СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: А.К.Толстой. Биография. Баллада "Василий Шибанов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
  • углубить представление об особенностях жанра баллады;
  • познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий Шибанов»;
  • выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
  • совершенствовать навык осознанного чтения;
  • развивать умение выразительного чтения произведения;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: А.К.Толстой. Биография. Баллада "Василий Шибанов"»

Алексей Константинович Толстой. Биография. (1817 – 1875) Баллада «Василий Шибанов.       Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Алексей Константинович Толстой. Биография.

(1817 – 1875)

Баллада «Василий Шибанов.

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Будущий писатель воспитывался матерью и ее братом — писателем А. А. Перовским (псевдоним Антоний Погорельский).   Анна Алексеевна Перовская, мать писателя

Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Будущий писатель воспитывался матерью и ее братом — писателем

А. А. Перовским (псевдоним Антоний Погорельский).

  Анна Алексеевна Перовская,

мать писателя

Толстой получил блестящее домашнее образование. С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.  Алексей Алексеевич Перовский, дядя писателя

Толстой получил блестящее домашнее образование.

С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.

Алексей Алексеевич Перовский,

дядя писателя

Детство Восьми лет А.К. Толстой с матерью и дядей переехал в Петербург. В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию.

Детство

Восьми лет А.К. Толстой с матерью и дядей переехал в Петербург.

В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте.

В 1831 году дядя везёт племянника в Италию.

Юность  Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.

Юность

Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.

Литературная деятельность Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические повести. Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году повесть «Упырь».

Литературная деятельность

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические повести.

Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году повесть «Упырь».

Литературная деятельность После 1854 года появились знаменитые стихи «Колокольчики мои …», «Средь шумного бала …» и другие.

Литературная деятельность

После 1854 года появились знаменитые стихи «Колокольчики мои …», «Средь шумного бала …» и другие.

Литературная деятельность В 1840-е годы он начал работать над историческим романом

Литературная деятельность

В 1840-е годы он начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность.

Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).

Особое место в творчестве писателя занимала русская история.

Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).

Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Появились исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». В дальнейшем историческая  баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Особое место в творчестве писателя занимала русская история.

Появились исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

В дальнейшем историческая  баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царем.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царем.

Книги А.Толстого для детей

Книги А.Толстого для детей

Книги А.Толстого для детей

Книги А.Толстого для детей

Значение слова Баллада по словарю Даля:  Баллада  - лирическое стихотворное  повествование,  основанное на предании.  Балладный,  относящийся до баллады;  балладник  м.  сочинитель  баллад, которые пелись в Шотландии, у нас в Малороссии  думы.  

Значение слова Баллада по словарю Даля: Баллада  - лирическое стихотворное  повествование,  основанное на предании.  Балладный,  относящийся до баллады;  балладник  м.  сочинитель  баллад, которые пелись в Шотландии, у нас в Малороссии  думы.  

Баллада  «Василий Шибанов»-историческая баллада В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой обратился к эпохе царя Ивана Грозного (1530-1584)   Царь Иван Грозный - одна из самых неоднозначных личностей российской истории.

Баллада «Василий Шибанов»-историческая баллада

В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой обратился к эпохе царя Ивана Грозного (1530-1584)

Царь Иван Грозный - одна из самых неоднозначных личностей российской истории.

Эпоха правления Ивана Грозного и опричнине  Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

Эпоха правления Ивана Грозного и опричнине

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

Словарная работа Опричник - дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV. Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.

Словарная работа

Опричник - дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.

Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.

Словарная работа Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.  Баллада  - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.

Словарная работа

Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.

Баллада  - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении? обращение к историческому прошлому России; обращение к историческому прошлому России; имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям; действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение); есть диалог, в котором раскрываются характеры героев;  обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады) имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям; действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение); есть диалог, в котором раскрываются характеры героев;  обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?

  • обращение к историческому прошлому России;
  • обращение к историческому прошлому России;
  • имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям; действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение); есть диалог, в котором раскрываются характеры героев; обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)
  • имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям;
  • действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение);
  • есть диалог, в котором раскрываются характеры героев;
  • обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)

Словарная работа Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера

Словарная работа

Зазнобы,

стремянный,

опрична, опричнина,

окольные,

ересь,

заплечные … мастера

Учимся понимать текст  - Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку). – Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?   (Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени). - Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

Учимся понимать текст

- Когда была написана баллада?

(Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).

Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе? (Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

Учимся понимать текст  - Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя). -Назовите героев произведения ( Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).

Учимся понимать текст

- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Назовите героев произведения ( Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).

Князь Андрей Курбский  «Князь Курбский от царского гнева бежал, с ним Васька Шибанов, стремянный».   Стремянный – в старину: конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью.

Князь Андрей Курбский

«Князь Курбский от царского гнева бежал, с ним Васька Шибанов, стремянный».

Стремянный – в старину: конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью.

Лексическая работа Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за  верховой  лошадью  своего  господина Воевода – начальник войска в древней Руси

Лексическая работа

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за  верховой  лошадью  своего  господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

Князь Курбский -Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды). -Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).  -Как литовцы встретили князя?

Князь Курбский

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как литовцы встретили князя?

Князь Курбский -Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? -Как автор относится к Курбскому?  – В каком поступке Курбского это проявляется? 

Князь Курбский

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?

-Как автор относится к Курбскому?

В каком поступке Курбского это проявляется? 

Князь Курбский -Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному). -Кто должен везти его послание Грозному в Москву? -Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

Князь Курбский

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

Князь Курбский изменник, предатель, бесчеловечность неблагодарность жестокость

Князь Курбский

изменник, предатель,

бесчеловечность

неблагодарность

жестокость

Царь Иоанн (Иван Грозный)

Царь Иоанн (Иван Грозный)

Окружение Ивана Грозного  « Звонит всей опрични кромешная тьма,  И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордятся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой. Любимец звонит Иоаннов, отверженный Богом Басманов».

Окружение Ивана Грозного

« Звонит всей опрични кромешная тьма,

И Васька Грязной, и Малюта,

И тут же, гордятся своею красой,

С девичьей улыбкой, с змеиной душой.

Любимец звонит Иоаннов, отверженный Богом Басманов».

Князь Курбский -Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).

Князь Курбский

-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?

(Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).

Князь Курбский - Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»). -Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

Князь Курбский

- Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).

-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

Князь Курбский -Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).

Князь Курбский

-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?

(Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).

Царь Иоанн (Иван Грозный) Мрачный деспот, тиран

Царь Иоанн (Иван Грозный)

Мрачный деспот, тиран

Василий Шибанов  преданность, верность своему господину: 1).« Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдает воеводе коня …»; 2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;«А я передам и за муки Письмо твое в царские руки!».

Василий Шибанов

преданность, верность своему господину:

1).« Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдает воеводе коня …»;

2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;«А я передам и за муки Письмо твое в царские руки!».

Василий Шибанов стойкость: 1). «И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!»; 2). «Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену …».«И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» — «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!».

Василий Шибанов

стойкость:

1). «И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!»;

2). «Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену …».«И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» — «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!».

Василий Шибанов верность, преданность стойкость  мужество терпение честь

Василий Шибанов

верность,

преданность

стойкость

мужество

терпение

честь

Учимся понимать текст  -Как царь относится к Шибанову ? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

Учимся понимать текст

-Как царь относится к Шибанову ? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

Окружение Ивана Грозного  « Звонит всей опрични кромешная тьма,  И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордятся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой. Любимец звонит Иоаннов, отверженный Богом Басманов».

Окружение Ивана Грозного

« Звонит всей опрични кромешная тьма,

И Васька Грязной, и Малюта,

И тут же, гордятся своею красой,

С девичьей улыбкой, с змеиной душой.

Любимец звонит Иоаннов, отверженный Богом Басманов».

ВЫВОД: А. К. Толстой, рисуя образ стремянного Шибанова, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству. В жёсткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия.

ВЫВОД:

А. К. Толстой, рисуя образ стремянного Шибанова, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству.

В жёсткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия.

Рефлексия хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!