СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»»

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места (9 класс)

Сложноподчиненные предложения

с придаточными времени и места

(9 класс)

Цель урока: • совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

Цель урока:

• совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

 Задачи:   1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на изучение нового материала и подготовку к ГИА; образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении. развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности. воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.

Задачи:

  • 1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на изучение нового материала и подготовку к ГИА;
  • образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  • развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
  • воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.
  • (1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
  • (3) Встретиться с ними не так уж трудно.
  • (4) Я могу вам дать их точный адрес.
  • (5) Он очень короткий: библиотека.
  • (6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
  • (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный  помощник – книга.
  • (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
Слепая схема Синтаксис Предложения Словосочетание Сложные Простые С П П С С П Б С П

Слепая схема

Синтаксис

Предложения

Словосочетание

Сложные

Простые

С П П

С С П

Б С П

 Придаточные предложения в СПП Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения  2) Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов :   дополнения, определения,  обстоятельства

Придаточные предложения в СПП

  • Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения

2) Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов : дополнения, определения, обстоятельства

Основные группы сложноподчиненных предложений

Основные группы сложноподчиненных предложений

Придаточные определительные Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным (чаще всего), отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое].

Придаточные определительные

  • Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным (чаще всего), отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое].
Придаточные изъяснительные Изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить. Без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], (чтобы я купил лекарства)

Придаточные изъяснительные

  • Изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить. Без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], (чтобы я купил лекарства)
Три основные группы придаточных обстоятельственных  1. придаточные времени и места  2. придаточные причины, следствия,  условия, уступки, цели  3. придаточные образа действия, меры,  степени, сравнения

Три основные группы придаточных обстоятельственных

1. придаточные времени и места

2. придаточные причины, следствия,

условия, уступки, цели

3. придаточные образа действия, меры,

степени, сравнения

СПП с придаточными времени  Придаточное времени 1. указывает на время протекания действия в главном 2. отвечает на вопросы когда? как долго?  с каких пор? до каких пор?  Средства связи (союзы): когда, едва, пока, перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как, как только, в то время как

СПП с придаточными времени

Придаточное времени

1. указывает на время протекания действия в главном

2. отвечает на вопросы когда? как долго?

с каких пор? до каких пор?

Средства связи (союзы): когда, едва, пока, перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как, как только, в то время как

СПП с придаточными места  Придаточное места  1. указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в лавном предложении  2. отвечает на вопросы где? куда? откуда?  Средства связи:  союзные слова где, куда, откуда

СПП с придаточными места

Придаточное места

1. указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в лавном предложении

2. отвечает на вопросы где? куда? откуда?

Средства связи:

союзные слова где, куда, откуда

 Анализ предложений   А)Мы не знали где остановимся на ночлег. Б) Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок. В) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно отдохнуть.

Анализ предложений

А)Мы не знали где остановимся на ночлег.

  • Б) Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.
  • В) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно отдохнуть.
    Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.    Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь

Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.

  • Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь
Домашнее задание (по выбору):   1.с помощью сложноподчиненных предложений описать местоположение нашего села; 2. Упр. 125, правило 3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению по данной проблеме, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3

Домашнее задание (по выбору):

  • 1.с помощью сложноподчиненных предложений описать местоположение нашего села;
  • 2. Упр. 125, правило
  • 3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению по данной проблеме, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!