СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Урока-консультации по теме"Решение показательных уравнений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить решение простейших показательных уравнений ,обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений 

Просмотр содержимого документа
«Презентация Урока-консультации по теме"Решение показательных уравнений"»

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»  г. Покровск   Учитель математики: Маркова Ольга Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Покровск

Учитель математики:

Маркова Ольга Васильевна

 Урок-консультация  по теме « Решение показательных уравнений».  Цели урока: а) образовательные:  -закрепить решение простейших показательных уравнений; -показать дополнительные методы решения показательных уравнений; -обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений; б) развивающие : продолжить работу по развитию умений работать с дополнительной литературой; в) воспитательные: -организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса;  -стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;  -учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем;

Урок-консультация по теме « Решение показательных уравнений».

Цели урока:

  • а) образовательные:

-закрепить решение простейших показательных уравнений;

-показать дополнительные методы решения показательных уравнений;

-обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений;

  • б) развивающие : продолжить работу по развитию умений работать с дополнительной литературой;
  • в) воспитательные:

-организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса;

-стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;

-учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем;

Ход урока Организационный момент.  Устный счет.  Актуализация знаний .  Изучение нового материала. Закрепление изученного материала.  Проверка и обсуждение заданий.  Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Устный счет.
  • Актуализация знаний .
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление изученного материала.
  • Проверка и обсуждение заданий.
  • Итог урока.
  • Домашнее задание.
Устный счет. 1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными: Ответ: А); Г). 2.Какие из заданных функций являются возрастающими и какие, убывающими? Ответ: А); В); Г).

Устный счет.

1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными:

Ответ: А); Г).

2.Какие из заданных функций являются возрастающими и какие, убывающими?

Ответ: А); В); Г).

Устный счет. 3. Решите уравнения. Ответ: А) 3; Б)3 ;В)2 ;Г)4. 4. Решите уравнения.  Ответ: А)2;  ; Г)  -2.  5. Решите неравенства: Г) нет решений .

Устный счет.

3. Решите уравнения.

Ответ: А) 3; Б)3 ;В)2 ;Г)4.

4. Решите уравнения.

Ответ: А)2;

; Г) -2.

5. Решите неравенства:

Г) нет решений .

0 данное уравнение решается логарифмированием обеих частей по основанию a " width="640"

Актуализация знаний

Показательное уравнение-это уравнение, содержащее неизвестное в показателе степени.

Основные методы решения

показательных уравнений

При b

0 уравнение

не имеет решений.

При b 0 данное уравнение решается логарифмированием обеих частей по основанию a

Данное уравнение решений не имеет, т.к. -4а показательная функция принимает только положительные значения. Решите уравнения:

Данное уравнение решений не имеет, т.к. -4

а показательная функция принимает только положительные значения.

Решите уравнения:

Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей 0,2 Решите уравнение т.е. преобразование данного уравнения к виду ; Приведем все степени к одному основанию 0,2. Получим уравнение а затем к виду 0,2 f ( x )= g ( x ) х=2х-3; х=3;  Ответ: х=3.

Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей

0,2

Решите уравнение

т.е. преобразование данного уравнения к виду

;

Приведем все степени к одному основанию 0,2. Получим уравнение

а затем к виду

0,2

f ( x )= g ( x )

х=2х-3; х=3;

Ответ: х=3.

Решение показательных уравнений методом вынесения общего множителя за скобки. Решите уравнение 7 Ответ: х=1

Решение показательных уравнений методом вынесения общего множителя за скобки.

Решите уравнение

7

Ответ: х=1

0 Тогда " width="640"

Ответ:

Решение показательных уравнений способом подстановки . С помощью удачной замены переменных некоторые показательные уравнения удается свести к алгебраическому виду, чаще всего к квадратному уравнению.

Решите уравнение

Решение.

Пусть

t 0

Тогда

Изучение нового материала Метод почленного деления.  Способ группировки.  Графический метод решения уравнений. Решение показательных уравнений методом подбора. Другие методы решения показательных уравнений

Изучение нового материала

  • Метод почленного деления.
  • Способ группировки.
  • Графический метод решения уравнений.
  • Решение показательных уравнений методом подбора.

Другие методы решения показательных уравнений

Метод почленного деления.  Данный метод заключается в том, чтобы разделить каждый член уравнения, содержащий степени с одинаковыми показателями, но разными основаниями, на одну из степеней. Этот метод применяется для решения однородных показательных уравнений. Решите уравнение  3 Решение Пусть Тогда  Далее имеем:  Ответ:

Метод почленного деления. Данный метод заключается в том, чтобы разделить каждый член уравнения, содержащий степени с одинаковыми показателями, но разными основаниями, на одну из степеней. Этот метод применяется для решения однородных показательных уравнений.

Решите уравнение

3

Решение

Пусть

Тогда

Далее имеем:

Ответ:

Способ группировки .  Способ группировки заключается в том, чтобы собрать степени с разными основаниями в разных частях уравнения, а затем разделить обе части уравнения на одну из степеней. Решить уравнение 3 Решение.  Сгруппируем слагаемые следующим образом: 4,5  Ответ: х=-0,5 2х=-1  х=-0,5;

Способ группировки .

Способ группировки заключается в том, чтобы собрать степени с разными основаниями в разных частях уравнения, а затем разделить обе части уравнения на одну из степеней.

Решить уравнение

3

Решение.

Сгруппируем слагаемые следующим образом:

4,5

Ответ: х=-0,5

2х=-1

х=-0,5;

Использование графического метода решения уравнений. Решить уравнение Построим таблицы значений. х 0 y 10 10 0 х. 0 y 1 1 -1 9 1/3

Использование графического метода решения уравнений.

  • Решить уравнение

Построим таблицы значений.

х

0

y

10

10

0

х.

0

y

1

1

-1

9

1/3

Ответ:х=1(абсцисса точки пересечения графиков)

Ответ:х=1(абсцисса точки пересечения графиков)

Решение показательных уравнений методом подбора .  При решении показательных уравнений этим методом вначале находят путем подбора корень исходного уравнения, а затем доказывают, что этот корень единственный, с использованием свойства монотонности показательной функции. Решить уравнение:  Решение: Подбором находим, что х=2-корень исходного уравнения. Покажем, что других корней нет. Разделив исходное уравнение на получаем равносильное уравнение: А) Покажем, что среди чисел хЕсли хпри х

Решение показательных уравнений методом подбора . При решении показательных уравнений этим методом вначале находят путем подбора корень исходного уравнения, а затем доказывают, что этот корень единственный, с использованием свойства монотонности показательной функции.

Решить уравнение:

Решение:

Подбором находим, что х=2-корень исходного уравнения.

Покажем, что других корней нет.

Разделив исходное уравнение на

получаем равносильное уравнение:

А) Покажем, что среди чисел х

Если х

при х

2 корней исходного уравнения также нет. Если х 2, то при х2 исходное уравнение корней не имеет. Ответ: х=2. " width="640"

Б) Покажем, что среди чисел х2 корней исходного уравнения также нет.

Если х 2, то

при х2 исходное уравнение корней не имеет.

Ответ: х=2.

 Закрепление изученного материала.  Каждой группе учащихся в конвертах даются задания. Консультант раздает каждому ученику по одной задаче и через 10 минут решения собираются и сдаются учителю. Затем продолжается обсуждение и решение в группе остальных уравнений.

Закрепление изученного материала.

  • Каждой группе учащихся в конвертах даются задания. Консультант раздает каждому ученику по одной задаче и через 10 минут решения собираются и сдаются учителю. Затем продолжается обсуждение и решение в группе остальных уравнений.
Задания группам.  Решить уравнения.  1.Решить графическим способом  2.Решить уравнение:  3.Решить уравнение  : 4. Решить уравнение:

Задания группам.

Решить уравнения.

1.Решить графическим способом

2.Решить уравнение:

3.Решить уравнение :

4. Решить уравнение:

Проверка и обсуждение заданий.  Готовые решения одного из трех заданий записываются на доске каждой группой. Выдвинутый группой ученик объясняет решение, основываясь на теории, выдвигает алгоритм действий.

Проверка и обсуждение заданий.

  • Готовые решения одного из трех заданий записываются на доске каждой группой. Выдвинутый группой ученик объясняет решение, основываясь на теории, выдвигает алгоритм действий.
Итог урока.     1) Какими методами можно решать показательные уравнения?  2)Оценка знаний учащихся: Условные знаки для оценивания : «+»– отлично изучил тему;  «+;-»– есть проблемы, но я их решил самостоятельно; «^»– были проблемы, но я их решил с помощью группы;  «-»– проблемы не решены.

Итог урока.  

1) Какими методами можно решать показательные уравнения?

2)Оценка знаний учащихся:

Условные знаки для оценивания :

«+»– отлично изучил тему;

«+;-»– есть проблемы, но я их решил самостоятельно;

«^»– были проблемы, но я их решил с помощью группы;

«-»– проблемы не решены.

Домашнее задание.   & 94 стр29 2 , № 3 (б); № 4 (в);№5(в,г); Алгебра и начала анализа.  Учебник для 10-12 классов Вечерней (сменной) школы.  Под редакцией Г.Д. Глейзер.

Домашнее задание.

  • & 94 стр29 2 , № 3 (б); № 4 (в);№5(в,г);

Алгебра и начала анализа.

Учебник для 10-12 классов Вечерней (сменной) школы.

Под редакцией Г.Д. Глейзер.

Список литературы. 1.В.С.Крамор « Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа». Москва. ОНИКС. Мир и образование.2008г.416стр. 2.Математика. Подготовка к ЕГЭ -2014г .  Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. 3.Большая энциклопедия школьника. Математика. Якушева Г.М. и другие. М,: СЛОВО, Эксмо,2006. -640с. 4.Математика. Репетитор. ЕГЭ-2014г. Авторы: В.В.Кочагин; М.Н.Кочагина. М.: Эксмо,2014. 272с. 5.Балаян Э.Н. Устные упражнения по математике для 5-11 классов: учебное пособие. Ростовн/Д: Феникс,2008 6. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-12 классов Вечерней (сменной) школы. Под редакцией Г.Д. Глейзер. Москва «Просвещение»,1983г.

Список литературы.

  • 1.В.С.Крамор « Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа». Москва. ОНИКС. Мир и образование.2008г.416стр.
  • 2.Математика. Подготовка к ЕГЭ -2014г .

Под редакцией Ф.Ф. Лысенко.

  • 3.Большая энциклопедия школьника. Математика. Якушева Г.М. и другие. М,: СЛОВО, Эксмо,2006. -640с.
  • 4.Математика. Репетитор. ЕГЭ-2014г. Авторы: В.В.Кочагин; М.Н.Кочагина. М.: Эксмо,2014. 272с.
  • 5.Балаян Э.Н. Устные упражнения по математике для 5-11 классов: учебное пособие. Ростовн/Д: Феникс,2008
  • 6. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-12 классов Вечерней (сменной) школы. Под редакцией Г.Д. Глейзер. Москва «Просвещение»,1983г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!