Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Я.А.Коменский
В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что содержание образования должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира».
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФГОС
Цель: выявление возможности использования интегративного подхода на уроках литературы для эффективной реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ
Задачи:
- определить сущность интегративного подхода и выявить его особенности;
- определить задачи интегративного урока;
- рассмотреть на примерах урочной деятельности основные виды интеграции с другими учебными дисциплинами, а также искусством
« Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
Предполагаемые результаты: образовательная мобильность; способность к инновационной организации деятельности; способность к мобилизации различных ресурсов для реализации образовательных и профессиональных целей; способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач; способность к выстраиванию продуктивной коммуникации с людьми.
Преимущества интегративных уроков: - дети познают мир во всём его многообразии и единстве; - нестандартная форма интегративных уроков способствует активизации познавательной деятельности; - «ведёт к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей»; - чередование разнообразных видов деятельности способствует развитию внимания, воображения, речи и памяти учащихся.
Виды интеграции : 1. Разработка единых универсальных курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла, как литература, русский язык, риторика, логика, этика, мировая художественная культура. 2. Установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета. 3. Подача литературного материала в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств
Последовательный тип
Последовательный тип интеграции
Параллельный тип интеграции
Параллельный тип интеграции
Смешанный тип интеграции
история
Общество-
знание
русский язык
искусство
литература
ОПК
краеведение
ТСО
ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК
5 КЛАСС
Эпитет — это художественное определение предмета. Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка».
6 КЛАСС Прием антитезы при характеристике двух имений в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Имение Троекурова
Кистенёвка Дубровского
Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь».
Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ 7 класс УНТ Историческое прошлое русского народа в былинах
Литература и обществознание 7 класс Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»
«Нагорная проповедь» Иисуса Христа
«Поучения» Владимира Мономаха
« Вы слышали, что сказано древним:
… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
«Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…»
«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»
… Напоите и накормите просящего …
«Еще слышали, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: «Не клянись вовсе…Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»
… Соблюдайте слово свое…
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 6 класс Повесть «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина
ЛИТЕРАТУРА И КРАЕВЕДЕНИЕ «По-моему, малая родина — это окоём нашего детства… Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения» А куряне мои - бодрые кмети, Под трубами повиты, Под шеломами взлелеяны, Концом копья вскормлены…
ЛИТЕРАТУРА И ОПК 8 класс Повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
«Хорошо, — сказал я хладнокровно, — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп»…Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. … Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»
Утром, отправляясь в село, священник надел свой ветхий, выстиранный и высушенный за ночь подрясник и стал прощаться с владыкой. Архиепископ отдал подаренную ему верующими новую теплую на беличьем меху рясу. Он сам надел рясу на старика священника и благословил его в путь. Весь в слезах, обрадованный, уходил священник.
ЛИТЕРАТУРА И ТСО
Справочные материалы
Тексты произведений
Иллюстративный материал
ТСО
(аудио- и видеоматериалы)
Создание презентаций
Заочные экскурсии
Интеграция дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания учеником важнейших проблем окружающего мира.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!