СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку окружающего мира" ВОДОЁМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: ВОДОЁМЫ НАШЕГО КРАЯ

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о различных водоемах Пермского края, необходимости и способах их защиты от загрязнений.

Планируемые результаты

Предментые:

  1. Уточнение представлений учащихся о видах водоемов, их происхождении (естественные и искусственные водоемы);
  2. Умение находить на карте Пермского края наиболее крупные водоемы (река Кама, Чусовая, Вишера, Камское водохранилище и др.)
  3.  
  1. Определение цели урока («Доказать, что Пермский край является водным краем»);
  2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  3. Классификация объектов (водоемов) по самостоятельно выделенным признакам (источник происхождения);
  4. Извлечение необходимой информации о водоемах края из текста;
  5. Представление информации о водоемах с помощью таблицы, краткая фиксация информации;
  6. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

Понимание  уникальности водных ресурсов края, их значения для хозяйственной  и рекреационной деятельности человека и необходимости защиты от загрязнений.

 

Оборудование:

  • Обучающая презентация «Водоемы нашего края»;
  • Рабочая тетрадь «Наш Пермский край – часть большой страны»;
  • Цветные карандаши;
  • Листы бумаги.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

 

 

Актуализация знаний

Несколько учащихся презентуют свою работу: рассказывают об одной из гор Пермского края.

Для повторения материала предыдущего урока используется презентация «Поверхность нашего края. Проверь себя»

Сегодня мы с вами продолжим разговор о нашем крае. Но для начала я предлагаю разгадать вам небольшую загадку (слайд 1): Я есть везде: и в высоко в небе, и в океанах, и в почве, и во льдах.  Я – источник жизни на Земле. Что это?

Вода на нашей планете занимает 2/3 всей поверхности. Космонавты ласково называют Землю «голубой планетой». Скажите, где находится вода на Земле? Посмотрите внимательно на карту Пермского края (слайд 2). Есть ли водоемы на его территории?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

Богат ли наш край водоемами?

Возникает проблема: Можно ли назвать Пермский край водным краем? (слайд 3)

 

 

 

 

 

 

 

Вода

 

В водоемах

Да, конечно

О водоемах Пермского края.

Мнения детей могут расходиться, поэтому возникает проблема

 

Поиск, открытие нового знания

Для того чтобы решить наш спор, я предлагаю сначала вспомнить, какие виды водоемов вы знаете. Запишите их к себе в рабочую тетрадь, задание 1.

Далее – проверка написанного. Учащиеся перечисляют виды водоемов, при необходимости, вносятся дополнения (океан, море, река, озеро, ручей, канал, водохранилище, пруд, канал)

Перечислите естественные водоемы, искусственные. Чем они отличаются?

Распределите водоемы на 2 группы с помощью таблицы в вашей тетради.

Отметьте среди них те, которые есть на территории Пермского края, задание 2

 

Учащиеся перечисляют виды водоемов, находящихся на территории Пермского края, и сверяют записи с таблицей на слайде 4.

Как вы считаете, можно ли теперь однозначно ответить на вопрос нашего урока? Является ли Пермский край водным краем или нет?

Что тогда будем делать дальше?

Куда можно обратиться за информацией?

Я предлагаю вам познакомиться с водоемами Пермского края, следуя нашему списку на доске и в рабочей тетради.

С какими водоемами будем знакомиться в первую очередь?

Для начала давайте вспомним составные части реки  (слайд 5).

 

 

Назовите самую крупную реку Пермского края.

Откройте наше пособие на стр. 13. Прочитайте текст. (слайды 7-12)

Какова длина Камы?

Покажите ее на карте. Подпишите реку на контурной карте, раскрасьте синим карандашом.

Назовите притоки Камы.

Назовите электростанцию, находящуюся на Каме. Когда она была построена?

Вторая по величине большая река – это приток Камы река Чусовая. Прочитайте статью в пособии о ней. (слайды 13-16)

Укажите протяженность реки. Где берет свое начало Чусовая?

Покажите реку на карте, обозначьте ее на контурной карте.

Каково было значение Чусовой для Пермского края?

 

Итак, теперь я предлагаю вам познакомиться со средними реками Пермского края. Какие реки называют средними?

Обратимся к тексту о реке Каме. Названия каких рек вы нашли? (слайд 17)

Запишите некоторые из них в таблицу, задание 4 (слайды 18-26)

О каком притоке Камы есть текст в нашем пособии?

Внимательно прочитайте его.

Чем интересна эта река? Среди каких скал находится русло реки?           

Найдите и обозначьте Вишеру на карте (слайд 24)

Что интересного заметили в названиях рек?

Верно. Дело в том, что исконно на территории нашего края жили народы коми (коми-язьвинцы, коми-пермяки, коми-зыряне). Они и давали большинству рек свои названия, на своем языке., которые рассказывали о характере реки. Частичка «ва» обозначала слово «вода». Так, например, Иньва – «женская река», т. к. ее воды тихие, спокойные, Яйва – «мясная вода», т. к. в ней водилось много рыбы и т. д.

О каких водоемах мы  еще не говорили?

Прочитайте в тексте, какую длину они имеют.

Каково их количество в Пермском крае?

Действительно, малых рек в нашем крае огромное количество, и некоторые из них даже не имеют названий. Одна из самых известных малых рек в Перми – это Егошиха.

 

Далее мы познакомимся с наиболее крупными озерами (слайды 28-32). Назовите их количество.

Назовите наиболее крупные из них.

 

Чем знаменито озеро Рогалёк?

 

Теперь перейдем к изучению искусственных водоемов. Это пруды и водохранилища.

Сколько прудов на территории края? (слайды 33-35)

Назовите наиболее крупные. Зачем они нужны?

 

Названия каких водохранилищ вы встретили в тексте? (слайды 36-40)

Каково их значение?

 

Мы с вами познакомились с наиболее известными и крупными водоемами края. Давайте вернемся к проблеме нашего урока (слайд 41). Можно ли назвать Пермский край водным краем?

Как по-вашему, что может угрожать нашему водному богатству?

Давайте попробуем решить этот вопрос совместно. Объединитесь в пары и запишите на листах бумаги варианты защиты водоемов. Готовые варианты мы разместим на доске, чтобы получился «ковер идей».

Можно кратко перечислить записанные идеи, обсудить наиболее интересные способы решения проблемы.

 

Записывают названия: океан, река, море, пруд и т. д.

 

Естественные: океан, море, река, озеро, ручей.

Искусственные: водохранилище, пруд, канал.

Искусственные водоемы отличаются тем, что созданы руками человека.

 

 

Нет, ответить пока нельзя. Мы не знаем количество водоемов и их величину.

Познакомимся с этими водоемами

Интернет, справочники, пособия

 

 

С реками

Учащиеся называют части реки, делая соответствующие подписи в Рабочей тетради, задание 3

Кама

Параллельно с чтением текста учащиеся заполняют таблицу в Рабочей тетради, задание 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Их длина 100-500 км.

 

Иньва, Обва, Сива, Вишера, Язьва, Колва и т. д.

О реке Вишере

 

Писаный, Говорливый, Ветлан, Полюд…

 

Они имеют частицу «ва» в своих названиях

 

 

 

 

 

О малых реках

До 100 км

Около 29 тысяч

 

 

 

Около 800

 

Чусовское, Рогалёк, Адово, Большой Кумикуш

Самое глубокое в Пермском крае, его глубина61 м.

 

Более 300

Нытвенский и Лысьвенский. Для хозяйственной деятельности человека

Камское, Воткинское, Широковское

Водоснабжение, обеспечение работы ГЭС

 

Да, потому что на нашей территории много рек, озер, крупных водоемов, есть 3 водохранилища – это редкость.

Угроза загрязнения, уничтожения

 

Обсуждают и записывают варианты защиты на листах бумаги

 

Первичное закрепление, включение нового в систему знаний

Теперь предлагаю вам ответить на несколько вопросов. Старайтесь отвечать быстро и правильно! При ответе можно пользоваться вашими записями в рабочих тетрадях

Назовите лишнее: Рогалёк, Кама, Вишера

Река Чусовая, Нытвенский пруд, Камское водохранилище

Что объединяет эти водоемы: Рогалек, Кама, Нытвенский пруд?

Назовите притоки Камы. Наиболее крупный из них

 

 

 

Рогалёк – это озеро

Река Чусовая – это естественный водоем

Наиболее крупные водоемы

Вишера, Косьва, Язьва… Чусовая

Рефлексия

Что показалось на уроке наиболее интересным? Наиболее трудным?

Как сохранить красоту и чистоту наших рек?

На берегах какой реки вы бы хотели провести отдых? Почему?

 

 

Д/з

Составить кроссворд о водоемах родного края

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!