СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы осмысления текста и коммуникативной диагностики в ознакомительном чтении.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить обучающегося адекватному использованию приемов осмысления текста. Выделению основной идеи в виде заголовка и эпиграфа. Корректное составление плана текста.

Просмотр содержимого документа
«Приемы осмысления текста и коммуникативной диагностики в ознакомительном чтении.»

Республика Саха(Якутия) Муниципальное общеобразовательное бюджетное Учреждение “Средняя общеобразовательная школа №17” ( с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа “Город Якутск”  Парфенова Пелагея Семеновна- учитель истории и обществознания. “ Приемы осмысления текста и коммуникативная диагностика в ознакомительном чтении”   Якутск 2018.

Республика Саха(Якутия)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное

Учреждение “Средняя общеобразовательная школа №17”

( с углубленным изучением отдельных предметов)

городского округа “Город Якутск”

Парфенова Пелагея Семеновна- учитель истории и обществознания.

Приемы осмысления текста и коммуникативная диагностика в ознакомительном чтении”

Якутск 2018.

Марат Зиганов научный руководитель холдинга «Ломоносовская школа» Непонимающий современные технологии и методики учитель становится тормозом в образовательном процессе. В общем, учителя надо учить, его надо учить учиться. Ведь с него все идет. У нас сейчас кризис компетенций. Чтобы его не было, нужно иметь инструменты, а также знать, как ими пользоваться.

Марат Зиганов

научный руководитель холдинга «Ломоносовская школа»

Непонимающий современные технологии и методики учитель становится тормозом в образовательном процессе. В общем, учителя надо учить, его надо учить учиться. Ведь с него все идет. У нас сейчас кризис компетенций. Чтобы его не было, нужно иметь инструменты, а также знать, как ими пользоваться.

Стартовая диагностика Позволяет определить индивидуальные цели обучения и спроектировать индивидуальную образовательную траекторию ученика. Полученные результаты стартовой диагностики позволяют учителю решить, какие метапредметные и личностные результаты являются актуальной зоной развития ребенка, как связать содержание образования с его интересами и возможностями и сделать обучение оптимальным.

Стартовая диагностика

Позволяет определить индивидуальные цели обучения и спроектировать индивидуальную образовательную траекторию ученика.

Полученные результаты стартовой диагностики позволяют учителю решить, какие метапредметные и личностные результаты являются актуальной зоной развития ребенка, как связать содержание образования с его интересами и возможностями и сделать обучение оптимальным.

Диагностические материалы Шкала оценки сформированности общих умений коммуникации Уровень сформированности Высокий умений Понимание Средний 16-19 баллов Воспроизведение (Задания 1-8) Общие умения коммуникации (задание 9) 4 балла 8-15 баллов Низкий 20-23 балла 2-3 балла 0-7 баллов 9-19 баллов 0-1 балл 0-8 баллов

Диагностические материалы

Шкала оценки сформированности общих умений коммуникации

Уровень сформированности

Высокий

умений

Понимание

Средний

16-19 баллов

Воспроизведение

(Задания 1-8)

Общие умения коммуникации

(задание 9)

4 балла

8-15 баллов

Низкий

20-23 балла

2-3 балла

0-7 баллов

9-19 баллов

0-1 балл

0-8 баллов

Цель работы: выявить уровень сформированности общих умений коммуникации (умение читать с пониманием и умение излагать мысли письменно). Время: 2 ч. Шкала оценки: за каждое верное задание- 1балл. Количество баллов, набранных за задание 2,3,4,7,8,9, умножается на 1,5. Таким образом, значимость заданий увеличивается. Максимальное количество баллов: 23. Кол. вариантов: 2. Задания 2-9 выполняют индивидуально на бланках. Задание 10 на от-

Цель работы: выявить уровень сформированности общих умений коммуникации (умение читать с пониманием и умение излагать мысли письменно).

Время: 2 ч.

Шкала оценки: за каждое верное задание- 1балл. Количество баллов, набранных за задание 2,3,4,7,8,9, умножается на 1,5.

Таким образом, значимость заданий увеличивается.

Максимальное количество баллов: 23.

Кол. вариантов: 2. Задания 2-9 выполняют индивидуально на бланках. Задание 10 на от-

отдельном листе.Ученик переписывает в чистый лист план и название темы. Кодификатор умений коммуникаций, проверяемых в ходе диагностики.  Понимание Умение читать с пониманием: Воспроизведение Озаглавить текст, смысловые части Номер заданий: .Умение излагать мысли письменно: 2,4 .подробное изложение; текста .Разделить текст на смысловые на части. .соблюдение логики изложения;  .Находить в тексте информацию ,данную в явном виде. .верное изложение фактов; 3 10 Находить в тексте информацию, заданную в неявном виде. .отсутствие речевых ошибок 5 а,б,в; 6б  .Аргументировать свой ответ, опираясь на понимание текста. .Выделить тему текста 6а,в  .Ответить на вопрос на понимание текста 7  8 9

отдельном листе.Ученик переписывает в чистый лист план и название темы.

Кодификатор умений коммуникаций, проверяемых в ходе диагностики.

Понимание

Умение читать с пониманием:

Воспроизведение

  • Озаглавить текст, смысловые части

Номер заданий:

.Умение излагать мысли письменно:

2,4

.подробное изложение;

текста

.Разделить текст на смысловые на части.

.соблюдение логики изложения;

.Находить в тексте информацию ,данную в явном виде.

.верное изложение фактов;

3

10

Находить в тексте информацию, заданную в неявном виде.

.отсутствие речевых ошибок

5 а,б,в; 6б

.Аргументировать свой ответ, опираясь на понимание текста.

.Выделить тему текста

6а,в

.Ответить на вопрос на понимание

текста

7

8

9

Принципы отбора текстов для диагностики При выборе текстов для старших школьников предпочтение отдается публицистическому или научному стилю. Возможно использование фрагментов учебников по разным предметам. В работе расчитанной на 2 ч. , тексты должны быть одинакового уровня сложности(разница в 1-6 слов) Оптимальный объем текста в 5 кл. – от 90 до 110 слов. Анализ результатов диагностики: Первоначально баллы выставляются на полях бланка№1 На основании полученных результатов делается вывод об уровне сформированности у каждого ученика общих умений коммуникаци. 2.Существуют 3 уровня коммуникации. Устойчивый уровень-85% заданий и выше (сколько чел и %) Неустойчивый уровень-40-85% задания (сколько чел и %) Начальный уровень- менее 40% задания. (сколько чел и %) Итоги анализа обсуждаются на предметных МО, семинарах.

Принципы отбора текстов для диагностики

  • При выборе текстов для старших школьников предпочтение отдается публицистическому или научному стилю.
  • Возможно использование фрагментов учебников по разным предметам.
  • В работе расчитанной на 2 ч. , тексты должны быть одинакового уровня сложности(разница в 1-6 слов)
  • Оптимальный объем текста в 5 кл. – от 90 до 110 слов.

Анализ результатов диагностики:

  • Первоначально баллы выставляются на полях бланка№1

На основании полученных результатов делается вывод об уровне сформированности у каждого ученика общих умений коммуникаци.

2.Существуют 3 уровня коммуникации.

  • Устойчивый уровень-85% заданий и выше (сколько чел и %)
  • Неустойчивый уровень-40-85% задания (сколько чел и %)
  • Начальный уровень- менее 40% задания. (сколько чел и %)
  • Итоги анализа обсуждаются на предметных МО, семинарах.
Компитентно-ориентированное задание по истории 5 класс (КОЗ) Компетенции и аспекты: Информационная: аспект компетенции направлен на первичную обработку информации. Коммуникативная: аспект компетенции направлен на владение письменной и устной речью. Стимул: несет источник информации. Задачная формулировка: Прочтите текст и выполните 10 заданий к данному тексту. Критерии оценивания: От 20-23 б-”5” От 9-19 б.-”4” и от 0-8 б.-”3”.

Компитентно-ориентированное задание по истории 5 класс (КОЗ)

  • Компетенции и аспекты:
  • Информационная: аспект компетенции направлен на первичную обработку информации.
  • Коммуникативная: аспект компетенции направлен на владение письменной и устной речью.
  • Стимул: несет источник информации.
  • Задачная формулировка: Прочтите текст и выполните 10 заданий к данному тексту.
  • Критерии оценивания: От 20-23 б-”5”
  • От 9-19 б.-”4” и от 0-8 б.-”3”.
Диагностика общих умений коммуникации (10 заданий на логику,сравнение,анализ, гипотезу и умение делать выводы по мет.О.В. Запятой) Умение читать и извлекать информацию (12 заданий по методике Блума.)

Диагностика общих умений коммуникации (10 заданий на логику,сравнение,анализ, гипотезу и умение делать выводы по мет.О.В. Запятой)

Умение читать и извлекать информацию (12 заданий по методике Блума.)

Диагностика общих умений коммуникации

Бланк №1

Учени__5___класса

Школы№____________________

Города______________________

Района____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ФИО ученика

Вариант1

1.Прочитайтекст:

Первые владения богатых людей на Руси назывались вотчинами ,имели хозяйственное значение и обеспечивали хозяев всеми необходимыми продуктами. Помещик жил в деревянном доме.Посуда и мебель были достаточно простыми.Со временем жизнь помещиков изменилась. Они стали строить модные о собняки,разбивали сады и парки, копали пруды и каналы, строили беседки, заводили новую мебель, покупали посуду и книги.Имения крупных помещиков стали называться усадьбами. В центре усадьбы строился барский дом,к нему примыкали хозяйственные постройки, их называли флигеля . Там размещались кухни, кладовые,погреба, жилые помещения для прислуги, мастерские и даже псарни и конюшни.В каждой усадьбе была своя церковь.Большое внимание уделялось парку.Перед домом была его открытая часть с клумбами и газонами, а дальшепо аллеям можно было углубиться в самый настоящий лес.В парках ставили беседки и павильоны, мостики.

2.Озаглавь текст и запиши заголовок._____________________________________________________________________________________________

3.Раздели текст на 4 смысловые части черточками.

4.Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по порядку.__________________________________________________________

5.Найди в тексте и дай толкование следующих слов:

А)Что такое вотчина?______________________________________________________________________________________________________

Б)Что такое усадьба?_____________________________________________________________________________________________________

В)Что такое флигеля?_______________________________________________________________________________________________________

Умение читать с пониманием: Озаглавить текст, смысловые части .Умение излагать мысли письменно: .подробное изложение; текста .соблюдение логики изложения; .Разделить текст на смысловые на части. .верное изложение фактов; .Находить в тексте информацию ,данную в явном виде. .отсутствие речевых ошибок Находить в тексте информацию, заданную в неявном виде. .Аргументировать свой ответ, опираясь на понимание текста. .Выделить тему текста .Ответить на вопрос на понимание текста

Умение читать с пониманием:

  • Озаглавить текст, смысловые части

.Умение излагать мысли письменно:

.подробное изложение;

текста

.соблюдение логики изложения;

.Разделить текст на смысловые на части.

.верное изложение фактов;

.Находить в тексте информацию ,данную в явном виде.

.отсутствие речевых ошибок

Находить в тексте информацию, заданную в неявном виде.

.Аргументировать свой ответ, опираясь на понимание текста.

.Выделить тему текста

.Ответить на вопрос на понимание

текста

Схема анализа диагностики сформированности общих умений коммуникации 5 класс школа___________________ город Якутск Количество учащихся__________________________________ Образовательная программа___________________________________________ Работу выполняли__________________________________________________ Используемая технология________________________________________________ № задания Количество баллов Вариант 1 2 Фамилия учащегося 1балл 3 ИудиновР. 1 1балл(допускается 1 неточность) Архангельский Д 4 0 1балл(допускается 1 неточность) 5А) 0 Уарова Н. 1 1балл Сивцева Ал. 5Б) 0 1 0 1 1балл 1 1 Уварова Эвел. 5В) 6А) 1 1балл Колодезникова Сумма баллов по строке 1 1 0 1 Наташа 1 0 1 1балл 6Б) 0 1 1 1балл 0 0 1 1 1 6В) 1 1балл(если рассказал только про открытую часть пер- ед домом или при на личии ал -леи); 2бал- ла(если привел оба приме ра или добав- ил другие сведения) 1 0 1 0 1 1 1 1 2 1 0 1 0 1 1 1 0 1 2 1 0 0 2 0 0 1 1

Схема анализа диагностики сформированности общих умений коммуникации

5 класс школа___________________ город Якутск

Количество учащихся__________________________________

Образовательная программа___________________________________________

Работу выполняли__________________________________________________

Используемая технология________________________________________________

задания

Количество баллов

Вариант 1

2

Фамилия учащегося

1балл

3

ИудиновР.

1

1балл(допускается 1 неточность)

Архангельский Д

4

0

1балл(допускается 1 неточность)

5А)

0

Уарова Н.

1

1балл

Сивцева Ал.

5Б)

0

1

0

1

1балл

1

1

Уварова Эвел.

5В)

6А)

1

1балл

Колодезникова

Сумма баллов по строке

1

1

0

1

Наташа

1

0

1

1балл

6Б)

0

1

1

1балл

0

0

1

1

1

6В)

1

1балл(если рассказал только про открытую часть пер- ед домом или при на личии ал -леи); 2бал- ла(если привел оба приме ра или добав- ил другие сведения)

1

0

1

0

1

1

1

1

2

1

0

1

0

1

1

1

0

1

2

1

0

0

2

0

0

1

1

Задание “Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении” ЦЕЛЬ: Усвоение приемов осмысления текста, включая приемы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вороса- предложения, антиципации плана изложения, антиципации содержания,реципация(мысленное возвращение к ранее прочитанному) Возраст-14-15 лет. Учебные дисциплины (ист., литерат.,геогр.,физика, биология и химия) Форма выполнения задания: индивид., парная. Описание задания: уч-ся предлагается текст, определенные фрагменты которого отмечены сиволами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приема. Содержание приема разъясняется на ориентировочной карточке. Учащимся надо: Прчитать текст и в местах отмеченных символами В,ВПр,АП, АС, Р, записать содержание использованных приемов осмысления текста. Придумать заголовок к тесту. Составить план текста Подобрать эпиграф к тексту.

Задание “Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении”

ЦЕЛЬ: Усвоение приемов осмысления текста, включая приемы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вороса- предложения, антиципации плана изложения, антиципации содержания,реципация(мысленное возвращение к ранее прочитанному)

Возраст-14-15 лет.

Учебные дисциплины (ист., литерат.,геогр.,физика, биология и химия)

Форма выполнения задания: индивид., парная.

Описание задания: уч-ся предлагается текст, определенные фрагменты которого отмечены сиволами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приема. Содержание приема разъясняется на ориентировочной карточке. Учащимся надо:

  • Прчитать текст и в местах отмеченных символами В,ВПр,АП, АС, Р, записать содержание использованных приемов осмысления текста.
  • Придумать заголовок к тесту.
  • Составить план текста
  • Подобрать эпиграф к тексту.
Приемы осмысления текста В- постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него в тексте, путем рассуждения или обращения за информацией к другому лицу. ВПр- постановка вопроса предложения ( в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли ..что? Может быть это объясняется тем, что...?)  АП-Антиципация плана изложения- предвосхищение того,о чем будет говориться дальше. АС - антиципация содержания- предвосхищение того, что именно будет сказано дальше. Р-реципация- мысленное вовращение к ранее прочитанно -ному тексту и повторное его осмысление под влиянием но вой мысли.

Приемы осмысления текста

  • В- постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него в тексте, путем рассуждения или обращения за информацией к другому лицу.
  • ВПр- постановка вопроса предложения ( в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли ..что? Может быть это объясняется тем, что...?)
  • АП-Антиципация плана изложения- предвосхищение того,о чем будет говориться дальше.
  • АС - антиципация содержания- предвосхищение того, что именно будет сказано дальше.
  • Р-реципация- мысленное вовращение к ранее прочитанно

-ному тексту и повторное его осмысление под влиянием но

вой мысли.

Пример задания:  Летом 1240г. шведское войско погрузилось на корабли (В). Войско в 5 т. воинов возглавлял ярл(князь) Ульф Фаси. С ним Шел зять короля Эрика Биргер.В июле шведы совершив мор -ской поход, вошли в Неву (ВПр) .Шведский полководец удучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Алек -сандру Ярославичу послов со словами (АС): ”Если хочешь воспро -тивиться мне, то я уже пришел.Приди и поклонись, проси милости и ее сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою” (АС)  Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр по -вел воинов в атаку на шведский лагерь (АП) ..... С великой победой возвратился в Новгород Александр(АС).Князь Александр Ярославич получил почетное прозвище Невский(Р).Было ему тогда 20 лет(Р) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Адекватное использование приемов осмысления текста Выделение основной идеи в виде заголовка и эпиграфа. Корректное сотавление плана текста.

Пример задания:

Летом 1240г. шведское войско погрузилось на корабли (В).

Войско в 5 т. воинов возглавлял ярл(князь) Ульф Фаси. С ним

Шел зять короля Эрика Биргер.В июле шведы совершив мор

-ской поход, вошли в Неву (ВПр) .Шведский полководец

удучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Алек

-сандру Ярославичу послов со словами (АС): ”Если хочешь воспро

-тивиться мне, то я уже пришел.Приди и поклонись, проси милости и ее сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою” (АС)

Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр по

-вел воинов в атаку на шведский лагерь (АП)

  • ..... С великой победой возвратился в Новгород Александр(АС).Князь Александр Ярославич получил почетное прозвище Невский(Р).Было ему тогда 20 лет(Р)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

  • Адекватное использование приемов осмысления текста
  • Выделение основной идеи в виде заголовка и эпиграфа.
  • Корректное сотавление плана текста.
Использованная литература: Е.И.Фастова,О.Л. Иванова. Кейс успешного педагога. Волгоград, 2015о. О.В.Долгова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение(диагностика читательской компетентности) 5 класс.М.2013. О.В. Кишенкова. История России. Основная школа. Тестовые материалы для оценки качества обучения. М.2013. О.В. Запятая. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов. Волгоград, 2014. АГАсмолов.Формирование УУД в основной шк.  М.2010.

Использованная литература:

  • Е.И.Фастова,О.Л. Иванова. Кейс успешного педагога. Волгоград, 2015о.
  • О.В.Долгова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение(диагностика читательской компетентности) 5 класс.М.2013.
  • О.В. Кишенкова. История России. Основная школа. Тестовые материалы для оценки качества обучения. М.2013.
  • О.В. Запятая. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов. Волгоград, 2014.
  • АГАсмолов.Формирование УУД в основной шк.

М.2010.

О.В.Кишенкова О.В.Запятая

О.В.Кишенкова

О.В.Запятая


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!