СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет педагогу разобраться в понятии функциональная грамотность, её составляющих. Приводятся конкретные приёмы для формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения, но возможно их применение и на других учебных предметах.

Просмотр содержимого документа
««Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».»

«Приёмы формирования функциональной грамотности

на уроках литературного чтения в начальной школе».


Чтение - ничто; осмысленное чтение - кое-что;

чтение осмысленное и прочувственное – совершенство.

А.С.Пушкин


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Именно функциональная грамотность является одной из составляющих современных ФГОС.

Функциональная грамотность даёт возможность человеку применять в жизни – во всех сферах человеческой деятельности знания, умения и навыки, полученные в школе. Сейчас одной из важнейших задач в образовании является не сбор и запоминание информации, а овладение навыком её правильного применения. Важно уметь понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию, приобретаемые в течение жизни знания. Функциональная грамотность даёт возможность человеку максимально адаптироваться в обществе и успешно в нём функционировать.

Педагог должен формировать у детей внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности, чтобы дети шли к знанию путём собственных находок и открытий, потому что именно так формируются самые прочные знания, через пробы и ошибки, которые сами допустили и смогли их разрешить и преодолеть. Всё это говорит о том, чтобы приблизить образовательную деятельность к жизни. Функционально грамотный человек готов обучаться всю жизнь, свободно ориентируется в окружающем мире, активен, самостоятелен, принимает нестандартные решения, умеет находить компромиссы, разбирается в компьютерных технологиях, отлично владеет устной и письменной речью, действует в соответствии с общепринятыми в обществе ценностями и интересами. Функциональная грамотность даёт возможность свободно использовать навыки чтения и письма с целью получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность включает в себя: читательскую, естественнонаучную, математическую, финансовую, глобальные компетенции, креативное мышление. Подробнее остановлюсь на читательской грамотности, как главном компоненте функциональной грамотности младших школьников, основы которой закладываются в начальной школе. Именно на начальной ступени обучения ребёнок учится правильно, осознанно и выразительно читать, извлекать нужную информацию из прочитанного текста анализировать, обобщать, высказывать своё мнение о прочитанном произведении, работать с различными источниками информации, выбирать книги для самостоятельного чтения. Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм, для целей, которые требуются обществом и ценны для каждой отдельной личности. Педагог использует разнообразные методы и приёмы, формы работы, развивая в учениках потребность в самостоятельном чтении, и способствует прогрессу ученика в любой предметной области.

Рассмотрим приёмы формирования функциональной грамотности из опыта моей работы, которые я применяю на уроках литературного чтения, но также их можно использовать и на других учебных предметах и во внеурочное время.

«Глоссарий». Приём направлен на актуализацию и повторение словаря, связанного с темой текста. Дети видят название текста, им даётся список слов и предлагается отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Когда ребята закончат чтение текста, то возвращаются к данным словам и смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Входная дверь» или «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Любое чтение  текста начинается  cо знакомства с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Работая над заголовком, мы делаем первый шаг к раскрытию идеи автора. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте.

Приём «Поймай ошибку» основывается на том, что один из детей читает, а остальные внимательно следят и, если замечают ошибку, то делают пометки карандашом. После прочитанного текста, идёт взаимоанализ. Ребята исправляют ошибки и указывают на их причину, дают советы для улучшения результата. Детям очень нравится этот приём. Каждый  ученик хочет поймать чужую ошибку, но важно, что при этом сами стараются читать правильно.  Всё это происходит непринуждённо, в игровой форме. Табличка с названием «Поймай ошибку» висит над доской, а с обратной стороны нарисованы солнышко и радуга. Дети знают, что если игра, то табличка переворачивается. Эта игра бесконечна, но ребята пытаются доказать, что сегодня будет конец этой игры. Используется на каждом уроке, где встречается текст. Конец игры будет только тогда, когда не будет ошибок.

Приём «Ночь! День!» Дети должны внимательно пробежать глазами текст и по команде учителя «Ночь!» ребята закрывают глаза, тогда педагог читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.

Приём «Да — нет» развивает умение выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов, ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям, развивает умения ориентироваться в пространстве. Учитель/ученик загадывает, например, предмет, литературного героя, и т. д. Ученики отгадывают. Можно задавать любые уточняющие вопросы, но ответ на них будет «ДА» или «НЕТ».

Приём «Реклама книги» привлекает внимание к книге и чтению через творчество. Если ребенку понравилась книга, которую он прочитал, то готовит рекламу. Это может быть плакат или устная реклама, в которой обязательно надо указать автора книги, можно добавить интересную информацию о нем - автобиографические сведения из жизни и творчества; название книги; краткое описание (где и когда происходят события, герои, конкретные события), небольшой отрывок из книги; почему и кому ты эту книгу советуешь прочитать; где эту книгу можно купить/скачать и т.п; кто подготовил данную рекламу).

Приём «Чтение с остановками». Основная цель данного приёма - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка. Такое структурно организованное чтение по цепочке методически оправдано. Обучающиеся  ожидающие своей очереди чтения, вынуждены следить за читающим вслух. Формируется умение внутреннего чтения - чтения про себя.

Приёмы работы над текстом:

  • «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы;

  • «Достоверное чтение». Нахождение отрывка в тексте, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.;

  • «Правило в тексте». Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило;

  • «Комбинированное чтение» (учитель – учащиеся хором);

  • «Молчаливое чтение».



Все методы и приёмы, используемые педагогом должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в связи с современными требованиями к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании функциональной грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!