История воспитания и образования в Китае
Основой воспитания и обучения была религия и идеология конфуцианства .
Конфуцианство - главная идеология Китая.
Основатель учения Конфуций
проживал в VI-V в. до н.э.
Имя, данное при рождении
- Кун Фу-цзы,
- (латинизировано как Confucius)
Уже в возрасте немногим
более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии.
Конфуцианская этика не религиозна.
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.
Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠 ) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Конфуцианство кратко можно назвать учением о стремление к стабильности и порядку.
Конфуций увлекался музыкой и древними ритуалами.
Именно через них человек должен достигать гармонию с Вселенной.
Философу удалось основать собственную школу и стать педагогом истории Китая.
Большинство важных политических деятелей были выпускниками этой школы.
Пять постоянств праведного человека
- Жэнь ( 仁) — « человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости.
Пять постоянств праведного человека
- И ( 义 [ 義 ]) — « правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму.
Пять постоянств праведного человека
- Ли ( 礼 [ 禮 ]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
Пять постоянств праведного человека
- Чжи ( 智 ) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.
Пять постоянств праведного человека
- Синь ( 信 ) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие.
Забота о воспитании благочестивого потомства с самых давних времен была первейшей обязанностью китайских родителей
- Воспитание детей начиналось с рождения (Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно)
- В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана;
- В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах;
- В Возрасте 7 лет в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.
Чему же учили детей?
- Мальчики: Дети младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения;
- Разговаривали с детьми мало, чаще отдавали приказы вроде «сиди смирно», «не ползай по полу»;
- Капризы и шалости запрещались, а непослушных иногда привязывали к ножке стола;
- В зажиточных семьях мальчиков с 3-х лет заставляли учить иероглифы;
- Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу;
- Девочки : их уже с раннего возраста готовили к замужеству.
в 5-6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых. С 12 лет девочку учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, давали приличное образование. Девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия.
Образование в древнем Китае зависело от социального и имущественного положения человека.
Акцент делался на жёсткие методы. Ученики в древней китайской школе должны были заучивать наизусть огромные трактаты, основанные на учении Конфуция.
Обучение в школах было доступно только мальчикам.
В те времена китайским образованием игнорировались точные и естественные науки (считалось, что математику должны знать только ремесленники, а никаких других стран, кроме Китая, не существует).
Дети уходили в школу на целый день, и всё время учёбы просиживали за книгами.
Занятия проходили в аскетической обстановке — зимой в холодных помещениях, летом — в раскалённых от жары.
Ученики безоговорочно подчинялись учителям и стойко переносили телесные наказания.
Безоговорочное почитание и уважение китайских учеников к своим преподавателям сохранилось в Китае до сей поры.
При династии Цинь (II в. до н.э.) была упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте.
Была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуан Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ).
В период династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.) появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения.
Изобретению бумаги мы обязаны Цай Луню, древнему китайскому ремесленнику.
В эту эпоху приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования - начальные, средние и высшие школы.
Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались для состоятельных людей. В таких школах обучалось до 300 студентов.
В эпоху Хань официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство.
Классические конфуцианские трактаты становятся главным предметом изучения в школах.
Полный учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет.
По окончании курса можно было сдать экзамены на ученую степень, что позволяло занять место в государственном аппарате.
Особый расцвет переживали культура и образование средневекового Китая в течение III - X вв.
Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа.
Произошли важные перемены в государственных экзаменах.
К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения.
Вместо устных экзаменов были введены письменные.
Высшие учебные заведения присуждали ученую степень специалиста по пяти классическим конфуцианским трактатам:
«Книга перемен»,
«Книга этикета»,
«Весна и осень»,
«Книга поэзии»,
«Книга истории».
На исходе «золотого века» китайского средневековья все сильнее проявлялся отрыв системы образования от практических нужд. Некоторые ученые пытались исправить положение.
К их числу относился Ван Аньши (1019 - 1086).
Начатая им реформа, однако, не принесла успеха.
Возможность преодолеть застой в образовании многие мыслители усматривали в корректировке конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания.
Они утверждали, что конфуцианство превратилось в догму и схоластику.
В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), который трактовал жизнь как победу человеческого разума и правил любви.
В конечном счете, обосновывались идеи безусловного подчинения младших старшим, детей - родителям, подчиненных - начальнику, что вполне укладывалось в требования, которые предъявляло средневековое китайское общество подраставшему поколению.
Новые краски в палитре образования и воспитания появились при монгольской династии Юань (1279-1368).
Наряду с традиционными иероглифическим письмом и типами учебных заведений распространяются монгольские школы, и письменность.
В стране действовала обширная сеть учебных заведений (около 25 тыс. в 1289 г).
Многие школы покрывали свои расходы за счет находившихся в их владении земельных участков.
Развитие естественных и точных наук привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ.
Важный этап в истории средневекового образования в Китае - правление династии Мин (1368-1644).
В это время возникли предпосылки организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.
В Пекине и Нанкине были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации.
Продолжались реформы государственных экзаменов.
Они были еще более усложнены и регламентированы.
Экзаменующимся, например, вменялось писать в установленном стиле, от которого нельзя было отступать.
Экзаменационное сочинение должно было состоять из восьми разделов со строго ограниченным числом иероглифов (не менее 300 и не более 700).
Предметом сочинения могли быть лишь события, имевшие место после 220 г. и т.д.
Китайская школа в последний отрезок средневековой истории - при маньчжурской династии Цин (1644-1911) не претерпела никаких серьезных перемен.
Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя.
Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года.
Учились весь год, за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 часов утра до 18 часов вечера с перерывом на двухчасовой обед.
Символ власти учителя - бамбуковая трость красовалась на видном месте и то и дело пускалась в ход.
Каждый учился в собственном ритме.
Главным способом было мнемоническое обучение.
Отвечая урок, ученик поворачивался спиной к тексту и старался воспроизвести его по памяти.
Отсюда, кстати, название китайского иероглифа, который одновременно означает «повернуться спиной» и «учить наизусть».
В итоге первоначального обучения нужно было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов.
Программа предусматривала последовательное заучивание текстов трех классических книг
- «Троесловие» (начала философии, литературы и истории),
- «Фамилии всех родов» (типология китайских имен),
- «Тысячесловник» (содержание сходно с «Троесловием»).
Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени.
Обучение здесь длилось пять-шесть лет.
В программу входили философия, литература, история, стилистика.
В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских компендиума: «Четверокнижие» и «Пятикнижие».
Программа естественнонаучного образования фактически отсутствовала.
Преподавались лишь начала арифметики.
Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые).
По окончании школы 18-19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.
По сути, государственные экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования.
При этом экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов.
В истории Китая немало примеров, когда известные ученые так и не сумели преодолеть бастионы восьмичленных экзаменационных сочинений.
Для успешной сдачи экзамена не требовались вовсе творческие способности.
Как говорили в Китае, «чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда».
В Китае в течение многих столетий чиновники всех уровней отбирались в ходе общенациональных экзаменов - отбора наиболее способных и знающих людей для использования их на государственной службе.
Экзаменационная система выявляла знания претендентов исключительно в сфере гуманитарных наук.
Поэтому, столкнувшись в XIX веке с интервенцией иностранных государств и осмыслив «техническую» несостоятельность, Китай наряду с появлением созданных иностранцами учебных за ведений «западного образца», начал отправку китайской молодежи на учебу за рубеж.
Однако даже сторонники «открытой политики», опасаясь интервенции в китайскую культуру западной системы ценностей, пытались жестко разграничить преподавание естественно-научных (западных) и социально-политических (национальных) дисциплин
В связи с этим в Китае фактически до последних двух десятилетий сохранялся архаично-традиционный тип системы образования, во многом объясняющийся ее закрытостью от внешнего мира из-за боязни потери национальной идентичности.
В целом, экзаменационная система сыграла свою историческую роль в становлении образовательных концепций.
С началом реформ, провозгласившим курс на открытость, оживление экономики внутри страны на повестку дня в Китае были поставлены новые стратегические задачи осуществления модернизации страны.
При этом подчёркивалось большое значение науки, техники и образования, без которого не могут развиваться наука и техника.
Речь Дэн Сяопина «О работе в области науки и образования» стала программным документом стратегического значения.
Необходимо, отметил он, чтобы образование служило не только общим интересам экономического строительства, но и потребностям человеческой личности.
Наука должна опираться на образованных людей, а поэтому необходимо повышение качества образования.
Качество образования зависит от хорошо подготовленных учителей, проведения исследований актуальных проблем обучения, использования современных данных науки и техники, применения передовых технологий, распространения культуры.
Важно создать хорошие учебники и учебные пособия, увеличить расходы на нужды образования и науки, упорно работать, преодолевая все трудности, установить правильный стиль и творческую атмосферу в деятельности научных и учебно-воспитательных учреждений.
Выполнение всех этих задач потребовало коренного реформирования системы образования.
Начиная с конца 1970-х гг., в Китае осуществлялась комплексная структурная реформа системы образования.
Реформа проходила в несколько этапов.
На первом - (в 1978 - 1985 гг.) - основное внимание было обращено на обновление содержания учебных материалов.
На втором - (в 1985 - 1993 гг.) - центр тяжести работы был перенесен на упорядочение структуры курса обучения;
На третьем - (в 1994 - 1999 гг.) - главной задачей стало создание соответствующей системы управления.
С 2000 г. идет четвертый этап реформы .
Основные направления реформы были сформулированы следующим образом:
- повышение культурного уровня всего населения и подготовка большого числа квалифицированных кадров;
- - передача местным органам власти ответственности за развитие первоначального образования; - постепенное осуществление всеобщего обязательного 9-летнего образования;
- - упорядочение структуры среднего образования и всемерное развитие профессионально-технического образования;
Основные направления реформы были сформулированы следующим образом:
- упорядочение структуры среднего образования и всемерное развитие профессионально-технического образования;
- - изменение планов приема в высшие учебные заведения и системы распределения выпускников вузов, расширение прав вузов на самоуправление;
- -изменение системы управления образованием, сочетание централизации с децентрализацией, усиление руководства образованием на всех уровнях
Сейчас школу посещают 99% китайских детей.
В сельской местности уровень обучения в школах ещё далёк от идеала, но он постоянно повышается.
Китайская система образования на данный момент находится на развивающейся стадии: педагоги и теоретики изучают современные методики и опыт других стран и периодических вводят в программы обучения и развития коррективы.