Человек познает мир
Обществознание 6 класс
Булыгина Н.А.
Человек познает себя
- Познание мира и себя
- Что такое самопознание
- На что ты способен
Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь не многие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного. Никколо Макиавелли
Какие вопросы чаще всего задают люди?
Что это такое?
Для чего это?
Почему? Зачем?
мир
Любознательные люди
познают
ПОЗНАНИЕ – это процесс мыслительной деятельности, направленный на получение нового знания об окружающем мире .
Через органы чувств:
-ощущения,
-восприятие
(целостный
образ мира или его
части)
Язык, речь(называются
предметы, описываются
их свойства и
признаки)
Познает мир
Суждения,
умозаключения
Формулирует вопросы,
выводы, теории
Истина
Работа в группах П-ф 2, с. 18 «Познание мира и себя»
1 группа : назовите каналы познания указанные в тексте. Какие еще каналы познания мира можно указать?
2 группа:- почему во все времена у человека возникает потребность познать себя? Поясните что такое потребность.
3 группа: - содержание процесса познания самого себя.
Жизненное пространство человека
Трудовая деятельность взрослых
Общение со сверстниками
Каналы познания мира
Язык, речь
Через органы чувств:
-ощущения,
-восприятие
Суждения,
Умозаключения
Формулирует вопросы,
выводы, теории
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.
Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя.
ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ - это изучение человеком своих способностей (что умею) и возможностей (что могу сделать), поиск деятельности, которая будет им соответствовать.
Процесс познания самого себя
1. Исследование своих способностей и возможностей;
2. Оценка видов деятельности;
3. Осознание своих
особенностей;
4. Осознание своих качеств
как личности;
5. Стремление что – то изменить
в себе и в общении с людьми,
для достижения
своей цели
Познание самого себя является важной потребностью человека
Изучение себя как
Части природы,
выявление
своих биологических
особенностей
и потребностей
Понимание себя как
Части общества, группы
(осознание своего
духовного и
нравственного «Я»)
Исследование своих
возможностей и
Способностей, поиск
того вида деятельности,
который в наибольшей
мере будет им
соответствовать
Этапы самопознания
Пассивная фаза
Активная фаза
3-8 мес.
12-15 лет
познание направлено на внешний окружающий мир,
познание своего Я эпизодичес-кое
Фаза падения
активности
20-30 лет
большее внимание уделяется внешнему виду, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке
60-70 лет
конец жизни
внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации
мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное
САМОСОЗНАНИЕ
Познать
свои сильные и слабые стороны
Перспективы деятельности
Взаимоотношения с людьми
Отношение людей к тебе
РТ.: П-ф 2, задания 1,2 (письменно)
«Что такое самопознание» (п-ф 2, с.18-20):
- Запишите в тетрадь в виде схемы какой может быть самооценка.
- Подумайте, почему необходимо адекватно оценивать себя?
Обсудим вместе:
- Какова роль самопознания в процессе взросления человека?
- Как правильно оценить себя?
- Что нужно знать для объективной самооценки?
- Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?
- Как обрести большую уверенность в себе?
Тренинг «Немного о себе»
Продолжи предложенные предложения .
• Больше всего я люблю...
• Я хотел бы...
• Я хотел бы быть...
• Я чувствую себя счастливым, когда...
• Я надеюсь, что когда-нибудь...
• Я хотел бы быть более...
• Мне очень грустно, когда...
• Я хочу познакомиться с...
• Я хотел бы больше узнать о...
У каждого человека есть сильные и слабые стороны, то что каждый любит и ценит в себе, что дает чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. А есть слабые стороны, которые не дают уверенности, но от которых человек хочет избавиться. РТ.: П-ф 2, задания 3, 4 (письменно)
САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Посмотри на рисунки Марины и Владимира. У кого из них низкая самооценка , а у кого - высокая ?
Рисунок Марины Рисунок Владимира
Тест «Знаешь ли ты себя»
Ответь на вопросы теста.
Подсчитай баллы.
И узнай на сколько ты знаешь самого себя.
1 .Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков?
А. Да Б . Трудно сказать В . Нет
2.Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?
А . Да Б . Трудно сказать В . Нет
3. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?
А . Были Б. Не помню В . Не были
4.Если время вернуть назад, то вчерашний день:
А . Прожил бы точно также Б . Многое сделал бы лучше
В . Не считаю нужным об этом думать
5. Можешь ли ты предсказать, как поступишь в сложной ситуации?
А . Да Б. Нет В. Трудно сказать
6. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?
А . Знаю Б . Не знаю В . Не задумывался
7. Задумываешься ли ты , какие изменения могут произойти в тебе завтра?
А . Задумываюсь Б Не задумываюсь В .Над этим мне предстоит подумать
8.Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?
А . Трудно Б Не трудно В. Не знаю
9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?
А. Знаю Б . Не знаю В. Не задумывался
10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?
А . Знаю Б . Не знаю В. Не уверен
11.Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож?
А. Смог Б. Не смог В. Не задумывался
1
А
2
Б
2б
1б
3
В
2б
1б
0б
0б
4
5
1б
0б
1б
6
2б
2б
2б
7
2б
0б
0б
8
0б
1б
2б
0б
9
1б
0б
10
2б
1б
2б
11
0б
1б
2б
0б
2б
1б
0б
1б
1б
- 16 и более очков – ты себя знаешь достаточно хорошо.
- 10 – 16 – следует более глубоко изучить свои качества.
- Менее 10 очков – изучение самого себя следует начать немедленно, так как промедление приведёт к нежелательным результатам.
“ Психологический тип в общении”
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.
1. Я легко сближаюсь с людьми.
2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
3. Я разговорчивый человек.
4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
7. Мне удается оживить скучную компанию.
8. Я говорю быстро.
9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.
1-12 баллов. Интроверт . Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.
13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.
25-36 баллов . Экстраверт. Словоохотливый , общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.
Информация предоставлена сайтом: http://eztea.ru С конспектами и презентациями по урокам истории и обществознанию Вы можете ознакомится на сайте http://eztea.ru