СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Метод проектов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации  даются рекомендации по использованию метода проектов во внеучебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Метод проектов"»

 Метод проектов    Манилкина Светлана Александровна, научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности НИО

Метод проектов

Манилкина Светлана Александровна,

научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности НИО

Эпиграфы  «Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений»        Л.Н.Толстой   «Если сегодня мы будем учить наших детей так, как учили их вчера, то мы украдем у них завтра»        Джон Дьюи

Эпиграфы

«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н.Толстой

«Если сегодня мы будем учить наших детей так, как учили их вчера, то мы украдем у них завтра»

Джон Дьюи

Проектная деятельность -  способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан проект.

Проектная деятельность -

способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан проект.

Функции проектной деятельности: познавательная - изучение законов и закономерностей окружающего мира; преобразующая - развитие способностей к преобразованию окружающего мира; технологическая - владение приемами технологической деятельности, включающей элементы: целеполагание, прогнозирование, моделирование, планирование и реализация проекта, оценка качества полученных результатов;

Функции проектной деятельности:

  • познавательная - изучение законов и закономерностей окружающего мира;
  • преобразующая - развитие способностей к преобразованию окружающего мира;
  • технологическая - владение приемами технологической деятельности, включающей элементы: целеполагание, прогнозирование, моделирование, планирование и реализация проекта, оценка качества полученных результатов;
Функции проектной деятельности: контрольно-регулятивная - включает акты принятия решений, контроля и коррекции; исследовательская - анализ существующих аналогов, обобщение существующей ситуации и выбор наилучшего варианта для решения проектных задач; креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности.

Функции проектной деятельности:

  • контрольно-регулятивная - включает акты принятия решений, контроля и коррекции;
  • исследовательская - анализ существующих аналогов, обобщение существующей ситуации и выбор наилучшего варианта для решения проектных задач;
  • креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности.
Проект  Проект – это душевно выполненный замысел автора проекта.  (Уильям Килпатрик, основоположник метода проектов )  Проект — замысел, идея, воплощенная в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. (Борисов А.Б. Большой экономический словарь)

Проект

Проект – это душевно выполненный замысел автора проекта.

(Уильям Килпатрик, основоположник метода проектов )

Проект — замысел, идея, воплощенная в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

(Борисов А.Б. Большой экономический словарь)

Учебный проект - это  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся и партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов .

Учебный проект - это

совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся и партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов .

Метод проектов  Метод проектов – способ построения образовательного процесса, в основе которого реализуются взаимосогласованные действия педагога и учащихся, при которых учащиеся получают определенные знания и умения при разработке и реализации проектов.   Главное в работе над проектами – научить учащихся создавать и реализовывать свои замыслы.

Метод проектов

Метод проектов – способ построения образовательного процесса, в основе которого реализуются взаимосогласованные действия педагога и учащихся, при которых учащиеся получают определенные знания и умения при разработке и реализации проектов.

Главное в работе над проектами – научить учащихся создавать и реализовывать свои замыслы.

Метод проекта предполагает: связь образования с жизнью; развитие самостоятельности и активности учащихся; умение общаться, сотрудничать в различных видах деятельности; умение исследовать действительность, решать возникающие проблемы; способность изменять себя и окружающий мир.

Метод проекта предполагает:

  • связь образования с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности учащихся;
  • умение общаться, сотрудничать в различных видах деятельности;
  • умение исследовать действительность, решать возникающие проблемы;
  • способность изменять себя и окружающий мир.
 развить познавательные интересы,  интеллектуальные, творческие и  коммуникативные  способности учащихся,  определяющие формирование  компетентной личности, способной  к жизнедеятельности  и самоопределению в  информационном обществе. Цель метода проектов -

развить познавательные интересы,

интеллектуальные, творческие и

коммуникативные

способности учащихся,

определяющие формирование

компетентной личности, способной

к жизнедеятельности

и самоопределению в

информационном обществе.

Цель метода проектов -

Требования к использованию метода проектов  Наличие значимой в творческом плане идеи, проблемы , задачи.  Заинтересованность и готовность учащихся участвовать в поиске путей ее решения и воплощения в формате проекта.  Практическая значимость предполагаемых результатов для участников проекта.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта. Определенный отрезок времени для реализации проекта.  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Требования к использованию метода проектов

  • Наличие значимой в творческом плане идеи, проблемы , задачи.
  • Заинтересованность и готовность учащихся участвовать в поиске путей ее решения и воплощения в формате проекта.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов для участников проекта.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
  • Определенный отрезок времени для реализации проекта.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Типология проектов  По характеру доминирующей в проекте деятельности    По профилю знаний    По характеру координации    По уровню контактов    По количеству участников    По продолжительности

Типология проектов

  • По характеру доминирующей в проекте

деятельности

  • По профилю знаний

  • По характеру координации

  • По уровню контактов

  • По количеству участников

  • По продолжительности

По характеру доминирующей в проекте деятельности

исследовательские

требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

П редполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

С труктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

Т ребующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

О тличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников .

творческие

игровые

информационные проекты

практикоориентированные

По уровню контактов Локальные  – проекты в пределах одного или нескольких классов в одном учреждении образования. Сетевые  – проекты, объединяющие разные учреждения образования. К сетевым проектам могут быть подключены представители других государственных, общественных организаций, Интернет сообществ. Региональные – проекты, которые организуются между классами, школами внутри региона(ов) в пределах одной страны. Международные  – проекты, участниками которых являются представители разных стран

По уровню контактов

  • Локальные – проекты в пределах одного или нескольких классов в одном учреждении образования.
  • Сетевые – проекты, объединяющие разные учреждения образования. К сетевым проектам могут быть подключены представители других государственных, общественных организаций, Интернет сообществ.
  • Региональные – проекты, которые организуются между классами, школами внутри региона(ов) в пределах одной страны.
  • Международные – проекты, участниками которых являются представители разных стран
индивидуальные П о продолжительности проекты могут быть :   По количеству участников можно выделить проекты:  парные  Краткосрочные (от 1 дня до месяца)  групповые С редней продолжительности (один - несколько месяцев) Д олгосрочными (до года и более) коллективные

индивидуальные

П о продолжительности проекты могут быть :

По количеству участников можно выделить проекты:

парные

Краткосрочные

(от 1 дня до месяца)

групповые

С редней продолжительности

(один - несколько месяцев)

Д олгосрочными

(до года и более)

коллективные

От Беларуси до Камбоджи: пример сетевого проекта http://news.tut.by/society/487883.html

От Беларуси до Камбоджи: пример сетевого проекта http://news.tut.by/society/487883.html

Паспорт проектной работы Паспорт проектной работы Тема проекта. Руководитель проекта . Воспитательная область, в рамках которой реализуется проект. Межпредметное взаимодействие в рамках теме проекта (если есть). Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (педагоги, учащихся, партнеры). Тип проекта (по всем классификациям). Заказчик проекта (если есть). Проблемный вопрос (противоречие). Основные подпроблемы проекта. Цель проекта. Задачи проекта . Необходимые ресурсы. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание). Предполагаемые продукт(ы) проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Паспорт проектной работы

Паспорт

проектной

работы

  • Тема проекта.
  • Руководитель проекта .
  • Воспитательная область, в рамках которой реализуется проект.
  • Межпредметное взаимодействие в рамках теме проекта (если есть).
  • Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  • Состав проектной группы (педагоги, учащихся, партнеры).
  • Тип проекта (по всем классификациям).
  • Заказчик проекта (если есть).
  • Проблемный вопрос (противоречие).
  • Основные подпроблемы проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта .
  • Необходимые ресурсы.
  • Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  • Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  • Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики группы.

Оформление проектной папки

  • паспорт проекта;
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
  • промежуточные отчеты группы;
  • вся собранная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки;
  • результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений;
  • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
  • эскизы, чертежи, наброски продукта;
  • материалы к презентации (сценарий);
  • другие рабочие материалы и черновики группы.
Примеры продуктов проектной деятельности Традиционные продукты проектной деятельности:  фестиваль, выставка, экскурсия, карта, конференция, модель школьной республики (школьного самоуправления), модель школьной юридической консультации, программа школьного лагеря, и т.д.

Примеры продуктов проектной деятельности

Традиционные продукты проектной деятельности:

фестиваль, выставка, экскурсия, карта, конференция, модель школьной республики (школьного самоуправления), модель школьной юридической консультации, программа школьного лагеря, и т.д.

Примеры продуктов проектной деятельности Высокотехнологичные продукты проектной деятельности , на основании интернет ресурсов: интернет-сообщества, интернет-музей, интернет-галерея, интернет-выставка, интернет-экскурсия, карты Google, официальная страница проекта, школьный канал на You Tube. Медиапродукты: 1) постоянно действующие школьные СМИ (школьное телевидение, школьное интернет-радио, интернет-газета, интернет-журнал; медиатека; 2) отдельные разовые медиапродукты (фильм, интервью, клип, видеофильм, радиопередачи и т.д.)

Примеры продуктов проектной деятельности

Высокотехнологичные продукты проектной деятельности , на основании интернет ресурсов: интернет-сообщества, интернет-музей, интернет-галерея, интернет-выставка, интернет-экскурсия, карты Google, официальная страница проекта, школьный канал на You Tube. Медиапродукты: 1) постоянно действующие школьные СМИ (школьное телевидение, школьное интернет-радио, интернет-газета, интернет-журнал; медиатека; 2) отдельные разовые медиапродукты (фильм, интервью, клип, видеофильм, радиопередачи и т.д.)

Система оценки проектных работ Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов:  оптимальности по числу (не более 7-10);  доступности для учащихся каждого возраста; критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом; критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Система оценки проектных работ

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов:

  • оптимальности по числу (не более 7-10);
  • доступности для учащихся каждого возраста;
  • критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом;
  • критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Какова роль учителя?  список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом: энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, направляет их в сторону достижения цели); специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях); консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам); руководитель (особенно в вопросах планирования времени); «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь); координатор всего группового процесса; эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Какова роль учителя?

список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

  • энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, направляет их в сторону достижения цели);
  • специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);
  • консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  • «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
  • координатор всего группового процесса;
  • эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Использованные источники Сиденко А. С., Полат Е. С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . myshared . ru / slide /501758/

Использованные источники

Сиденко А. С., Полат Е. С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . myshared . ru / slide /501758/

 Спасибо за внимание!   Удачных проектных идей  и их воплощения!

Спасибо за внимание!

Удачных проектных идей и их воплощения!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!