Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по ОБЖ 8 класс на тему: Обеспечение химической защиты населения.»
Урок по ОБЖ в 8 классе
Обеспечение химической защиты населения
Подготовил
преподаватель- организатор ОБЖ МБОУ СОШ №1 п. Клетня
М.М. Преображенский
Цели урока:
- Познакомиться с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения.
- Познакомить учащихся с СИЗ органов дыхания и кожи, порядком их применения.
- Научить учащихся поведению при чрезвычайной ситуации, возникшей на химически опасном объекте .
- Ознакомить с характеристиками наиболее распространенных АХОВ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Основные мероприятия по химической защите населения :
- Своевременное обнаружение возникновения химической аварии и оповещение о ней;
- Обеспечение населения, персонала химически опасного объекта, участников ликвидации последствий химических аварий средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
- Укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ;
Средства защиты органов дыхания
Фильтрующие
Изолирующие
аппараты
Гражданские противогазы
ГП-5
(ШМ-62)
Определение размера противогаза
Первый способ по данным двух измерений головы: первое - по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, второе - по линии, соединяющей отверстия ушей и проходящей через надбровные дуги. Результаты обоих измерений складываются, и по нижеприведенной таблице определяется размер шлема-маски противогаза.
Сумма измерении, сантиметров
Размер шлем-маски
До 92
0
От 92 до 95.5
1
От 95.5 до 99
2
От 99 до 102.5
Более 102.5
3
4
Сумма измерении, сантиметров
До 63.5
Размер шлем-маски
От 63.5 до 65.5
0
1
От 66.0 до 68.0
От 68.5 до 70.5
2
Свыше 71.0
3
4
Второй способ для определения размера шлема-маски достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице:
Порядок надевания противогаза:
- По команде «Газы!» задержать дыхание, не вдыхая воздух.
- Закрыть глаза.
- Достать противогаз из противогазной сумки, левой рукой доставая противогаз, а правой держа сумку снизу.
- Вынуть пробку-заглушку из противогазной коробки.
- Перед надеванием противогаза расположить большие пальцы рук снаружи, а остальные внутри.
- Приложить нижнюю часть шлем-маски на подбородок.
- Резко натянуть противогаз на голову снизу вверх.
- Выдохнуть.
- Необходимо, чтобы после не образовалось складок, очковый узел должен быть расположен на уровне глаз.
- Открыть глаза.
- Перевести сумку на бок
Дополнительные патроны ДПГ-1, ДПГ-3
ПЗУ ПАТРОН ЗАЩИТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
Защитные свойства противогазов
АХОВ
Концентрация, мг/л
Время защитного действия, мин
Аммиак
5
Без ДПГ
Хлор
5
-
ДПГ-1
Окись углерода
30
ДПГ-3
40
60
ПЗУ
80
-
3
30
100
40
50
-
40
Респираторы (противопылевые)
Р-2, У-2К
Самоспасатель
Ватно – марлевая повязка.
Характеристика аммиака
- Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Газ горюч, с воздухом образует взрывоопасную смесь. Ёмкости с газом при нагревании могут взрываться. Перевозится в сжиженном состоянии под давлением в железнодорожных цистернах с надписью «Аммиак». Международный код – 1005.
- Аммиак обладает удушающим действием, возбуждает центральную нервную систему и вызывает судороги. При высоких концентрациях возможен смертельный исход.
- При заражении аммиаком нужно укрываться в полуподвальных или подвальных помещениях
- Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты .
Характеристики хлора
- Хлор – при нормальных условиях газ жёлто-зелёного цвета с резким раздражающим специфическим запахом, тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза, вследствие чего стелется по земле, скапливаясь в низинах, подвалах, колодцах, переходах, туннелях.
- Хранится и перевозится под давлением в стальных баллонах и железнодорожных цистернах жёлтого цвета с красной полосой. При выходе в атмосферу дымит, заражает водоёмы. Мало растворим в воде, не горюч. При испарении образует с водяными парами белый туман. 1 кг жидкого газа образует 316 л газа. Международный код – 1017.
- Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды .
Средства защиты кожи
Специальные (табельные)
Подручные
(простейшие)
Изолирующие
Фильтрующие
С З К
изолирующие
ОЗК
СЗК
изолирующие
Л-1
СЗК
фильтрующие
ВСО- комплект вентилируемой специальной одежды
Запомни
- Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани, покрытой хлорвиниловой плёнкой. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, резиновые боты и галоши .
Действия населения при оповещении о химической аварии
Включить радио или телевизор прослушать информацию и рекомендации
Выкл.свет и газ
Взять необходимые вещи и документы, 3-х дневный запас питания
Укройтесь в ближайшем укрытие или покиньте район аварии
Надеть средства защиты органов дыхания и кожи
- К средствам индивидуальной защиты органов дыхания от АХОВ для населения относятся:
а) ОЗК;
б) Противогаз;
в) Убежища.
- Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта, легче воздуха, горючий, с воздухом образует взрывоопасную смесь, обладает удушающим действием, вызывает судороги, называется:
а) Аммиак;
б) Хлор;
в) Ртуть;
- При угрозе заражения хлором, местом укрытия могут быть:
а) Подвальные помещения;
б) Верхние этажи зданий;
в) Тоннели и шахты.
- При угрозе поражения аммиаком при отсутствии противогаза, рекомендуется использовать ватно – марлевую повязку смоченную:
а) 2% раствором лимонной кислоты;
б) 2-5% раствором пищевой соды;
в) растительным маслом.
- При выборе обуви для движения по территории возможного заражения АХОВ вы выберете:
а) Кроссовки;
б) Туфли на толстой подошве;
в) Резиновые сапоги.
Ключ:
б, а, б, а, в.
Домашнее задание:
- П 5.5
- Изготовить ВМП.
- Сообщение по теме: ХОО на территории Брянской области.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Выставить оценки за работу на уроке.