, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых.
Цели: познакомить с общими приемами табличного вычитания в пределах 20.
Задачи: развивать умение решать простые и составные задачи;
Формировать УДД.
Предметные: правильно вычитать числа с переходом через десяток.
Личностные: проявлять интерес к новому знанию.
Метапредметные УДД:
регулятивные: - определять цель деятельности на уроке;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные: -работать с учебником, находить в нем информацию о вычитании чисел с переходом через десяток;
коммуникативные: - осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач;
- слушать и понимать речь других.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, всё ль у вас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Актуализация знаний (10 мин)
- что можете сказать о числе 14?
- повторим состав числа 14. ( запись состав числа 14 цепочкой)
* Устный счёт
1. Математический диктант (читаю примеры , дети пишут ответы)
8+3 6+6 7+6
7+7 7+4 8+5
7+5 9+9 8+8
9+4 8+6 6+5
8+7 9+5 8+4
9+8 9+2 9+3
* Проверяем, читаем ответы каждого столбика .
Итоги: Быстро и правильно решили примеры.
2. Запишите выражения и вычислите результаты
1 слагаемое 8
2 слагаемое 4
Найдите сумму
Прочитайте выражение, объясняя как решали.
Уменьшаемое 14
Вычитаемое 4
Найдите разность
Прочитайте выражение, объясняя как вычитали
3. Работа над задачами
* Катя вырезала для украшения класса 10 флажков. Ей осталось вырезать ещё 5.
Сколько всего флажков надо вырезать Кате?
* Кате надо вырезать 15 флажков . Она вырезала 10 флажков.
Сколько флажков ей осталось вырезать?
*Катя вырезала для украшения класса 10 красных флажков и 5 синих.
На сколько меньше синих флажков вырезала Катя, чем красных?
Итоги: Молодцы! Работали быстро и правильно.
Физминутка музыкальная
Создание проблемной ситуации (5 мин.)
- В математике очень много вычислений с числами, где надо выполнить переход через десяток. На уроках математики будем знакомиться с этими приемами. А сейчас отгадайте загадку:
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался….(колобок) Выставляю рисунок Колобка.
- Сегодня мы составим математическую сказку о Колобке и научимся решать новые примеры на вычитание.
5. Работа с презентацией.
2 слайд. Учитель читает начало сказки.
3 слайд. Решение примеров и задачи:
16 - 6-…= 7 13 – 3 +…= 18
11 – 1 -…= 8 17 – 7 + … = 14
15 – 5 - …= 4 12 - 2+ …= 19
Малыш съел 2 плюшки, а Карлсон – на 5 плюшек больше. Сколько плюшек съел Карлсон?
4 слайд. Учитель читает дальше сказку.
5 слайд. Вот такие примеры решал Колобок. Решите их и вы.
20 – 10 - 4= 12 – 2 - 8= 2 + 7 -5=
2 + 8 - 3= 3 + 6 - 4= 13 - 3=
- Посмотрите на примеры внимательно.
- Какой пример отличается от других? (13-3, т.к. в нем 1 действие).
- Придумайте и решите примеры, похожие на этот.
Ученики составляют примеры, цепочкой:
11 - 1 16 - 6 12 - 2
17 - 7 14 - 4 18 - 8
15 - 5 19 - 9
6 слайд. Учитель читает сказку дальше.
7 слайд. Из каких фигур построим корабль? (дети записывают номера фигур)
- Проверяем.
8 слайд. Учитель читает.
- Закатился Колобок на кораблик и поплыл.
Вокруг много примеров. И начал он думать, как их решить.
Примеры оказались новыми.
9 слайд.
- Давайте подумаем, как решить примеры. На помощь Колобку пришли его друзья, маленькие Колобки.
1 способ:
- Как мы вычитаем число 5? (по частям)
- Почему мы сначала вычли 2? (чтобы получить 10)
- Почему потом вычли 3? (потому что надо вычесть 5, а 5 –это 2 и 3)
Ученики ещё раз читают первый способ вычитания по учебнику и записывают решение в тетрадь:
12 -5 =7
2 3
2 способ:
- Колобок решил этот пример и по-другому. Он вспомнил, что 12 – это 5 да 7.
- Как этот пример помог Колобку решить новый пример? (если из суммы 12 вычесть одно слагаемое - 5, то получим другое слагаемое – 7)
Чтение второго способа в учебнике и запись в тетради:
12 – 5 = 7
5 7
6.Работа с учебником, с. 81.
* Решение примеров № 2 с комментированием, цепочкой.
11 слайд. Учитель читает.
- Увлекся Колобок решением примеров и не заметил, как подкралась Лиса и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»
- Не ешь меня, я выполню все твои задания!
12 слайд.
- И задала Лиса ему задание: решить 2 задачи.
Задачу 1 решаем устно.
Задачу 2 решаем коллективно, составляем план решения задачи.
- Что узнаем сначала?
- Что узнаем потом?
Запись решения самостоятельно. Проверка. Запись ответа под диктовку учителя.
13 слайд. Чтение учителем.
7. Итоги урока
- Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня?
- Кому нравится первый способ вычитания - по частям?
- Кому проще вычитать по таблице вычитания?