Алексей Константинович Толстой. Биография.
(1817 – 1875)
Баллада «Василий Шибанов.
Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Будущий писатель воспитывался матерью и ее братом — писателем
А. А. Перовским (псевдоним Антоний Погорельский).
Анна Алексеевна Перовская,
мать писателя
Толстой получил блестящее домашнее образование.
С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.
Алексей Алексеевич Перовский,
дядя писателя
Детство
Восьми лет А.К. Толстой с матерью и дядей переехал в Петербург.
В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте.
В 1831 году дядя везёт племянника в Италию.
Юность
Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.
Литературная деятельность
Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические повести.
Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году повесть «Упырь».
Литературная деятельность
После 1854 года появились знаменитые стихи «Колокольчики мои …», «Средь шумного бала …» и другие.
Литературная деятельность
В 1840-е годы он начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность.
Особое место в творчестве писателя занимала русская история.
Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).
Особое место в творчестве писателя занимала русская история.
Появились исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».
В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царем.
Книги А.Толстого для детей
Книги А.Толстого для детей
Значение слова Баллада по словарю Даля: Баллада - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись в Шотландии, у нас в Малороссии думы.
Баллада «Василий Шибанов»-историческая баллада
В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой обратился к эпохе царя Ивана Грозного (1530-1584)
Царь Иван Грозный - одна из самых неоднозначных личностей российской истории.
Эпоха правления Ивана Грозного и опричнине
Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.
Словарная работа
Опричник - дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.
Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.
Словарная работа
Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.
Баллада - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.
-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- обращение к историческому прошлому России;
- обращение к историческому прошлому России;
- имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям; действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение); есть диалог, в котором раскрываются характеры героев; обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)
- имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям;
- действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение);
- есть диалог, в котором раскрываются характеры героев;
- обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)
Словарная работа
Зазнобы,
стремянный,
опрична, опричнина,
окольные,
ересь,
заплечные … мастера
Учимся понимать текст
- Когда была написана баллада?
(Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).
– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе? (Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).
- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).
Учимся понимать текст
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).
-Назовите героев произведения ( Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).
Князь Андрей Курбский
«Князь Курбский от царского гнева бежал, с ним Васька Шибанов, стремянный».
Стремянный – в старину: конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью.
Лексическая работа
Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина
Воевода – начальник войска в древней Руси
Князь Курбский
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).
-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).
-Как литовцы встретили князя?
Князь Курбский
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?
-Как автор относится к Курбскому?
– В каком поступке Курбского это проявляется?
Князь Курбский
-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
Князь Курбский
изменник, предатель,
бесчеловечность
неблагодарность
жестокость
Царь Иоанн (Иван Грозный)
Окружение Ивана Грозного
« Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордятся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой.
Любимец звонит Иоаннов, отверженный Богом Басманов».
Князь Курбский
-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?
(Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).
Князь Курбский
- Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
Князь Курбский
-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?
(Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).
Царь Иоанн (Иван Грозный)
Мрачный деспот, тиран
Василий Шибанов
преданность, верность своему господину:
1).« Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдает воеводе коня …»;
2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;«А я передам и за муки Письмо твое в царские руки!».
Василий Шибанов
стойкость:
1). «И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!»;
2). «Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену …».«И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» — «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!».
Василий Шибанов
верность,
преданность
стойкость
мужество
терпение
честь
Учимся понимать текст
-Как царь относится к Шибанову ? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).
Окружение Ивана Грозного
« Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордятся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой.
Любимец звонит Иоаннов, отверженный Богом Басманов».
ВЫВОД:
А. К. Толстой, рисуя образ стремянного Шибанова, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству.
В жёсткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия.
Рефлексия
хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!