Александр Сергеевич Грибоедов 4 января 1795 (?) - 30 января 1829
Грибоедов – один из самых умных людей
в России.
А.С.Пушкин
Грибоедов вызвал к себе величайший интерес современников и последующих поколений. Его нравственный и психологический облик, его жизнь и сочинения – предмет пристального изучения и в наше время.
И. Н. Крамской.
Портрет писателя Грибоедова
Становление личности писателя
Мне не случалось в жизни... видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию. (Из воспоминаний современника Грибоедова).
Верьте, что для меня моя совесть важнее чужих пересудов; и смешно бы было мне дорожить мнением людей, когда всемерно от них удаляюсь. (А.С.Грибоедов.)
«В очках, с пристальным взором исследователя – не на литератора похож он, а скорее на врача, стоящего у изголовья России… Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувстви-тельным сердцем… В 1823 году он жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, - страдает болезнию близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии…» Л.Леонов. Судьба поэта. (1945)
Грибоедов вызвал к себе величайший интерес современников и последующих поколений. Его нравственный и психологический облик, его жизнь и сочинения – предмет пристального изучения и в наше время.
Гравюра Уткина по рисункуРивароля
Из воспоминаний о Грибоедове
«Он был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе. Тут он готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок, потому что сарказмы его были неотразимы».
Декабрист А. Бестужев .
«Он не мог и не хотел скрывать ни насмешки над подслащенною и самодовольною глупостью, ни презрения к низкой изыскательности, ни негодо-вания при виде счастливого порока.
Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обма-нывать – никогда».
Актёр П.А.Каратыгин.
Дипломатическая служба в Персии
В августе 1818 года Грибоедов назначен секретарем дипломатической миссии в Персии. По дороге к месту службы он задержался в Тифлисе, где познакомился с командиром Отдельного Кавказского корпуса генералом А. П. Ермоловым. В начале 1819 года приехал в Тавриз. Глубокий государственный ум, способности дипломата, знание персидского и арабского языков позволили ему с достоинством представлять свою родину. Возможно в это время Грибоедов приступил к написанию комедии «Горе от ума».
Тифлис Рисунок Г. Гагарина, 30-е годы
Персия. Тавриз
Гравюра. Начало XIX в.
Первая публикация сцен из «Горя от ума» Страницы альманаха «Русская Талия» 1825 год.
Но ,,Горе от ума” полностью читалось в рукописных списках среди знакомых и литераторов. Комедия произвела огромное впечатление и поставила ее автора ,,наряду с первыми нашими поэтами” (Пушкин). Декабристы использовали ,,Горе от ума” в пропагандистских целях.
Деятели Северного общества, наиболее близкие А.С. Грибоедову
В Петербурге Грибоедов оказался в центре организации Северного общества декабристов. Он общается с его руководителями, разделяет их взгляды, хотя и не входит в организацию.
Деятели Южного общества, с которыми встречался А.С. Грибоедов
В мае 1825 года, возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Грибоедов встречается с деятелями Южного общества.
А.С. Пушкин читает «Горе от ума» И.И. Пущину в Михайловском (11 января 1825 г.) Картина Н. Ге. 1875 г.
«Горе от ума»— великая победа русской литературы. Свободный охват громадного круга явлений, широта художественных обобщений, богатство социально-психологического содержания, стремительность и законченность сюжетного развития, живость и образность стихотворного языка, тонкое постижение законов драматического жанра, лиризм — качества, обеспечившие комедии беспримерный успех.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге.
1830 год. Художник К. И. Кольман
Из документов по обвинению А.С. Грибоедова в причастности к заговору декабристов
В написанном в это время очерке ,,Загородная прогулка” Грибоедов высказал глубокие, горькие мысли об оторванности русской интеллигенции от своего народа.
Заключение мира в Туркманчае
10 февраля 1828 г
Грибоедов сидит за столом (первый справа).
Литография. 20-е годы XIX г.
Летом 1827 года участвует в военных действиях против Персии, а затем в заключении Туркманчайского мирного договора.
Н.А. Грибоедова (урожденная Чавчавадзе)
Акварельный портрет.
20-е годы XIX в..
14 марта 1828 года Грибоедов в Петербурге. Он доставил текст договора. В апреле назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Персии. Из Тифлиса вместе с женой Ниной Чавчавадзе и составом миссии выехал к месту своего назначения. Неприязнь к России со стороны шаха и его приближенных, разжигаемая агентами английской дипломатии, привела к катастрофе. 30 января 1829 года Грибоедов был убит в Тегеране озлобленной толпой.
Трагическая гибель Грибоедова
Это случилось 30 января 1829 года. Озверевшая вооруженная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством.
Говорили, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, и он гордо отвечал осведомителям, что никто не смеет поднять руку на русского посла.
Небольшой отряд конвойных казаков и чиновники посольства защищались героически. Но силы были слишком неравны. Все русское посольство – 37(!) человек – было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение трех дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела посла, его удалось опознать только по примете на кисти руки, в свое время простреленной на дуэли.
В сообщении, доставлен ном князем Сулейман-ханом Меликовым сказано: Покойный Грибоедов был человек бесстрашным, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему отечеству и государству... Он, как герой, защищал права и интересы русско-подданных и находившихся под покровительством России”.
Встреча А.С. Пушкина с телом А.С. Грибоедова Картина М. Сарьяна. 1936-1947 гг.
«Во время своего очередного пребывания на Кавказе (июнь 1829 г.) А. С. Пушкин на границе Грузии с Арменией встретил арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее.
– Откуда вы? - спросил поэт. – Из Тегерана.
– Что везете?
– Грибоеда.
Это было тело одного из самых замечательных людей начала Х1Х века – А.С.Грибоедова…»
Роковая встреча
Кавказ. 1850-е годы. К. Н. Филиппов.
По таким же дорогам проходили маршруты А. Грибоедова.
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя?» Нина Чавчавадзе
Загадка «Горя от ума»
” Горе от ума” - феномен, какого мы не видели от времен «Недоросля», полна характеров, обрисованных сильно и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Все это завлекает, поражает, прико-вывает внимание»…
А. Бестужев.
«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». А. С. Пушкин.
«Грех не беда, молва не хороша»…
«Счастливые часов не наблюдают».
«И золотой мешок, и метит в генералы»
«С ума сошёл!»
Черты классицистической комедии
- соблюдение принципа трех единств (места, времени, действия);
- 5 действий (в крайнем случае - 3);
- в основе сюжета – или личный конфликт («любовный треугольник»: добродетельный любовник, любовник-злодей и героиня, которая могла назвать своим избранником лишь добродетельного героя) , или общественный (герой-обличитель и косное общество);
- комедия ситуаций или комедия характеров;
- принцип «говорящих фамилий» (имена героев раскрывают их характеры) и др.
Афиша
Афиша комедии уже становится своеобразным литературным паспортом «Горя от ума»: в ней обозначены основные темы и сюжетные линии. Фамилии или имена многих героев соотнесены с понятиями «говорить-слышать»:
- Фамусов – от лат. fama – «молва»,
- Молчалин, Тугоуховские, Репетилов –
тема молвы;
- Скалозуб – тема смеха;
- Софья – тема ума и т.д.
Традиции и новаторство комедии
Формально соблюдается классицистический принцип «единства времени и места» - это так называемое сценическое время и пространство, но в произведении мы узнаем и о «золотом веке» Екатерины, и о нравах при дворе Александра I , и о событиях 1812 года; в комедии герои рассказывают не только о Москве, но и о Петербурге, провинции, деревне… Таким образом, временные и пространственные границы комедии расширяются – и это уже выходит за рамки классицизма. Мы говорим о художественном пространстве и времени. Так Грибоедов передает в своем произведении атмосферу эпохи.
Домашнее задание:
- Письменное мини-сочинение (5-6 предложений) «Каким мне запомнился Грибоедов».
- Вторичное чтение 1 действия комедии «Горе от ума».
- Запись комментированного чтения (по группам):
- группа № 1 – ведет наблюдения за характерами Фамусова, Софьи;
- группа № 2 – ведет наблюдения за характерами Чацкого, Молчалина;
- группа № 3 – дает характеристику московского дворянства.