СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему: Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:      

- сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;

-закрепить умение описывать помещение;

-активизировать лексику, связанную с описанием интерьера;

-подготовить обучающихся к самостоятельному сочинению-описанию жилого помещения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему: Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро».»

Сочинение – описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро»  Новик Н.Г, учитель ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Сочинение – описание

по картине

Т.Н. Яблонской

«Утро»

Новик Н.Г, учитель ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Татьяна Ниловна Яблонская  (1917—2005) Известный российский живописец.  Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. Ей принадлежат такие картины, как: «Хлеб», «Весна», «В парке», «Возвращение с работы» и другие. Фотография  Яблонской Т.Н.

Татьяна Ниловна

Яблонская

(1917—2005)

Известный российский живописец.

Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. Ей принадлежат такие картины, как: «Хлеб», «Весна», «В парке», «Возвращение с работы» и другие.

Фотография Яблонской Т.Н.

 Живопи ́ сец – художник, занимающийся живописью. Жи ́ вопись – изобразительное искусство – создание художественных образов красками.

Живопи ́ сец – художник, занимающийся живописью.

Жи ́ вопись – изобразительное искусство – создание художественных образов красками.

«Враг близко» 1945

«Враг близко» 1945

«Хлеб» 1949

«Хлеб» 1949

«Весна» 1951

«Весна» 1951

«В парке»

«В парке»

«Летом»

«Летом»

 «Летний день» 1978  «Весна в парке» 1959 «Зимой на ферме» 1979 «Лето» 1965

«Летний день» 1978

«Весна в парке» 1959

«Зимой на ферме» 1979

«Лето» 1965

«Сбор огурцов» 1966  1949 год. «Село Летава.  Возвращение с работы»

«Сбор огурцов» 1966

1949 год. «Село Летава.

Возвращение с работы»

«Лён» 1977

«Лён»

1977

Портреты дочерей. Худ. Яблонская Т.Н. «Девочка с сачком»  (дочь Лена) «Гаянэ» Максимов Константин «Портрет Яблонской Татьяны Ниловны» 1952 «Гаянэ» 1960 Портрет дочери

Портреты дочерей. Худ. Яблонская Т.Н.

«Девочка с сачком»

(дочь Лена)

«Гаянэ»

Максимов Константин

«Портрет Яблонской

Татьяны Ниловны»

1952

«Гаянэ» 1960

Портрет дочери

«Цветы на окне» 1960 «На окне - весна» 1954

«Цветы на окне» 1960

«На окне - весна» 1954

«Весной» 1979 «Колокольчики» 2005

«Весной» 1979

«Колокольчики» 2005

Картина «Утро»(1954 год)- это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем.

Картина «Утро»(1954 год)- это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем.

  -Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? Опишите девочку, подберите эпитеты. Девочка (какая?) …, …, … её движения …. На девочке … и … .

-Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? Опишите девочку, подберите эпитеты.

Девочка (какая?) …, …, … её движения …. На девочке … и … .

 Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит. На девочке белая майка и тёмные трусики) Статный – стройный Изящный – красивый, лёгкий

Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит. На девочке белая майка и тёмные трусики)

Статный – стройный

Изящный – красивый, лёгкий

Описание картины Где происходит действие картины?  А какая это комната? Что мы в ней видим? «Утро» 1954

Описание картины

  • Где происходит действие картины?
  • А какая это комната?
  • Что мы в ней видим?

«Утро» 1954

Описание картины Комната – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света. Ую ́ тный –удобный, приятный. «Утро» 1954

Описание картины

Комната – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света.

Ую ́ тный –удобный, приятный.

«Утро» 1954

Как обстановка картины характеризует её хозяйку? Чистоплотный – опрятный, содержащий себя в чистоте.
  • Как обстановка картины характеризует её хозяйку?

Чистоплотный – опрятный, содержащий себя в чистоте.

-Как изображены окно, стены, дверь на балкон? -Каков общий вид комнаты?

-Как изображены окно, стены, дверь на балкон?

-Каков общий вид комнаты?

Лексическая работа Карниз - перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью. Кашпо - декоративная ваза для маскировки цветочного горшка. Эстамп - оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы (на камне, металле, дереве), выполненной самим художником. «Утро» 1954

Лексическая работа

Карниз - перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью.

Кашпо - декоративная ваза для маскировки цветочного горшка.

Эстамп - оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы (на камне, металле, дереве), выполненной самим художником.

«Утро» 1954

Материалы к сочинению: Высокие, просторная, выходит на северо-восток, двухстворчатая, оградительная решетка, много воздуха и света, светло-желтые с сероватым оттенком, под окном батарея центрального отопления, выходит на балкон, уютная, кашпо с цветами резеды, дугообразное, оклеены обоями или покрашены краской, рама белая, стеклянная, карниз над окном, на стене эстамп, светлая, цветы на балконе и над дверью, толстые, высокое, бежевые, арочная, большая.

Материалы к сочинению:

Высокие, просторная, выходит на северо-восток, двухстворчатая, оградительная решетка, много воздуха и света, светло-желтые с сероватым оттенком, под окном батарея центрального отопления, выходит на балкон, уютная, кашпо с цветами резеды, дугообразное, оклеены обоями или покрашены краской, рама белая, стеклянная, карниз над окном, на стене эстамп, светлая, цветы на балконе и над дверью, толстые, высокое, бежевые, арочная, большая.

Материалы к сочинению: Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью. Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света.

Материалы к сочинению:

Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном

Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды

Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью.

Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света.

- А что мы можем сказать о мебели (обстановке) ? Мебель (стол ,стул ): Стол (круглый, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка). Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки).

- А что мы можем сказать о мебели (обстановке) ?

Мебель (стол ,стул ):

Стол (круглый, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка).

Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки).

- А как изображены  на картине кровать, пол ? Кровать – деревянная, низкая, ещё не убрана, освещённая ярким утренним солнцем. Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натёртый до блеска, светло-жёлтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.

- А как изображены  на картине кровать, пол ?

Кровать – деревянная, низкая, ещё не убрана, освещённая ярким утренним солнцем.

Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натёртый до блеска, светло-жёлтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.

 Описание комнаты (упражнение № 224 ) 1. пол: паркетный; 2. потолок: высокий, абажур под потолком;  стены: эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком; 4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная  дверь на балкон, оградительная решётка, карниз  над окном, выход на балкон; 5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.

Описание комнаты (упражнение № 224 )

1. пол: паркетный;

2. потолок: высокий, абажур под потолком;

  • стены: эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;

4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная

дверь на балкон, оградительная решётка, карниз

над окном, выход на балкон;

5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.

  Материалы к сочинению 1. пол: паркетный, залитый солнечным светом; 2. стены: толстые, бежевые, эстамп на стене, в кашпо  вьющийся плющ; 3. окна: высокое, дугообразное, рама белая, под окном батарея центрального отопления,  большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка;  4. мебель: деревянная кровать, круглый большой стол, льняная скатерть, длинная бахрома, глиняный  графин, хлебница, салфетка; 5. комната: светлая, с высокими потолками, большая, просторная, уютная, много воздуха и света.

Материалы к сочинению

1. пол: паркетный, залитый солнечным светом;

2. стены: толстые, бежевые, эстамп на стене, в кашпо

вьющийся плющ;

3. окна: высокое, дугообразное, рама белая, под окном батарея центрального отопления, большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка;

4. мебель: деревянная кровать, круглый большой стол, льняная скатерть, длинная бахрома, глиняный

графин, хлебница, салфетка;

5. комната: светлая, с высокими потолками, большая, просторная, уютная, много воздуха и света.

 -Как вы думаете, какова основная идея картины?  Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

-Как вы думаете, какова основная идея картины?

Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

 План сочинения-описания  I .Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи. II. Утро. III. Девочка.  1.  фигура девочки, её внешний вид 2. поза девочки IV. Комната девочки:  1.помещение;  2.мебель;  3.украшения. V. Впечатление от картины.

План сочинения-описания

I .Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.

II. Утро.

III. Девочка.

1. фигура девочки, её внешний вид

2. поза девочки

IV. Комната девочки:

1.помещение;

2.мебель;

3.украшения.

V. Впечатление от картины.

  Примерное сочинение.  Перед нами картина Т. Н. Яблонской «Утро». На ней художница изобразила утро девочки. Комната наполнена ярким солнечным светом. Лучи утреннего солнца освещают юную героиню картины, и все, что окружает ее в этой комнате.  На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.  В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще не заправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.  На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.  Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.  Картина светлая, радостная. Мне она понравилась. От того, как начнется твое утро, так и пройдет весь день. Глядя на картину «Утро» у девочки будет все хорошо.  

Примерное сочинение.

Перед нами картина Т. Н. Яблонской «Утро». На ней художница изобразила утро девочки. Комната наполнена ярким солнечным светом. Лучи утреннего солнца освещают юную героиню картины, и все, что окружает ее в этой комнате.

На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.

В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще не заправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.

На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.

Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.

Картина светлая, радостная. Мне она понравилась. От того, как начнется твое утро, так и пройдет весь день. Глядя на картину «Утро» у девочки будет все хорошо.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!