Н. В.Гоголь.
Анализ
4 действия комедии
«Ревизор».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
Развивать навыки анализа текста;
познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I V действия комедии;
формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству писателя.
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
-Составьте выборочный пересказ «Враньё Хлестакова»
Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало , как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.
Творческая работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Тест.
- Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору?
- Кто первым идет на приём к Хлестакову?
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…”
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”?
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына?
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?
Учимся понимать текст
Тест.
- Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
- Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
Учимся понимать текст
Тест.
- “ Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит?
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову?
- У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?
Учимся понимать текст
Тест.
- “ Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
- У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)
Словарная работа:
- Надворный советник – гражданский чин VII класса
- Титулярный советник - гражданский чин IX класса
- Сенатор – член Сената
- Фельдъегерь – правительственный или военный совет
- Сиде ́ лец – приказчик в магазине, лавке
- Фриз – толстая, грубая ткань
- Декларация – здесь: предложение
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Явление 1
-Где происходит действие?
- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
Учимся понимать текст
Явление 1
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.
Учимся понимать текст
-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?
- Кто первый предлагает “подсунуть”?
-Цель этих взяток?
Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий.
Подумай и ответь…
Как меняется манера поведения Хлестакова при встрече с чиновниками?
Учимся понимать текст
Картина «Парад чиновников». Явление 3.
- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”.
-Как чувствует себя судья во время дачи взятки?
-Как он даёт взятку?
-Как объясняет Хлестаков, почему ему нужны деньги?
Подумай и ответь
Выразительное чтение действия IV , явления 3.
- Что мы узнаём о судье в IV действии, явлении 3?
- Как ведёт себя судья перед Хлестаковым?
- Как изменяется поведение Хлестакова при встрече с судьёй?
Подумай и ответь…
- Какие чувства испытывает Хлестаков при виде денег?
Хлестаков видит деньги; и его взгляд прикован к деньгам. Он жаждет их заполучить, но не знает как. Деньги упали на пол – и Хлестаков не удержался от соблазна поднять их. В фразе: «Да, это деньги» - слышатся раздумья, сомнения и тоска.
- С какой интонацией Хлестаков произносит фразы: «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался…»
Хлестаков смущён своей смелостью. Он искренне уверен, что очень скоро вернёт этот долг.
Подумай и ответь…
- Замечает ли судья изменения в поведении Хлестакова?
Судья не слышит их, сам ещё более подобострастен, он говорит «вытянувшись и руки по швам»: «Не смею более беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?»
- Понимает ли Хлестаков смысл происходящего?
Хлестаков ничего не понимает, никак не реагирует на предложения отдать приказания уездному суду. Герой думает, что судья дал ему деньги в долг по добродушию, по снисхождению к молодому человеку.
Учимся понимать текст
Явление 4.
- Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 явлении?
-Какова его речь?
-Сколько рублей дал взаймы Хлестакову почтмейстер?
Подумай и ответь
Выразительное чтение действия IV , явления 4.
- Изменилось ли поведение Хлестакова в сцене с почтмейстером?
Подумай и ответь…
- Обращаясь к судье с просьбой дать денег взаймы, Хлестаков заискивает, извиняется. Как меняется интонация просьбы, обращённой к почтмейстеру?
Хлестаков уже не извиняется. Он говорит более свободно. Сам назначает сумму. Хлестаков оценил почтмейстера так же, как и судью, - «хороший человек».
- Что, по мнению героя, достойно уважения в поведении почтмейстера? Как это характеризует Хлестакова?
Хлестаков ценит в почтмейстере услужливость. В Хлестакове начинает проглядывать начальник.
Учимся понимать текст
Явление 5.
Выразительное чтение
- Как ведёт себя чиновник в этой сцене?
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги?
- Какую сумму даёт Хлестакову Лука Лукич?
Подумай и ответь
- Почему Лука Лукич соглашается с мнением «великого» Хлестакова о том, что ни одна женщина не сможет устоять перед его взглядом?
Учимся понимать текст
Явление 6.
- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?
- Почему он доносит на своих “друзей”?
-Какую сумму он даёт взаймы?
Подумай и ответь…
- Какая фраза в диалоге с Земляникой свидетельствует о беспардонной наглости Хлестакова?
Выразительное чтение действия IV , явления 6.
«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»
- Почему Хлестаков позволяет так себя вести с немолодым человеком?
Подобострастие чиновников, их желание угодить, укрепило уверенность Хлестакова в том, что всё, что он скажет, - хорошо; всё, что он ни выдумает, - великолепно; всё, чего он ни потребует, должно быть усердно выполнено.
Подумай и ответь…
- Почему именно в разговоре с Земляникой Хлестаков дошёл до крайней степени наглости?
Земляника подличает, доносит на чиновников. Хлестаков отвечает ещё большй наглостью, крикнув вслед Землянике: «Эй, вы! Как вас? Я всё позабываю, как ваше имя и отчество». Хлестаков чувствует, что Земляника стерпит любую наглость со стороны начальника. И не ошибается.
Учимся понимать текст
Явление 7
- Почему Хлестаков не церемонится с Добчинским и Бобчинским?
-Сколько денег Хлестаков у них попросил?
-Какую сумму они смогли ему дать?
-С какой просьбой обращается к Хлестакову Добчинский?
Подумай и ответь…
Выразительное чтение действия IV , явления 7.
- Почему в споре с Бобчинским и Добчинским Хлестаков без лишних разговоров попросил взаймы целую тысячу?
Хлестаков вошёл в роль наглого вымогателя и ревизора.
Подумай и ответь
ВЫВОДЫ
Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.
Исследовательская работа с текстом
Хлестаков и…
Цитата
Аммос Фёдорович
Манера поведения Хлестакова
«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»
Почтмейстер
«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»
Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.
Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.
Исследовательская работа с текстом
Хлестаков и…
Цитата
Хлопов
«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».
Артемий Филиппович
Манера поведения Хлестакова
«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».
Бобчинский и Добчинский
«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»
Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника
Допускает наглость по отношению к Землянике
Нагло вымогает деньги
Учимся понимать текст
Явление 8-9
- Кому пишет письмо Хлестаков?
-Как он отзывается о местных чиновниках?
-Что мы узнаём о Тряпичнике?
Учимся понимать текст
Явление 8-9
-Что мы узнаём о Тряпичнике?
Тряпичкин живёт в Петербурге. Пишет статейки. Кто попадёт ему на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньги любит. Он любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать.
Учимся понимать текст
Явление 10
-На кого пришли жаловаться купцы?
-Почему купцы недовольны городничим?
-Составьте рассказ «Жалобы купцов»
-Какую взятку дают купцы Хлестакову?
Исследовательская работа с текстом
Выпишите реплики Хлестакова, содержащие ответы на просьбы купцов
«Да за это его просто в Сибирь!» «Непременно, непременно! Я постараюсь»
Обещания купцам
Обещания слесарше и унтер-офицерше
Ответ многочисленным просителям
«Хорошо, хорошо! Ступайте, ступайте. Я распоряжусь»
«Надоели, чёрт возьми! Не впускать, Осип!»
Учимся понимать текст
Явление 11
Выразительное чтение в лицах 11 явления.
-Каковы жалобы слесарши и унтер – офицерши?
- Слесарша жалуется на городничего, потому что … .
- Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …
Подумай и ответь…
Выразительное чтение действия IV , явлений 12 - 15.
- Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства?
Герой раскрывается полностью, далее ему уже нечего рассказать о себе зрителю.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Заполнить таблицы цитатами.
2. Прочитать 5действие.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!