СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»

«  Эффективные приемы формирования функциональной грамотности  на уроках русского языка»   Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ «Мухинская СОШ»  Паланичук Ирина Анатольевна «Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

« Эффективные приемы формирования функциональной грамотности

на уроках русского языка»

Автор: учитель

русского языка и литературы

МОБУ «Мухинская СОШ»

Паланичук Ирина Анатольевна

«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

«Для жизни, а не для школы мы учимся»   Ян Амос Коменский

«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Коменский

     - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

- это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Математическая Финансовая Естественнонаучная Функциональная грамотность Глобальные компетенции Читательская Критическое мышление

Математическая

Финансовая

Естественнонаучная

Функциональная грамотность

Глобальные компетенции

Читательская

Критическое мышление

 « Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

« Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Функциональное чтение предполагает владение следующими  навыками:   НАХОДИТЬ И ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОСМЫСЛИВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ТЕКСТА

Функциональное чтение предполагает владение следующими  навыками:

НАХОДИТЬ И ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

ОСМЫСЛИВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ТЕКСТА

Кто он? Внимателен к слову Обладает активным воображением Умеет вступать в диалог с текстом Идеальный  читатель Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык.

Кто он?

Внимателен к слову

Обладает активным воображением

Умеет вступать в диалог с текстом

Идеальный читатель

Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык.

Приём «Верные-неверные утверждения» Один из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся

Приём «Верные-неверные утверждения»

Один из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся

 Приём «Реконструкция текста»      Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Реконструкция текста»

  Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста».

  • Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
  • Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
  • В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Приём «Кластер» Ритоpическое обращение Параллелизм Бессоюзие Многосою зие Эпифора Риторический вопрос Умолчание Градация Анафора фигуры речи

Приём «Кластер»

Ритоpическое обращение

Параллелизм

Бессоюзие

Многосою

зие

Эпифора

Риторический вопрос

Умолчание

Градация

Анафора

фигуры речи

 Приём «Лингвистическая сказка»  Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.   Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:  «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

Приём «Лингвистическая сказка»

Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.

Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:

«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

 Приём «Письмо с дырками»  1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: …  или …. …  или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения, если…

Приём «Письмо с дырками» 

  • 1) Имя существительное обозначает…
  • Отвечает на вопросы…
  • Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
  • 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
  • …  или ….
  • …  или …
  • Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
  • Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
  • Существительные изменяются по … и … .
  • 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
  • Имя существительное не является членом предложения, если…
 Приём «Лови ошибку»   Спишите, исправив ошибки.  выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам! Спишите, исправив ошибки .  Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Приём «Лови ошибку»

Спишите, исправив ошибки.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!

Спишите, исправив ошибки .

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Приём «Ассоциация»  - С чем у вас ассоциируются эти картинки? -Составьте словосочетания, объяснив прямое и переносное значение слов .

Приём «Ассоциация»

- С чем у вас ассоциируются эти картинки?

-Составьте словосочетания, объяснив прямое и переносное значение слов .

Приём «Удивляй!» и «Яркое пятно »      Ребята, жили брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зелёные, а иногда и сине-зелёные вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни. Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.  А И Ж М Н Щ Ы У Д О Одни в группу сестры, вторые - брата. Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата? Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,  а брата? Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

Приём «Удивляй!» и «Яркое пятно »

Ребята, жили брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зелёные, а иногда и сине-зелёные вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.

Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.

А И Ж М Н Щ Ы У Д О

Одни в группу сестры, вторые - брата.

Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?

Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,

а брата?

Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

 Приём «Графическая переработка текста»  «Опорный конспект / Кластер / Конкурс шпаргалок».      «Реставрация текста».      Чья шпаргалка содержит полную информацию о термине, тот является победителем. Перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст.  Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.

Приём «Графическая переработка текста»

«Опорный конспект / Кластер / Конкурс шпаргалок».

«Реставрация текста».

Чья шпаргалка содержит полную

информацию о термине, тот является победителем.

Перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст.

Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.

Приём «Графическая переработка текста» Формируем умение читать несплошной текст. (Воспринимать его, извлекать  информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать еѐ) Сайт какой организации изображен на слайде? Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте? Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.

Приём «Графическая переработка текста»

Формируем умение читать несплошной текст. (Воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать еѐ)

  • Сайт какой организации изображен на слайде?
  • Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте?
  • Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.
 Приём «Ролевая игра»   А что бы вы купили? 126 р 72 р 150р

Приём «Ролевая игра»

А что бы вы купили?

126 р

72 р

150р

Приём «ТЕЛЕГРАММА или СМС» Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны. Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я - королева! Надеюсь. СМС с урока. Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение.

Приём «ТЕЛЕГРАММА или СМС»

Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны.

Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я - королева! Надеюсь.

СМС с урока.

Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение.

Приём «Памятка» Если ты заблудился 1. Не паникуй, успокойся. 2. Прекрати бесполезное движение, 3. Осмотри место, где находишься. 4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь). 5. Разожги костер, приготовь пищу. 6. Подготовь из веток, травы место для ночлега. 7. Спокойно ожидай спасателей, родственников

Приём «Памятка»

Если ты заблудился

1. Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение,

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников

Приём «Облако слов»

Приём «Облако слов»

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?   Дайте ученикам нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Если ученик справился с решением, значит вы работаете правильно!

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?

Дайте ученикам нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Если ученик справился с решением, значит вы работаете правильно!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!