Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме Закон "О защите прав потребителей"»
Закон РФ «О защите прав потребителей»
- Сергею подарили на день рождения ноутбук, который через месяц сломался. В магазине, продавшем ноутбук, отказались вернуть деньги за товар. Куда может обратиться потребитель, чтобы защитить свои права?
Цели урока :
- изучить методы защиты прав потребителя,
- уметь применять эти права на практике.
ПОТРЕБИТЕЛЬ - это
- гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли .
Как вы думаете?
Что значит “грамотный потребитель”?
Почему необходимо защищать права потребителей?
- потребитель чаще всего непрофессионал, он юридически безграмотен, а организации и ИП имеют юристов
- "Потребители, по определению, это все мы.
- Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно".
Дж. Кеннеди
Закон о ЗПП:
- Принят в 1992 году,
- новая редакция закона (с изменениями) вступила в силу в 1996 году.
Основные понятия:
- ТОВАР – вещь, приобретаемая для ___________________________________;
- ИЗГОТОВИТЕЛЬ – организация или ИП, ____________________________________
- ИСПОЛНИТЕЛЬ - организация или ИП, ____________________________________;
- ПРОДАВЕЦ - организация или ИП, ___________________________ __________
автор: Жаренова Г. П.
автор: Жаренова Г. П.
1. ПРАВО на ПРОСВЕЩЕНИЕ
Будьте
взаимно
вежливы
- Это система информации потребителя о его правах, т.е. изучение закона на
- уроках в учебных заведениях;
- семинарах на предприятиях, в учреждениях, по месту жительства;
- издание специальной литературы.
2. ПРАВО на необходимую и достоверную ИНФОРМАЦИЮ о товарах, работах и услугах
- Покупатель вправе осмотреть товар и получить полную информацию о нём:
- Основные потребительские свойства товара;
- Гарантийные обязательства;
- Срок службы или годности;
- Правила использования, хранения, транспортировки товара;
- Страна изготовитель товара и другое
Практическое задание:
- Выяснить, какую информацию о данном товаре нужно изучить перед покупкой?
- Как с помощью этой информации выбрать товар?
Будь ВНИМАТЕЛЕН при покупке товара !
3. ПРАВО на КАЧЕСТВО
- Оно обозначает, что товар должен соответствовать стандарту (ГОСТ, ТУ и др).
- Потребитель имеет право потребовать на товар сертификат соответствия , подтверждающий хорошее качество и безопасность товара.
В случае продажи товара НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА покупатель имеет право на:
безвозмездное
устранение
недостатков
замену
товара
возврат
денег
уменьшение
покупной
цены
возмещение
расходов
на устранение
недостатков
на скандал и
оскорбления
в адрес продавца
Как быть, если дефекты в товаре обнаружились не сразу?
- СРОК СЛУЖБЫ – период, в течение которого изготовитель несёт ответственность перед потребителем за свой товар (обычно 10 лет);
- ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК – период, в течение которого продавец (изготовитель) обязуются бесплатно устранять недостатки товара (не менее 6 месяцев);
- СРОК ГОДНОСТИ – период, по истечении которого товар становится непригодным к употреблению.
Товар НАДЛЕЖАЩЕГО качества можно обменять, е сли товар не подошёл по размеру, фасону, габаритам, форме:
- В течении 14 дней с момента покупки товара (непродовольственного);
- Если товар не был в употреблении ;
- Если сохранены бирки, ярлыки ;
- Имеется чек, квитанция на покупку или свидетельские показания.
- 5. Право на возмещение ущерба
- 4. Право на безопасность товара
Закрепление материала: Вопрос 1: с какого момента наступает гарантийный срок товара?
- С момента передачи товара потребителю
Вопрос 2: приведите примеры товаров, на которые
устанавливается срок годности
- Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары
ВОПРОС 3: Виктор приобрёл в книжном магазине сборник «Охота». Продавец пояснил, что в него включены действующие нормативные акты, регулирующие правила охоты. Однако, оказалось, что сборник содержал ряд нормативных актов, утративших силу к моменту его издания. Какое право потребителя было нарушено? Может ли Виктор на этом основании потребовать расторжения договора купли-продажи?
Нарушено право потребителя на достоверную информацию
Практическое задание «Кто прав? Работа в группах
- Ситуация 1 Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 24 месяца. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом потребовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Кто прав с точки зрения закона?
- Ситуация 2 Андрей купил джинсы. Поскольку он торопился домой, то купил джинсы без примерки. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы, даже дискотека не помогла ему разносить джинсы. В магазине Андрею отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец?
Три основных пути защиты прав потребителя:
- Сам потребитель
- Государственные органы
- Общественные организации потребителей
2. Специальные государственные органы
- Государственный комитет по антимонопольной политике,
- Отдел защиты прав потребителей,
- Роспотребнадзор.
3. Общественные организации потребителей имеют право:
- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);
- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;
- участвовать в контроле за применением регулируемых цен;
- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей;
- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.
Обращение в СУД
- Исковое заявление подаётся в письменной форме и готовится в трёх экземплярах: для ответчика, суда и заявителя.
- Подготовка дела к судебному исполнению должна быть проведена не позднее семидневного срока со дня принятия искового заявления. По особо сложным делам срок подготовки продлевается судьёй до 20 дней.
- Срок рассмотрения гражданского дела – один месяц.
- Госпошлина при обращении в суд с иском в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» не взыскивается.
Памятка «Что указывается в исковом заявлении»
1. Наименование суда
2. Наименование истца, его место жительства.
3. Наименование ответчика, его местонахождение.
4. Обстоятельства, на которых истец основывает свое требование. и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства.
5. Требования истца.
6. Цена иска, если иск подлежит денежной оценке.
7. Перечень прилагаемых к заявлению документов.
Документы, которые могут быть приложены к исковому заявлению:
1. Товарный (кассовый) чек
2. Технический паспорт или другие документы, подтверждающие факт заключения договора с продавцом-ответчиком.
3. Акт осмотра товара.
4.Различные справки (акты), подтверждающие недостатки товара.
- 1. Наименование суда 2. Наименование истца, его место жительства. 3. Наименование ответчика, его местонахождение. 4. Обстоятельства, на которых истец основывает свое требование. и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства. 5. Требования истца. 6. Цена иска, если иск подлежит денежной оценке. 7. Перечень прилагаемых к заявлению документов. Документы, которые могут быть приложены к исковому заявлению: 1. Товарный (кассовый) чек 2. Технический паспорт или другие документы, подтверждающие факт заключения договора с продавцом-ответчиком. 3. Акт осмотра товара. 4.Различные справки (акты), подтверждающие недостатки товара.
- Сергею подарили на день рождения ноутбук, который через месяц сломался. В магазине, продавшем ноутбук, отказались вернуть деньги за товар. Куда может обратиться потребитель, чтобы защитить свои права?
Рефлексия:
- Что нового узнали вы на уроке?
- Будете ли вы пользоваться полученными знаниями при покупке товаров?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке:
- Отлично усвоил материал, уроком и собой доволен.
- Хорошо усвоил материал, были ошибки, но я знаю, как их исправить, над чем ещё нужно поработать
- Своей работой недоволен, было много ошибок. Результатом урока неудовлетворён
- Материал остался непонятным
- Повторить материал уроков по теме «Закон о защите прав потребителей»,
- изучить памятку “Что надо указать в исковом заявлении»,
- подготовиться к контрольной работе.
Благодарю за внимание! Спасибо за урок!