Республика Саха(Якутия)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
Учреждение “Средняя общеобразовательная школа №17”
( с углубленным изучением отдельных предметов)
городского округа “Город Якутск”
Парфенова Пелагея Семеновна- учитель истории и обществознания.
“ Приемы осмысления текста и коммуникативная диагностика в ознакомительном чтении”
Якутск 2018.
Марат Зиганов
научный руководитель холдинга «Ломоносовская школа»
Непонимающий современные технологии и методики учитель становится тормозом в образовательном процессе. В общем, учителя надо учить, его надо учить учиться. Ведь с него все идет. У нас сейчас кризис компетенций. Чтобы его не было, нужно иметь инструменты, а также знать, как ими пользоваться.
Стартовая диагностика
Позволяет определить индивидуальные цели обучения и спроектировать индивидуальную образовательную траекторию ученика.
Полученные результаты стартовой диагностики позволяют учителю решить, какие метапредметные и личностные результаты являются актуальной зоной развития ребенка, как связать содержание образования с его интересами и возможностями и сделать обучение оптимальным.
Диагностические материалы
Шкала оценки сформированности общих умений коммуникации
Уровень сформированности
Высокий
умений
Понимание
Средний
16-19 баллов
Воспроизведение
(Задания 1-8)
Общие умения коммуникации
(задание 9)
4 балла
8-15 баллов
Низкий
20-23 балла
2-3 балла
0-7 баллов
9-19 баллов
0-1 балл
0-8 баллов
Цель работы: выявить уровень сформированности общих умений коммуникации (умение читать с пониманием и умение излагать мысли письменно).
Время: 2 ч.
Шкала оценки: за каждое верное задание- 1балл. Количество баллов, набранных за задание 2,3,4,7,8,9, умножается на 1,5.
Таким образом, значимость заданий увеличивается.
Максимальное количество баллов: 23.
Кол. вариантов: 2. Задания 2-9 выполняют индивидуально на бланках. Задание 10 на от-
отдельном листе.Ученик переписывает в чистый лист план и название темы.
Кодификатор умений коммуникаций, проверяемых в ходе диагностики.
Понимание
Умение читать с пониманием:
Воспроизведение
- Озаглавить текст, смысловые части
Номер заданий:
.Умение излагать мысли письменно:
2,4
.подробное изложение;
текста
.Разделить текст на смысловые на части.
.соблюдение логики изложения;
.Находить в тексте информацию ,данную в явном виде.
.верное изложение фактов;
3
10
Находить в тексте информацию, заданную в неявном виде.
.отсутствие речевых ошибок
5 а,б,в; 6б
.Аргументировать свой ответ, опираясь на понимание текста.
.Выделить тему текста
6а,в
.Ответить на вопрос на понимание
текста
7
8
9
Принципы отбора текстов для диагностики
- При выборе текстов для старших школьников предпочтение отдается публицистическому или научному стилю.
- Возможно использование фрагментов учебников по разным предметам.
- В работе расчитанной на 2 ч. , тексты должны быть одинакового уровня сложности(разница в 1-6 слов)
- Оптимальный объем текста в 5 кл. – от 90 до 110 слов.
Анализ результатов диагностики:
- Первоначально баллы выставляются на полях бланка№1
На основании полученных результатов делается вывод об уровне сформированности у каждого ученика общих умений коммуникаци.
2.Существуют 3 уровня коммуникации.
- Устойчивый уровень-85% заданий и выше (сколько чел и %)
- Неустойчивый уровень-40-85% задания (сколько чел и %)
- Начальный уровень- менее 40% задания. (сколько чел и %)
- Итоги анализа обсуждаются на предметных МО, семинарах.
Компитентно-ориентированное задание по истории 5 класс (КОЗ)
- Информационная: аспект компетенции направлен на первичную обработку информации.
- Коммуникативная: аспект компетенции направлен на владение письменной и устной речью.
- Стимул: несет источник информации.
- Задачная формулировка: Прочтите текст и выполните 10 заданий к данному тексту.
- Критерии оценивания: От 20-23 б-”5”
- От 9-19 б.-”4” и от 0-8 б.-”3”.
Диагностика общих умений коммуникации (10 заданий на логику,сравнение,анализ, гипотезу и умение делать выводы по мет.О.В. Запятой)
Умение читать и извлекать информацию (12 заданий по методике Блума.)
Диагностика общих умений коммуникации
Бланк №1
Учени__5___класса
Школы№____________________
Города______________________
Района____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ФИО ученика
Вариант1
1.Прочитайтекст:
Первые владения богатых людей на Руси назывались вотчинами ,имели хозяйственное значение и обеспечивали хозяев всеми необходимыми продуктами. Помещик жил в деревянном доме.Посуда и мебель были достаточно простыми.Со временем жизнь помещиков изменилась. Они стали строить модные о собняки,разбивали сады и парки, копали пруды и каналы, строили беседки, заводили новую мебель, покупали посуду и книги.Имения крупных помещиков стали называться усадьбами. В центре усадьбы строился барский дом,к нему примыкали хозяйственные постройки, их называли флигеля . Там размещались кухни, кладовые,погреба, жилые помещения для прислуги, мастерские и даже псарни и конюшни.В каждой усадьбе была своя церковь.Большое внимание уделялось парку.Перед домом была его открытая часть с клумбами и газонами, а дальшепо аллеям можно было углубиться в самый настоящий лес.В парках ставили беседки и павильоны, мостики.
2.Озаглавь текст и запиши заголовок._____________________________________________________________________________________________
3.Раздели текст на 4 смысловые части черточками.
4.Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по порядку.__________________________________________________________
5.Найди в тексте и дай толкование следующих слов:
А)Что такое вотчина?______________________________________________________________________________________________________
Б)Что такое усадьба?_____________________________________________________________________________________________________
В)Что такое флигеля?_______________________________________________________________________________________________________
Умение читать с пониманием:
- Озаглавить текст, смысловые части
.Умение излагать мысли письменно:
.подробное изложение;
текста
.соблюдение логики изложения;
.Разделить текст на смысловые на части.
.верное изложение фактов;
.Находить в тексте информацию ,данную в явном виде.
.отсутствие речевых ошибок
Находить в тексте информацию, заданную в неявном виде.
.Аргументировать свой ответ, опираясь на понимание текста.
.Выделить тему текста
.Ответить на вопрос на понимание
текста
Схема анализа диагностики сформированности общих умений коммуникации
5 класс школа___________________ город Якутск
Количество учащихся__________________________________
Образовательная программа___________________________________________
Работу выполняли__________________________________________________
Используемая технология________________________________________________
№ задания
Количество баллов
Вариант 1
2
Фамилия учащегося
1балл
3
ИудиновР.
1
1балл(допускается 1 неточность)
Архангельский Д
4
0
1балл(допускается 1 неточность)
5А)
0
Уарова Н.
1
1балл
Сивцева Ал.
5Б)
0
1
0
1
1балл
1
1
Уварова Эвел.
5В)
6А)
1
1балл
Колодезникова
Сумма баллов по строке
1
1
0
1
Наташа
1
0
1
1балл
6Б)
0
1
1
1балл
0
0
1
1
1
6В)
1
1балл(если рассказал только про открытую часть пер- ед домом или при на личии ал -леи); 2бал- ла(если привел оба приме ра или добав- ил другие сведения)
1
0
1
0
1
1
1
1
2
1
0
1
0
1
1
1
0
1
2
1
0
0
2
0
0
1
1
Задание “Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении”
ЦЕЛЬ: Усвоение приемов осмысления текста, включая приемы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вороса- предложения, антиципации плана изложения, антиципации содержания,реципация(мысленное возвращение к ранее прочитанному)
Возраст-14-15 лет.
Учебные дисциплины (ист., литерат.,геогр.,физика, биология и химия)
Форма выполнения задания: индивид., парная.
Описание задания: уч-ся предлагается текст, определенные фрагменты которого отмечены сиволами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приема. Содержание приема разъясняется на ориентировочной карточке. Учащимся надо:
- Прчитать текст и в местах отмеченных символами В,ВПр,АП, АС, Р, записать содержание использованных приемов осмысления текста.
- Придумать заголовок к тесту.
- Составить план текста
- Подобрать эпиграф к тексту.
Приемы осмысления текста
- В- постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него в тексте, путем рассуждения или обращения за информацией к другому лицу.
- ВПр- постановка вопроса предложения ( в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли ..что? Может быть это объясняется тем, что...?)
- АП-Антиципация плана изложения- предвосхищение того,о чем будет говориться дальше.
- АС - антиципация содержания- предвосхищение того, что именно будет сказано дальше.
- Р-реципация- мысленное вовращение к ранее прочитанно
-ному тексту и повторное его осмысление под влиянием но
вой мысли.
Пример задания:
Летом 1240г. шведское войско погрузилось на корабли (В).
Войско в 5 т. воинов возглавлял ярл(князь) Ульф Фаси. С ним
Шел зять короля Эрика Биргер.В июле шведы совершив мор
-ской поход, вошли в Неву (ВПр) .Шведский полководец
удучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Алек
-сандру Ярославичу послов со словами (АС): ”Если хочешь воспро
-тивиться мне, то я уже пришел.Приди и поклонись, проси милости и ее сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою” (АС)
Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр по
-вел воинов в атаку на шведский лагерь (АП)
- ..... С великой победой возвратился в Новгород Александр(АС).Князь Александр Ярославич получил почетное прозвище Невский(Р).Было ему тогда 20 лет(Р)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
- Адекватное использование приемов осмысления текста
- Выделение основной идеи в виде заголовка и эпиграфа.
- Корректное сотавление плана текста.
Использованная литература:
- Е.И.Фастова,О.Л. Иванова. Кейс успешного педагога. Волгоград, 2015о.
- О.В.Долгова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение(диагностика читательской компетентности) 5 класс.М.2013.
- О.В. Кишенкова. История России. Основная школа. Тестовые материалы для оценки качества обучения. М.2013.
- О.В. Запятая. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов. Волгоград, 2014.
- АГАсмолов.Формирование УУД в основной шк.
М.2010.
О.В.Кишенкова
О.В.Запятая