СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события II действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;
  • углубить знания литературоведческих понятий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия».»

Н. В.Гоголь. Анализ 2 действия комедии «Ревизор».  Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Н. В.Гоголь.

Анализ

2 действия комедии

«Ревизор».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст

Задачи:  Развивать навыки анализа текста;  познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I I действия комедии; формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся; продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству писателя. I

Задачи:

Развивать навыки анализа текста;

познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I I действия комедии;

формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству писателя.

I

 Добрый день!   Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошёл каждому впрок,  Активно включайся в работу, дружок!

Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Роды литературы Лирика Драма Эпос

Роды литературы

Лирика

Драма

Эпос

Повторим теорию литературы ВИДЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:  трагедия, комедия, драма

Повторим теорию литературы

ВИДЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: трагедия, комедия, драма

Повторим теорию литературы Трагедия-  драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

Повторим теорию литературы

Трагедия-

драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

Повторим теорию литературы Комедия-  драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Повторим теорию литературы

Комедия-

драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Повторим теорию литературы Драма-  это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом.

Повторим теорию литературы

Драма-

это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом.

  Повторение   1. Сюжет 1 действия. Завязка. Известие о приезде ревизора. Развитие действия. 1.Городничий даёт распоряжения чиновникам. 2.Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице. 3.Городничий отправляется в гостиницу.

Повторение

1. Сюжет 1 действия.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия.

1.Городничий даёт распоряжения чиновникам.

2.Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице.

3.Городничий отправляется в гостиницу.

  Повторение   Замечания о речи Городничего в 1 действии: Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими»; 2.Он делает им замечания, даёт советы; 3. В выражениях не стесняется; 4.Начальственный тон, затем нотки страха.

Повторение

Замечания о речи Городничего в 1 действии:

  • Городничий разговаривает

с чиновниками, т.е. со «своими»;

2.Он делает им замечания, даёт советы;

3. В выражениях не стесняется;

4.Начальственный тон, затем нотки страха.

  Повторение   Выводы: - это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами; - это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях; - это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

Повторение

Выводы:

- это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;

- это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;

- это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

Словарная работа:  профинтить, прогоны, елистратишка, публичность, шаромыжник, съе ́ зжая, картуз, ассигновать, гарниза ́, ливрея, турусы.  Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

профинтить, прогоны, елистратишка, публичность, шаромыжник, съе ́ зжая, картуз, ассигновать, гарниза ́, ливрея, турусы.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Учимся понимать текст 1.Чтение монолога Осипа ( 1 явление). -Где происходит действие? -Что мы узнаём о Хлестакове из монолога его слуги Осипа?

Учимся понимать текст

1.Чтение монолога Осипа ( 1 явление).

-Где происходит действие?

-Что мы узнаём о Хлестакове из монолога его слуги Осипа?

Учимся понимать текст  Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет.

Учимся понимать текст

Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет.

Учимся понимать текст -Почему хозяин гостиницы не даёт обед Хлестакову? -Кому трактирщик хочет жаловаться на Хлестакова? -О чём мечтает Хлестаков? Может эта мечта сбыться?       Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора

Учимся понимать текст

-Почему хозяин гостиницы не даёт обед Хлестакову?

-Кому трактирщик хочет жаловаться на Хлестакова?

-О чём мечтает Хлестаков?

Может эта мечта сбыться?

Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора

Подумай и ответь… - Какие качества характера Хлестакова находят отражение в явлениях 1 – 7 действия? - Как обращается Хлестаков к Осипу и трактирному слуге? Как это его характеризует? - Как характеризует Хлестакова его собственные монологи? Хлестаков. Художник А.Константиновский.

Подумай и ответь…

- Какие качества характера Хлестакова находят отражение в явлениях 1 – 7 действия?

- Как обращается Хлестаков к Осипу и трактирному слуге? Как это его характеризует?

- Как характеризует Хлестакова его собственные монологи?

Хлестаков. Художник А.Константиновский.

Выразительное чтение по ролям явления 8. Приезд городничего в гостиницу. Художник А.Константиновский.

Выразительное чтение по ролям явления 8.

Приезд городничего в гостиницу. Художник А.Константиновский.

Подумай и ответь… - О чём свидетельствуют ремарки, сопровождающие речь городничего и Хлестакова? - Чего боятся городничий и Хлестаков? - Что понимают городничий и Хлестаков из реплик друг друга?  Приезд городничего в гостиницу. Художник Д.Кардовский

Подумай и ответь…

- О чём свидетельствуют ремарки, сопровождающие речь городничего и Хлестакова?

- Чего боятся городничий и Хлестаков?

- Что понимают городничий и Хлестаков из реплик друг друга?

Приезд городничего в гостиницу. Художник Д.Кардовский

Подумай и ответь… - Почему городничий не замечает, что тот, кого он принимает за ревизора, робеет? - В каком эпизоде разговора страх Хлестакова вызвал ещё более сильный страх городничего?  Хлестаков. Художник Д.Кардовский

Подумай и ответь…

- Почему городничий не замечает, что тот, кого он принимает за ревизора, робеет?

- В каком эпизоде разговора страх Хлестакова вызвал ещё более сильный страх городничего?

Хлестаков. Художник Д.Кардовский

Подумай и ответь… - Почему городничий, человек хитрый и опытный, всё больше впадает в ошибку, принимая правду Хлестакова за ложь? - Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего?  Поведение Хлестакова вполне соответствует представлениям городничего о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга. Городничий. Художник Д.Кардовский

Подумай и ответь…

- Почему городничий, человек хитрый и опытный, всё больше впадает в ошибку, принимая правду Хлестакова за ложь?

- Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего?

Поведение Хлестакова вполне соответствует представлениям городничего о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга.

Городничий. Художник Д.Кардовский

Подумай и ответь… - Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражение глубокого уважения и почтения к его личности? Хлестаков преисполнен такого нестерпимого желания выглядеть значительным лицом, что легко верит в искренность городничего. Хлестаков. Художник П.Боклевский

Подумай и ответь…

- Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражение глубокого уважения и почтения к его личности?

Хлестаков преисполнен такого нестерпимого желания выглядеть значительным лицом, что легко верит в искренность городничего.

Хлестаков. Художник П.Боклевский

Подумай и ответь… - Похож ли Хлестаков в сцене разговора с городничим на сознательного обманщика? Хлестаков в комедии не выступает сознательным обманщиком, стремящимся ввести в заблуждение чиновников. Он далёк от мысли предстать перед ними ревизором. Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский

Подумай и ответь…

- Похож ли Хлестаков в сцене разговора с городничим на сознательного обманщика?

Хлестаков в комедии не выступает сознательным обманщиком, стремящимся ввести в заблуждение чиновников. Он далёк от мысли предстать перед ними ревизором.

Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский

Заполни вторую часть таблицы цитатами Городничий Страх (ремарки) Хлестаков Желанием обмануть друг друга Стремление оправдаться Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык «Протянув руки по швам, робея, дрожа» «Сначала немного заикаясь…» «Зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержаться проезжающие» «Я, право, заплачу, мне пришлют из деревни…» «Да как вы смеете? Я служу в Петербурге» «Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая…» «Что касается унтер-офицерской вдовы, которую я будто высек, то это клевета…». «Особливо если гость просвещенный человек» «Ну батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге». «Мне очень нравится ваша откровенность»

Заполни вторую часть таблицы цитатами

Городничий

Страх (ремарки)

Хлестаков

Желанием обмануть друг друга

Стремление оправдаться

Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык

«Протянув руки по швам, робея, дрожа»

«Сначала немного заикаясь…»

«Зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержаться проезжающие»

«Я, право, заплачу, мне пришлют из деревни…»

«Да как вы смеете? Я служу в Петербурге»

«Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая…»

«Что касается унтер-офицерской вдовы, которую я будто высек, то это клевета…». «Особливо если гость просвещенный человек»

«Ну батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге». «Мне очень нравится ваша откровенность»

Подведём итоги… Городничий и Хлестаков – пройдохи и плуты, хотя они по-разному проявляют себя. У них общая логика поведения и речи. Оба испытывают страх от осознания неизбежности предстоящего разоблачения, оба стараются обмануть друг друга и, пытаясь оправдаться, рассказывают правду о себе.

Подведём итоги…

Городничий и Хлестаков – пройдохи и плуты, хотя они по-разному проявляют себя. У них общая логика поведения и речи. Оба испытывают страх от осознания неизбежности предстоящего разоблачения, оба стараются обмануть друг друга и, пытаясь оправдаться, рассказывают правду о себе.

Словарная работа:  Пройдоха – хитрый, пронырливый, жуликоватый человек; не очень честный человек.  Плут – ловкий и хитрый обманщик, нечестный в отношениях с людьми человек, мошенник.  Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

Пройдоха – хитрый, пронырливый, жуликоватый человек; не очень честный человек.

Плут – ловкий и хитрый обманщик, нечестный в отношениях с людьми человек, мошенник.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Подготовить жизнеописание Хлестакова 2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами. 3. Прочитать 3 действие.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Подготовить жизнеописание Хлестакова

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами.

3. Прочитать 3 действие.

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!