СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Поэзия Серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю проиллюстрировать вводный урок литературы по поэзии Серебряного века.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Поэзия Серебряного века"»

Серебряный век русской поэзии И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…  А. Ахматова   («Поэма без героя»)     1890 – 1917

Серебряный век русской поэзии

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…

А. Ахматова

(«Поэма без героя»)

1890 – 1917

«Серебряный век» -   проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской культуры конца 19 – начала 20 веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение феномена «серебряный век»

«Серебряный век» -

проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской культуры конца 19 – начала 20 веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение феномена «серебряный век»

Расцвет науки и культуры :  Философия:  Н. Бердяев, В. Соловьёв,  П. Флоренский; наука: И. Павлов, А. Попов; живопись: И.Репин, М. Врубель, М. Нестеров, К. Петров-Водкин, группа «Мир искусства» (В. Серов, А. Бенуа, Н. Рерих, В. Кустодиев); театр: - Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, М. Чехов, В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Качалов; музыка: А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский.
  • Расцвет науки и культуры :
  • Философия: Н. Бердяев, В. Соловьёв,
  • П. Флоренский;
  • наука: И. Павлов, А. Попов;
  • живопись: И.Репин, М. Врубель, М. Нестеров, К. Петров-Водкин, группа «Мир искусства» (В. Серов, А. Бенуа, Н. Рерих, В. Кустодиев); театр: - Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, М. Чехов, В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Качалов;
  • музыка: А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский.
Символизм – одно из модернистских течений русской поэзии рубежа веков (1890 – 1910) Основные принципы символизма:  - искусство «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов), возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В. Иванов), поэзия – «тайнопись неизречённого» (В. Иванов), выражение движений души поэта; - символ (греч. – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта, использование звуковых и ритмических средств поэзии.

Символизм – одно из модернистских течений русской поэзии рубежа веков (1890 – 1910)

  • Основные принципы символизма:
  • - искусство
  • «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов),
  • возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В. Иванов),
  • поэзия – «тайнопись неизречённого» (В. Иванов), выражение движений души поэта;
  • - символ (греч. – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта, использование звуковых и ритмических средств поэзии.
Символизм. «Старшие символисты». Д. Мережковский (1866 – 1941) (портрет И. Репина) З. Гиппиус К. Бальмонт (1869 – 1945) (1867 – 1943) (портрет И. Репина) (портрет И. Репина) В. Брюсов (1873 – 1924) (портрет  М. Врубеля)

Символизм. «Старшие символисты».

Д. Мережковский

(1866 – 1941)

(портрет

И. Репина)

З. Гиппиус

К. Бальмонт

(1869 – 1945)

(1867 – 1943)

(портрет И. Репина)

(портрет

И. Репина)

В. Брюсов

(1873 – 1924)

(портрет

М. Врубеля)

Младшие символисты («Младосимволисты») Вяч. Иванов (1866 – 1949) Портрет К. Сомова) А. Белый (Б.Н. Бугаев) А. Блок 1880 – 1934) (1880 – 1921 Портрет Портрет К Сомова  Петрова-Водкина

Младшие символисты («Младосимволисты»)

Вяч. Иванов

(1866 – 1949)

Портрет К. Сомова)

А. Белый (Б.Н. Бугаев)

А. Блок

1880 – 1934)

(1880 – 1921

Портрет

Портрет К Сомова

Петрова-Водкина

«Символ – окно «Символ только  в бесконечность» (Ф. Сологуб) тогда истинный  символ, когда он  неисчерпаем и  беспределен»  (В. Иванов) СИМВОЛ Расчёт на читателя, Недосказанность, утаённость смысла (творца, соавтора)
  • «Символ – окно «Символ только

в бесконечность» (Ф. Сологуб) тогда истинный

символ, когда он

неисчерпаем и

беспределен»

(В. Иванов)

СИМВОЛ

Расчёт на читателя,

Недосказанность,

утаённость смысла

(творца, соавтора)

Стихотворение В. Иванова «Любовь» Мы – два грозой зажжённые ствола, Два пламени полуночного бора; Мы – два в ночи летящих метеора, Одной судьбы двужалая стрела!  Мы – два коня, чьи держит удила  Одна рука, - одна язвит их шпора;  Два ока мы единственного взора,  Мечты одной два трепетных крыла! Мы – двух теней скорбящая чета Над мрамором божественного гроба, Где древняя почиет Красота.  Единых тайн двуглавые уста  Себе самим мы – Сфинкс единый оба,  Мы – две руки единого креста.

Стихотворение В. Иванова «Любовь»

Мы – два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора;

Мы – два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая стрела!

Мы – два коня, чьи держит удила

Одна рука, - одна язвит их шпора;

Два ока мы единственного взора,

Мечты одной два трепетных крыла!

Мы – двух теней скорбящая чета

Над мрамором божественного гроба,

Где древняя почиет Красота.

Единых тайн двуглавые уста

Себе самим мы – Сфинкс единый оба,

Мы – две руки единого креста.

Акмеизм (греч. аkme – высшая степень чего-либо) Модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма Основные принципы  Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности, предметность и четкость образов, отточенность деталей

Акмеизм (греч. аkme – высшая степень чего-либо)

  • Модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма
  • Основные принципы

Отказ от мистической туманности,

принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности,

предметность и четкость образов, отточенность деталей

Издательство «Скорпион»  Альманах «Северные цветы»  Журналы: «Весы», «Золотое руно » 1910 г. – кризис символизма, появление новых течений.
  • Издательство «Скорпион»

  • Альманах «Северные цветы»

  • Журналы: «Весы», «Золотое руно »
  • 1910 г. – кризис символизма, появление новых течений.
Поэты - акмеисты О. Мандельштам (1891 – 1938) Н. Гумилёв А. Ахматова (1886 –1921) (Горенко, 1889 – 1966 ) С. Городецкий, (1884 – 1967 )

Поэты - акмеисты

О. Мандельштам

(1891 – 1938)

Н. Гумилёв

А. Ахматова

(1886 –1921)

(Горенко,

1889 – 1966 )

С. Городецкий,

(1884 – 1967 )

Литературное объединение - «Цех поэтов» Журнал «Аполлон»
  • Литературное объединение - «Цех поэтов»
  • Журнал «Аполлон»
 Николай Гумилёв «Жираф» Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв, Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю весёлые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верит не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф…

Николай Гумилёв «Жираф»

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв,

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,

Ты верит не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф…

Футуризм (лат. futurum – будущее) Авангардистское течение 20 века (1910-годы) Основные принципы: Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы. Плакат, лозунг. Поиски «самовитого» слова

Футуризм (лат. futurum – будущее)

Авангардистское течение 20 века (1910-годы)

Основные принципы:

  • Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.
  • Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.
  • Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы. Плакат, лозунг.
  • Поиски «самовитого» слова

Кубофутуристы В. Каменский, (1884 – 1961, ПОРТРЕТ Д. Бурлюка) Д. Бурлюк, (1882 – 1967) В. Маяковский (1893 – 1930)

Кубофутуристы

В. Каменский,

(1884 – 1961, ПОРТРЕТ

Д. Бурлюка)

Д. Бурлюк,

(1882 – 1967)

В. Маяковский

(1893 – 1930)

В. Хлебников Мы желаем звездам тыкать, Мы устали звёздам выкать, Мы узнали сладость рыкать.  Заклятие смехом. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешиш надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики, О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

В. Хлебников

Мы желаем звездам тыкать,

Мы устали звёздам выкать,

Мы узнали сладость рыкать.

Заклятие смехом.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешиш надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики,

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Эгофутурист (лат. еgo – я) Игорь Северянин (И. Лотарёв) 1887 – 1941)  «Король поэтов»

Эгофутурист (лат. еgo – я)

Игорь Северянин

(И. Лотарёв)

1887 – 1941)

«Король поэтов»

Новокрестьянские поэты Я последний  поэт деревни… С. Есенин Н. Клюев  (1895 – 1925) (1884 – 1937)

Новокрестьянские поэты

Я последний

поэт деревни…

С. Есенин

Н. Клюев

(1895 – 1925)

(1884 – 1937)

Поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам И. Бунин М. Цветаева (1870 – 1953) (1892 – 1941)

Поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам

И. Бунин

М. Цветаева

(1870 – 1953)

(1892 – 1941)

Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули Родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Бунин… В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилёв, Мандельштам, Клюев… Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева…
  • Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули Родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Бунин… В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилёв, Мандельштам, Клюев…
  • Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева…
ПОЭТЫ  А. Блок   За городом вырос пустынный квартал  На почве болотной и зыбкой.  Там жили поэты,- и каждый встречал  Другого надменной улыбкой.   Напрасно и день светозарный вставал  Над этим печальным болотом;  Его обитатель свой день посвящал  Вину и усердным работам.   Когда напивались, то в дружбе клялись,  Болтали цинично и прямо.  Под утро их рвало. Потом, запершись,  Работали тупо и рьяно.   Потом вылезали из будок, как псы,  Смотрели, как море горело.  И золотом каждой прохожей косы  Пленялись со знанием дела.   Разнежась, мечтали о веке златом,  Ругали издателей дружно.  И плакали горько над малым цветком,  Над маленькой тучкой жемчужной...
  • ПОЭТЫ

А. Блок За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты,- и каждый встречал Другого надменной улыбкой. Напрасно и день светозарный вставал Над этим печальным болотом; Его обитатель свой день посвящал Вину и усердным работам. Когда напивались, то в дружбе клялись, Болтали цинично и прямо. Под утро их рвало. Потом, запершись, Работали тупо и рьяно. Потом вылезали из будок, как псы, Смотрели, как море горело. И золотом каждой прохожей косы Пленялись со знанием дела. Разнежась, мечтали о веке златом, Ругали издателей дружно. И плакали горько над малым цветком, Над маленькой тучкой жемчужной...

Так жили поэты. Читатель и друг!  Ты думаешь, может быть,- хуже  Твоих ежедневных бессильных потуг,  Твоей обывательской лужи?   Нет, милый читатель, мой критик слепой!  По крайности, есть у поэта  И косы, и тучки, и век золотой,  Тебе ж недоступно все это!..   Ты будешь доволен собой и женой,  Своей конституцией куцей,  А вот у поэта - всемирный запой,  И мало ему конституций!   Пускай я умру под забором, как пес,  Пусть жизнь меня в землю втоптала,-  Я верю: то бог меня снегом занес,  То вьюга меня целовала!    

Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть,- хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской лужи? Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта И косы, и тучки, и век золотой, Тебе ж недоступно все это!.. Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцей, А вот у поэта - всемирный запой, И мало ему конституций! Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала,- Я верю: то бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала!  

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!