СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Многообразие моллюсков"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит матерал, обобщающий и систематизирующий знания по данной теме

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Многообразие моллюсков"»

Многообразие  моллюсков

Многообразие моллюсков

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека Цель урока Задачи урока Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах. Продолжить формирование умений узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах. Воспитывать бережное отношение к природе. Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека

Цель урока

Задачи урока

  • Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.
  • Продолжить формирование умений узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.
 Организационный момент  Проверка знаний учащихся  Игра «Горячий стул»  Изучение нового материала Самостоятельная работа с текстом учебника по плану Сообщения учащихся из цикла «О чем поют ракушки» Беседа «Значение моллюсков в природе и для человека» Дегустация  Закрепление знаний учащихся Практическая работа Решение биологических задач Проверочная работа Итоги урока. Рефлексия Задание на дом
  • Организационный момент
  • Проверка знаний учащихся

Игра «Горячий стул»

  • Изучение нового материала

Самостоятельная работа с текстом учебника по плану

Сообщения учащихся из цикла «О чем поют ракушки»

Беседа «Значение моллюсков в природе и для человека»

Дегустация

  • Закрепление знаний учащихся

Практическая работа

Решение биологических задач

Проверочная работа

  • Итоги урока. Рефлексия
  • Задание на дом
Малакология Радула Раковина Моллюск Мантия Сифон Щупальца Перламутр Биссус Жемчуг Чернильный  мешок Аутомия Пурпур Виссон Банки
  • Малакология
  • Радула
  • Раковина
  • Моллюск
  • Мантия
  • Сифон
  • Щупальца
  • Перламутр
  • Биссус
  • Жемчуг
  • Чернильный

мешок

  • Аутомия
  • Пурпур
  • Виссон
  • Банки
Признаки Класс Брюхоногие Среда обитания Класс Двустворчатые Особенности Строения Класс Головоногие Образ жизни Представители Значение В биоценозах

Признаки

Класс

Брюхоногие

Среда обитания

Класс

Двустворчатые

Особенности

Строения

Класс

Головоногие

Образ жизни

Представители

Значение

В биоценозах

Признаки Среда обитания  Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Особенности Строения Морская. Пресная и суша Класс Головоногие Образ жизни  Голова, туловище, нога, у многих конусовидная раковина Морская и пресная Туловище, нога, двустворчатая раковина Море Представители  Ползающие хищники и растительноядные Голова, туловище, щупальца, Фильтраторы Виноградная улитка, слизень Значение в биоценозах Активно плавающие хищники Беззубка, устрица, мидия Звено в цепи питания Осьминог, каракатица, кальмар Звено в цепи питания Звено в цепи питания

Признаки

Среда обитания

Класс

Брюхоногие

Класс

Двустворчатые

Особенности

Строения

Морская. Пресная и суша

Класс

Головоногие

Образ жизни

Голова, туловище, нога, у многих конусовидная раковина

Морская и пресная

Туловище, нога, двустворчатая раковина

Море

Представители

Ползающие хищники и растительноядные

Голова, туловище, щупальца,

Фильтраторы

Виноградная улитка, слизень

Значение

в биоценозах

Активно плавающие хищники

Беззубка, устрица, мидия

Звено в цепи питания

Осьминог, каракатица, кальмар

Звено в цепи питания

Звено в цепи питания

«О чем поют ракушки?»  Пурпур - тайна Рапаны Очень интересны моллюски  относящиеся к семейству  Мурицид. Они имеют железу  образующую пурпур  различных оттенков. Из 10000  моллюсков получают  1 грамм краски. Платье  окрашенное  пурпуром стоит 12000  долларов.  Рапана

«О чем поют ракушки?» Пурпур - тайна Рапаны

  • Очень интересны моллюски

относящиеся к семейству

Мурицид. Они имеют железу

образующую пурпур

различных оттенков. Из 10000

моллюсков получают

1 грамм краски. Платье

окрашенное

пурпуром стоит 12000

долларов.

Рапана

Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам и образует скопления - банки. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь. Мидия
  • Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам и образует скопления - банки. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.

Мидия

Живое сверло Тередо не похож на моллюска, он червеобразной формы. На заднем конце тела два мощных сифона, а на переднем крошечная раковина створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и глотает опилки. Он также имеет симбионтов расщепляющих целлюлозу. Портит деревянные днища кораблей.

Живое сверло

  • Тередо не похож на моллюска, он червеобразной формы. На заднем конце тела два мощных сифона, а на переднем крошечная раковина створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и глотает опилки. Он также имеет симбионтов расщепляющих целлюлозу. Портит деревянные днища кораблей.
Тридакны - гигантские ловушки Тридакна чемпион среди моллюсков по размеру и красоте. Достигает 1,5 метра длинны и весит до 250 кг. Створки ее соединены очень мощной связкой – лигаментом. Гроза ныральщиков за жемчугом.

Тридакны - гигантские ловушки

  • Тридакна чемпион среди моллюсков по размеру и красоте. Достигает 1,5 метра длинны и весит до 250 кг. Створки ее соединены очень мощной связкой – лигаментом. Гроза ныральщиков за жемчугом.
Жемчужницы-ювелиры океана Перловица обыкновенная и жемчужница способны образовывать жемчуг . Это песчинка покрытая перламутром. В древности жемчуг считался одним из самых драгоценных камней. Он бывает различных оттенков.

Жемчужницы-ювелиры океана

  • Перловица обыкновенная и жемчужница способны образовывать жемчуг . Это песчинка покрытая перламутром. В древности жемчуг считался одним из самых драгоценных камней. Он бывает различных оттенков.
Осьминоги - хамелеоны  морей Осьминоги - мастера камуфляжа и, чтобы выжить они выработали удивительные приспособления: смена окраски, аутомия, чернильная бомба, яд, хорошее зрение, способность 2 часа обходится без воды. Способны к каннибализму так же, как и кальмары. Осьминог Пауль

Осьминоги - хамелеоны морей

  • Осьминоги - мастера камуфляжа и, чтобы выжить они выработали удивительные приспособления: смена окраски, аутомия, чернильная бомба, яд, хорошее зрение, способность 2 часа обходится без воды. Способны к каннибализму так же, как и кальмары.

Осьминог Пауль

Раковинные деньги появились гораздо раньше, чем другие виды денег. К ним относятся раковины Ципреи. Впервые такие деньги стали использовать в Китае 1,5 тыс. л. до н.э. Позднее они распространились в Японию, Индию, Сиам и Филлипины. В 12 в. Каури были завезены и на Русь купцами с Мальдивских островов под названием ужовок, зерновок и змеиных головок. Сейчас их находят при раскопках в Псковской и Новгородской областях
  • Раковинные деньги появились гораздо раньше, чем другие виды денег. К ним относятся раковины Ципреи. Впервые такие деньги стали использовать в Китае 1,5 тыс. л. до н.э. Позднее они распространились в Японию, Индию, Сиам и Филлипины. В 12 в. Каури были завезены и на Русь купцами с Мальдивских островов под названием ужовок, зерновок и змеиных головок. Сейчас их находят при раскопках в Псковской и Новгородской областях
Значение моллюсков В природе  В жизни человека Входят в цепи питания. Промежуточные хозяева паразитов. Вредители растений. Фильтраторы воды воды. Источник пищи Источник перламутра и жемчуга. Сырье для промышленности. Разменная монета. Вредители кораблей.

Значение моллюсков

В природе

В жизни человека

  • Входят в цепи питания.
  • Промежуточные хозяева паразитов.
  • Вредители растений.
  • Фильтраторы воды воды.
  • Источник пищи
  • Источник перламутра и жемчуга.
  • Сырье для промышленности.
  • Разменная монета.
  • Вредители кораблей.
Дегустация Моллюски всегда имели для человека не только эстетическое, но и пищевое значение. Особенно много блюд из них можно встретить в средиземноморской, французской, китайской и японской кухне.

Дегустация

  • Моллюски всегда имели для человека не только эстетическое, но и пищевое значение. Особенно много блюд из них можно встретить в средиземноморской, французской, китайской и японской кухне.
Практическая работа №4  Сравнительная характеристика раковин моллюсков. Параметры сравнения Класс брюхоногие Форма раковины Класс двустворчатые Окраска Количество оборотов (годичных колец) раковины Прочность Значение Рисунок

Практическая работа №4 Сравнительная характеристика раковин моллюсков.

Параметры

сравнения

Класс брюхоногие

Форма раковины

Класс двустворчатые

Окраска

Количество оборотов

(годичных колец) раковины

Прочность

Значение

Рисунок

Биологические задачи Вопрос: Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений?

Биологические задачи

  • Вопрос: Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений?
Биологические задачи Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее

Биологические задачи

  • Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее
Биологические задачи  Вопрос : Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными?

Биологические задачи

  • Вопрос : Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными?
Биологические задачи  Ответ:  Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм 2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 360 0 .

Биологические задачи

  • Ответ: Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм 2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 360 0 .
Биологические задачи  Вопрос : Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните зачем осьминоги меняют окраску?

Биологические задачи

  • Вопрос : Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните зачем осьминоги меняют окраску?
Во - первых, это защитное приспособление. Позволяющее осьминогам маскироваться от врагов. Во -вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.
  • Во - первых, это защитное приспособление. Позволяющее осьминогам маскироваться от врагов.
  • Во -вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.
Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие. Кровеносная система замкнутая. Все моллюски – растительноядные животные. Органы выделения моллюсков почки. Все моллюски – гермафродиты. Нога двустворчатого моллюска служит только для ползания. Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги. Щупальца – головоногих – это видоизмененная нога. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги. Некоторые моллюски не имеют раковины.
  • Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие.
  • Кровеносная система замкнутая.
  • Все моллюски – растительноядные животные.
  • Органы выделения моллюсков почки.
  • Все моллюски – гермафродиты.
  • Нога двустворчатого моллюска служит только для ползания.
  • Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги.
  • Щупальца – головоногих – это видоизмененная нога.
  • Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.
  • Некоторые моллюски не имеют раковины.
  1 вариант 1 3 нет 5 да 7 нет 9 нет нет 2 вариант 2 да 4 6 нет 8 да 10 нет да

1 вариант

1

3

нет

5

да

7

нет

9

нет

нет

2 вариант

2

да

4

6

нет

8

да

10

нет

да

Итоги урока Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат.  Обратите внимание на промахи.  Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.  Что вам понравилось на уроке?  Что было главным?  Чему вы научились?  Что было для вас трудным?  Где могут пригодится эти знания?

Итоги урока

  • Оцените свои знания по теме.
  • Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат.
  • Обратите внимание на промахи.
  • Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.
  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что было главным?
  • Чему вы научились?
  • Что было для вас трудным?
  • Где могут пригодится эти знания?
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.  Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил. – (Дидактические материалы).  Захаров В.Б., Сонин Н.И.  Биология.7 кл. Многообразие живых  организмов: Учеб. Для общеобразоват.учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 248 с.: ил. Молис С. С., Молис С. А.  Активные формы и методы обучения биологии: Животные: - Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с. Лабораторный практикум по биологии 6 – 11 классы, диск № 2.  Коллекция фотоизображений. Ресурсы сети Интернет .
  • Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.

Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил. – (Дидактические материалы).

  • Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Биология.7 кл. Многообразие живых

организмов: Учеб. Для общеобразоват.учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 248 с.: ил.

  • Молис С. С., Молис С. А.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные: - Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

  • Лабораторный практикум по биологии 6 – 11 классы, диск № 2.

Коллекция фотоизображений.

  • Ресурсы сети Интернет .
Беззубка обыкновенная Виноградная улитка Гребешок святого Якова Жемчужница обыкновенная Осьминог обыкновенный
  • Беззубка обыкновенная
  • Виноградная улитка
  • Гребешок святого Якова
  • Жемчужница обыкновенная
  • Осьминог обыкновенный

Корабельный червь Обыкновенный кальмар Осьминог обыкновенный Прудовик обыкновенный Перловица обыкновенная
  • Корабельный червь
  • Обыкновенный кальмар
  • Осьминог обыкновенный
  • Прудовик обыкновенный
  • Перловица обыкновенная
Тридакна гигантская Устрица обыкновенная или съедобная Слизень бахчевой Янтарка
  • Тридакна гигантская
  • Устрица обыкновенная

или съедобная

  • Слизень бахчевой
  • Янтарка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!