Вопросы для повторения
? Какие закономерности историчного развития
Вы можете назвать, приведите примеры.
? Что такое прогресс, назовите его черты и
критерии.
? Чем социальный регресс, приведите его
примеры?
? Найдите общее и различное в социальной
реформе и революции?
Личность и социальная среда
Урок 5 .
Домашнее задание
- Учебник, § 5 читать;
- Выучить материал в тетрадях;
- Рабочие тетради, задания к § 5.
- Проблема, практикум после § 5.
План
1. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность.
2. Роль семьи и социальной среды в воспитании личности.
3. Личность, индивидуальность, человек.
1. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность.
Проблема человека — одна из основных в философии. Большое
значение для понимания сущности человека, путей его развития
имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Эволюционные теории
Религиозная
теория
Теория
палеовизита
Ч. Дарвин
Ф. Энгельс
1. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное .
Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан
с обществом.
Человек как биологическое
Человек как социальное существо
существо принадлежит к
высшим млекопитающим,
образуя особый вид Homo
неразрывно связан с обществом.
Человек становится человеком,
лишь вступив в общественные
sapiens . Биологическая
отношения, в общение с другими .
природа человека проявляется
в его анатомии, физиологии:
он обладает кровеносной,
мышечной, нервной и другими
системами.
Социальная сущность человека
проявляется через такие свойства,
как способность и готовность
к общественно полезному
труду, сознание и разум, свобода
и ответственность и др.
Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной
речью;
2. Человек способен к сознательной целенаправленной
творческой деятельности;
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует
окружающую действительность, создает необходимые
ему материальные и духовные блага и ценности;
4. Человек способен изготавливать орудия труда и
использовать их как средство производства
материальных благ;
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую,
но и социальную сущность и поэтому должен
удовлетворять не только свои материальные, но и
духовные потребности.
Факторы влияющие на формирование личности человека
Наследственность
Воспитание
Стремление к
самосовершенствованию
Социальная среда
Личность, индивидуальность, человек
Понятия « индивид », « индивидуальность », « личность » в научной и
популярной литературе употребляются как близкие по значению,
но они не являются синонимами.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) - это
единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель
всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,
потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди
других людей).
Индивидуальность - это неповторимое своеобразие проявлений
человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и
гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности
(человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей:
внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Личность (от лат. persona — особа) - это человеческий индивид,
являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий
совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые
он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми
качествами).
Структура личности
Структура личности — специфическая организация качеств,
способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду,
образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
Личность – социальная
сущность человека!!!
Каждый ли индивид
является личностью?
Почему?
Дети-Маугли
Дети джунглей (« Маугли »,« Феральные
люди ») - человеческие дети, которые жили
вне контакта с людьми с раннего возраста и
практически не испытывали заботы и любви
со стороны другого человека, не имели опыта
социального поведения и общения .
Очередного "ребенка-маугли" зовут Рамзия Тукматуллина. 14-летняя
девочка с детства жила в стае бродячих собак. За это местные жители
дали ей кличку "Найда". Мать ребенка - местная алкоголичка, живет в
деревне. ИА REGNUM 13.07.2005
Четырехлетнего сына заводчицы собак Марины Б. соседи прозвали Маугли.
Ребенок проживает в двухкомнатной квартире в Уфе с матерью и более
чем 20 собаками породы шар-пей. Ребенок сильно отстает в развитии. Он
не разговаривает, а только смотрит испуганным взглядом на посторонних,
не выходит на улицу и все время проводит с четвероногими друзьями. На
приход в квартиру сотрудника прокуратуры мальчик отреагировал
животными инстинктами: лег на спину и судорожно задергал конечностями.
ИА "ВолгаИнформ" 21.04.2006