СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы над правописанием словарных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.         Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Представляю  мастер-класс на тему “Приемы работы над правописанием словарных слов”.  Сегодня  мы освоим приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы над правописанием словарных слов»

Приёмы работы над правописанием словарных слов Горская Н.Н.

Приёмы работы

над правописанием

словарных слов

Горская Н.Н.

Задачи: Повышение орфографической грамотности учащихся; Обогащение словарного запаса учащихся; Обучение самостоятельному добыванию знаний; Развитие логического и нестандартного мышления; Привитие интереса к русскому языку .

Задачи:

  • Повышение орфографической грамотности учащихся;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Обучение самостоятельному добыванию знаний;
  • Развитие логического и нестандартного мышления;
  • Привитие интереса к русскому языку .
 Основные этапы в работе со словарными словами: 1 этап. Знакомство с новым словарным словом.   Способы предъявления нового слова:  - чтение загадки, отгадывание ее учащимися; рассматривание предметной картинки;  - описание признаков предмета. 2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова. Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.  3 этап. Запись слова с «окошком». 4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Основные этапы

в работе со словарными словами:

1 этап. Знакомство с новым словарным словом.

Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

  • рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета.

2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.

3 этап. Запись слова с «окошком».

4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

 Шифровка «Части слова»  Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например:  Приставка в нашем слове, как у слова З А БОЛЕЛ.  Корень- как у слова МОРОЗ ИЛКА.  Суффикс- как у слова БЕРЁЗ К А.  Окончание- как у слова КОНЬК И .  В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

Шифровка «Части слова»

Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например:

Приставка в нашем слове, как у слова З А БОЛЕЛ.

Корень- как у слова МОРОЗ ИЛКА.

Суффикс- как у слова БЕРЁЗ К А.

Окончание- как у слова КОНЬК И .

В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

Графические ассоциации - мнемотехника

Графические ассоциации - мнемотехника

 Метод графических ассоциаций   Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о .  Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.

Метод графических ассоциаций

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о .

Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.

Ш_фер А О

Ш_фер

А

О

Примеры словарных слов и ассоциативных образов 1.Подбор ассоциативных рядов слов. гАзета- бумАга дИректОр – крИк, рОт зАвод – трубА инЕй – бЕлый, снЕг кАпуста – зАяц кАрандаш – грАнь, бумАга кАрман – дырА кОнцерт – нОта, хОр, дО кОрабль – вОлны, бОцман, кОк лАдонь – лАпа мАшина – шинА сОбака - хвОст

Примеры словарных слов

и ассоциативных образов

1.Подбор ассоциативных рядов слов.

гАзета- бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, хОр, дО

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака - хвОст

2. Работа по созданию схематичных рисунков.  На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.    ябл ко п ртрет  п мидор к рзина

2. Работа по созданию схематичных рисунков.

На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.

ябл ко п ртрет

п мидор к рзина

 «Картинный» словарь О О В . Р . БЕЙ

«Картинный» словарь

О

О

В . Р . БЕЙ

 Схемы-угадайки  На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция).  ___О___О___ (воробей, молоко,…) ___СС___ (касса., масса,…) __Е__ДЬ (медведь, тетрадь,…)

Схемы-угадайки

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция).

___О___О___ (воробей, молоко,…)

___СС___ (касса., масса,…)

__Е__ДЬ (медведь, тетрадь,…)

 Копилка-минутка  На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).

Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).

 « Лишнее» слово  Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова: Сорока, ворона, петух, корова ,дорога Далее идут рассуждения:  Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.  Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.  Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную  Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д.

« Лишнее» слово

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова:

Сорока, ворона, петух, корова ,дорога

Далее идут рассуждения:

Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.

Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.

Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную

Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д.

Шифровка «Алфавит»  Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.  1 2 3 4 5 6 7 8 9…  а б в г д е ё ж з …  В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.  1, 13,13, 6,33 – ( АЛЛЕЯ ).  Шифровка «Грамматическая арифметика»  Раздели данные слова на слоги.  Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.  Поставь ударение, выдели орфограмму.  ВЕС НА +ГО РОД= Н А Р О Д  ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН= Т Е Л Е ФОН

Шифровка «Алфавит»

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9…

а б в г д е ё ж з …

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.

1, 13,13, 6,33 – ( АЛЛЕЯ ).

Шифровка «Грамматическая арифметика»

Раздели данные слова на слоги.

Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

Поставь ударение, выдели орфограмму.

ВЕС НА +ГО РОД= Н А Р О Д

ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН= Т Е Л Е ФОН

 Шифровка «Убери лишнее»  Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш  Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).  Шифровка «Добавь гласные»  Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА)  Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК).

Шифровка «Убери лишнее»

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш

Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).

Шифровка «Добавь гласные»

Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА)

Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК).

 Загадки-шутки  В каких словарных словах спрятались ноты?  (ПО МИ ДОР, ДО РОГА,  РЕ ШЕНИЕ,…) В каких словарных словах спряталась –ель-?  (УЧИТ ЕЛЬ , ПОНЕД ЕЛЬ НИК,…)  Слог потерялся . (___БАКА, ___ВЕДЬ,…)  Игра «чей это голос?».  Мычит (кто?)-_______(корова)  Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…)  Собери слоги:  -жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ)

Загадки-шутки

В каких словарных словах спрятались ноты?

(ПО МИ ДОР, ДО РОГА, РЕ ШЕНИЕ,…)

В каких словарных словах спряталась –ель-?

(УЧИТ ЕЛЬ , ПОНЕД ЕЛЬ НИК,…)

Слог потерялся . (___БАКА, ___ВЕДЬ,…)

Игра «чей это голос?».

Мычит (кто?)-_______(корова)

Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…)

Собери слоги:

-жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ)

Помоги Маше поставить в слова правильные буквы

Помоги Маше поставить в слова правильные буквы

М_ЛОТОК А О

М_ЛОТОК

А

О


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!