СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Причастие. Повторение и обобщение изученного" (урок - экскурсия)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 7 классе (урок-экскурсия). Тема "Причастие. Повторение и обобщение изученного"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Причастие. Повторение и обобщение изученного" (урок - экскурсия)»

Меховская И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 11 им. Г.С.Титова ЩМР МО

Меховская И.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 11 им. Г.С.Титова ЩМР МО

- Идешь порою в школу все по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки.  Для нас с вами малая родина – это Щелковский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие. - Запишите тему урока : «Причастие. Повторение и обобщение изученного». - Какова же цель нашего урока?

- Идешь порою в школу все по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки.

Для нас с вами малая родина – это Щелковский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие.

- Запишите тему урока : «Причастие. Повторение и обобщение изученного».

- Какова же цель нашего урока?

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. М.Ю. Лермонтов.
  • Люблю дымок спаленной жнивы,
  • В степи ночующий обоз
  • И на холме средь желтой нивы
  • Чету белеющих берез.

М.Ю. Лермонтов.

Морфологические признаки причастия Это счастье огромное, Это радость безмерная – Возвращаться на родину После дальних дорог. Мы, конечно же, помнили, Как любовь свою первую, Этот тонущий в зелени, Милый наш городок. И. Рудаков .

Морфологические признаки причастия

  • Это счастье огромное,
  • Это радость безмерная –
  • Возвращаться на родину
  • После дальних дорог.
  • Мы, конечно же, помнили,
  • Как любовь свою первую,
  • Этот тонущий в зелени,
  • Милый наш городок.

И. Рудаков .

 Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.  Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________ время, ______________________ вид.  Мать ( ____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.  Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.  Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - _______________________________.

Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________ время, ______________________ вид.

Мать ( ____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.

Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - _______________________________.

 Клязьма  – крупная и полноводная река, протекающая по территории Московской области.  Клязьма – крупная и полноводная река, которая протекает по территории Московской области.
  • Клязьма – крупная и полноводная река, протекающая по территории Московской области.
  • Клязьма – крупная и полноводная река, которая протекает по территории Московской области.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1. Стромынский тракт – дорога, которая шла по северным опушкам дремучих лесов, которые до сих пор сохранились в Щелковском районе. 2. Существует гипотеза происхождения Стромынки от Костромы, до которой добирались именно по этой дороге. 3. С южной стороны шел Хомутовский тракт , который соединял Владимирское княжество с Москвой. 4. Троицкая дорога – тракт, который связал уездные города с Троице-Сергиевым монастырем – духовным центром нашего края.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  • 1. Стромынский тракт – дорога, которая шла по северным опушкам дремучих лесов, которые до сих пор сохранились в Щелковском районе.
  • 2. Существует гипотеза происхождения Стромынки от Костромы, до которой добирались именно по этой дороге.
  • 3. С южной стороны шел Хомутовский тракт , который соединял Владимирское княжество с Москвой.
  • 4. Троицкая дорога – тракт, который связал уездные города с Троице-Сергиевым монастырем – духовным центром нашего края.
 Подмосковная земля как магнит, притягива...щий к себе интересной историей. До Щелкова, упомина...мого в писцовых книгах 16 века как деревня Щелково, можно быстро добраться от столицы. Название города Щелково, по одной из версий, созвучно речушке Шелоховке, впада...щей в Клязьму. По другой, - происходит от старинной фамилии дьяков Щелкаловых, господству...щих на землях около Болшева.

Подмосковная земля как магнит, притягива...щий к себе интересной историей. До Щелкова, упомина...мого в писцовых книгах 16 века как деревня Щелково, можно быстро добраться от столицы. Название города Щелково, по одной из версий, созвучно речушке Шелоховке, впада...щей в Клязьму. По другой, - происходит от старинной фамилии дьяков Щелкаловых, господству...щих на землях около Болшева.

 В нашем поселке на новое летное поле в 1932 году совершил первую посадку тяжелый бомбардировщик, пилотиру...мый Валерием Чкаловым, в честь которого поселок и получил свое название. В 1937 году Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их встреча...щим его американцам.

В нашем поселке на новое летное поле в 1932 году совершил первую посадку тяжелый бомбардировщик, пилотиру...мый Валерием Чкаловым, в честь которого поселок и получил свое название. В 1937 году Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их встреча...щим его американцам.

Пруд Кирпичики -Н- и -НН- в причастиях  Много рек и озер в Щелковском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой , а названия рек и озер – гидронимы .  Есть и Голубое озеро (д. Алексеевка) – от голубого неба, отраже...ого в зеркальной воде. Пруд Кирпичики (г. Фрязино) – по названию построе...ого на ее берегах кирпичного завода. Река Белая (с. Душоново) – назва...ая по белоснежному дну в речке.

Пруд Кирпичики

-Н- и -НН- в причастиях

Много рек и озер в Щелковском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой , а названия рек и озер – гидронимы .

Есть и Голубое озеро (д. Алексеевка) – от голубого неба, отраже...ого в зеркальной воде. Пруд Кирпичики (г. Фрязино) – по названию построе...ого на ее берегах кирпичного завода. Река Белая (с. Душоново) – назва...ая по белоснежному дну в речке.

1 группа пропита Н ный сиропом бисквит клюквенный кисель купле Н ная на рынке клубника привезе Н ный издалека ананас соленые огурцы запече Н ные яблоки
  • 1 группа
  • пропита Н ный сиропом бисквит
  • клюквенный кисель
  • купле Н ная на рынке клубника
  • привезе Н ный издалека ананас
  • соленые огурцы
  • запече Н ные яблоки
2 группа тушеное мясо фарширова Н ные помидоры реза Н ная крупными кольцами морковь копченая рыба приготовле Н ный по особому рецепту картофель обжаре Н ный лук
  • 2 группа
  • тушеное мясо
  • фарширова Н ные помидоры
  • реза Н ная крупными кольцами морковь
  • копченая рыба
  • приготовле Н ный по особому рецепту картофель
  • обжаре Н ный лук
3 группа масленые блины маринова Н ный перец рубленая петрушка жареные баклажаны сорва Н ные с дерева груши туше Н ная в маринаде рыба
  • 3 группа
  • масленые блины
  • маринова Н ный перец
  • рубленая петрушка
  • жареные баклажаны
  • сорва Н ные с дерева груши
  • туше Н ная в маринаде рыба

"НЕ" с причастиями

  • Река Оканица (приток Вори) – название от балтских племен – «(не) замерзающее место в реке, бьющий из глубины ключ». (От этого слова исследователи образуют название реки Оки.)
  • (Не) имеющее никаких обитателей Мертвое озеро (д. Алексеевка). Вода чистая, но озеро безжизненное.
  • (Не) созданный природой, а искусственно образованный Большой остров (с. Гребнево).
Творческая работа

Творческая работа "Наш маршрут"

Повторение пунктуации

при причастном обороте

Дальше наш путь лежит к расположенной в центре библиотеке. Вам нужно сделать подписи под фотографиями, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помните, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.

Мы идем по дороге. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

Мы идем по дороге.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Наш путь лежит мимо  памятника.  _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

Наш путь

лежит мимо

памятника.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Рядом с памятником растут елочки. Они стоят неподвижно.   __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________

Рядом с памятником

растут елочки.

Они стоят неподвижно.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

 Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову.   __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________

Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Достигнута ли цель нашего урока? Что нового вы сегодня узнали?

Достигнута ли цель нашего урока?

Что нового вы сегодня узнали?

На выбор:  1) Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить орфограммы причастий, выделить причастия и причастные обороты. 2) Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?» 3) Написать сочинение - миниатюру «Мой город» («Прогулка по городу», «Мой любимый уголок природы», можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты.
  • На выбор:
  • 1) Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить орфограммы причастий, выделить причастия и причастные обороты.
  • 2) Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?»
  • 3) Написать сочинение - миниатюру «Мой город» («Прогулка по городу», «Мой любимый уголок природы», можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты.
 Клязьма река в Европейской части России прот...ка...щая по те(р, рр)итории Московской област... . Клязьма самый крупный и полн...водный пр...ток реки Оки впада...щий в нее в Нижегородской област... .  (Кое)где река имеет ширину пр...выша...щую 200 метров. Дно ее глин...стое местами песч...ное т...чение медле...ное спокойное.  На берегах Клязьмы постро...ны бумажные керамические и текстильные производства.  В архивах сохр...нилось упоминание о помещике Катенине открывш...м на Клязьме первую (па...сажирско)грузовую линию. По реке шли груже...ные разными товарами баржи «бежали» речные пар...ходики. Чудес...ный вид открывался перед па...сажирами стоящ..... у самой воды стари...ные бел...каме...ные дома монастыри сверка...щие на солнце маковки церквей тянувш....ся по всему берегу холмы у подножия которых б...ют многочисле...ные ключи.
  • Клязьма река в Европейской части России прот...ка...щая по те(р, рр)итории Московской област... . Клязьма самый крупный и полн...водный пр...ток реки Оки впада...щий в нее в Нижегородской област... .
  • (Кое)где река имеет ширину пр...выша...щую 200 метров. Дно ее глин...стое местами песч...ное т...чение медле...ное спокойное.
  • На берегах Клязьмы постро...ны бумажные керамические и текстильные производства.
  • В архивах сохр...нилось упоминание о помещике Катенине открывш...м на Клязьме первую (па...сажирско)грузовую линию. По реке шли груже...ные разными товарами баржи «бежали» речные пар...ходики. Чудес...ный вид открывался перед па...сажирами стоящ..... у самой воды стари...ные бел...каме...ные дома монастыри сверка...щие на солнце маковки церквей тянувш....ся по всему берегу холмы у подножия которых б...ют многочисле...ные ключи.
 Любите свой город, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!   А в родимом краю и березки другие,  И душистей сирень, зеленей тополек.  Много мест на земле, только в нашей России,  Может каждый по сердцу найти уголок.   И куда бы он ни был заброшен судьбой,  И каких бы дорог после не было пройдено,  Человек будет знать - у него за спиной  Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина!

Любите свой город, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!

А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле, только в нашей России, Может каждый по сердцу найти уголок. И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать - у него за спиной Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!