Презентация к уроку по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»»
Сложноподчиненные предложения
с придаточными времени и места
(9 класс)
Цель урока:
• совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений
Задачи:
- 1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на изучение нового материала и подготовку к ГИА;
- образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
- воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.
- (1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
- (3) Встретиться с ними не так уж трудно.
- (4) Я могу вам дать их точный адрес.
- (5) Он очень короткий: библиотека.
- (6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
- (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
- (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
Слепая схема
Синтаксис
Предложения
Словосочетание
Сложные
Простые
С П П
С С П
Б С П
Придаточные предложения в СПП
- Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения
2) Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов : дополнения, определения, обстоятельства
Основные группы сложноподчиненных предложений
Придаточные определительные
- Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным (чаще всего), отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое].
Придаточные изъяснительные
- Изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить. Без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], (чтобы я купил лекарства)
Три основные группы придаточных обстоятельственных
1. придаточные времени и места
2. придаточные причины, следствия,
условия, уступки, цели
3. придаточные образа действия, меры,
степени, сравнения
СПП с придаточными времени
Придаточное времени
1. указывает на время протекания действия в главном
2. отвечает на вопросы когда? как долго?
с каких пор? до каких пор?
Средства связи (союзы): когда, едва, пока, перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как, как только, в то время как
СПП с придаточными места
Придаточное места
1. указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в лавном предложении
2. отвечает на вопросы где? куда? откуда?
Средства связи:
союзные слова где, куда, откуда
Анализ предложений
А)Мы не знали где остановимся на ночлег.
- Б) Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.
- В) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно отдохнуть.
Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.
- Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь
Домашнее задание (по выбору):
- 1.с помощью сложноподчиненных предложений описать местоположение нашего села;
- 2. Упр. 125, правило
- 3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению по данной проблеме, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3