СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 9 классе "А.С.Грибоедов. Становление личности писателя. Загадка "Горя от ума".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к первым двум урокам по творчеству Грибоедова (ориентирована на авторские разработки уроков, размещенные в пособии для учителя "Литература в 9 классе. Урок за уроком" Турьянской, Михеевой).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 9 классе "А.С.Грибоедов. Становление личности писателя. Загадка "Горя от ума".»

Александр Сергеевич Грибоедов   4 января 1795 (?) - 30 января 1829   Грибоедов – один из самых умных людей в России.  А.С.Пушкин Грибоедов вызвал к себе величайший интерес современников и последующих поколений. Его нравственный и психологический облик, его жизнь и сочинения – предмет пристального изучения и в наше время. И. Н. Крамской. Портрет писателя Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов 4 января 1795 (?) - 30 января 1829

Грибоедов – один из самых умных людей

в России.

А.С.Пушкин

Грибоедов вызвал к себе величайший интерес современников и последующих поколений. Его нравственный и психологический облик, его жизнь и сочинения – предмет пристального изучения и в наше время.

И. Н. Крамской.

Портрет писателя Грибоедова

Становление личности писателя  Мне не случалось в жизни... видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию. (Из воспоминаний современника Грибоедова).   Верьте, что для меня моя совесть важнее чужих пересудов; и смешно бы было мне дорожить мнением людей, когда всемерно от них удаляюсь. (А.С.Грибоедов.)

Становление личности писателя

Мне не случалось в жизни... видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию. (Из воспоминаний современника Грибоедова).

Верьте, что для меня моя совесть важнее чужих пересудов; и смешно бы было мне дорожить мнением людей, когда всемерно от них удаляюсь. (А.С.Грибоедов.)

 «В очках, с пристальным взором исследователя – не на литератора похож он, а скорее на врача, стоящего у изголовья России… Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувстви-тельным сердцем…  В 1823 году он жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, - страдает болезнию близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии…»  Л.Леонов. Судьба поэта.  (1945) Грибоедов вызвал к себе величайший интерес современников и последующих поколений. Его нравственный и психологический облик, его жизнь и сочинения – предмет пристального изучения и в наше время. Гравюра Уткина по рисункуРивароля

«В очках, с пристальным взором исследователя – не на литератора похож он, а скорее на врача, стоящего у изголовья России… Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувстви-тельным сердцем… В 1823 году он жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, - страдает болезнию близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии…» Л.Леонов. Судьба поэта. (1945)

Грибоедов вызвал к себе величайший интерес современников и последующих поколений. Его нравственный и психологический облик, его жизнь и сочинения – предмет пристального изучения и в наше время.

Гравюра Уткина по рисункуРивароля

Из воспоминаний о Грибоедове  «Он был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе. Тут он готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок, потому что сарказмы его были неотразимы».  Декабрист А. Бестужев .  «Он не мог и не хотел скрывать ни насмешки над подслащенною и самодовольною глупостью, ни презрения к низкой изыскательности, ни негодо-вания при виде счастливого порока. Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обма-нывать – никогда».  Актёр П.А.Каратыгин.

Из воспоминаний о Грибоедове

«Он был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе. Тут он готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок, потому что сарказмы его были неотразимы».

Декабрист А. Бестужев .

«Он не мог и не хотел скрывать ни насмешки над подслащенною и самодовольною глупостью, ни презрения к низкой изыскательности, ни негодо-вания при виде счастливого порока.

Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обма-нывать – никогда».

Актёр П.А.Каратыгин.

Дипломатическая служба в Персии   В августе 1818 года Грибоедов назначен секретарем дипломатической миссии в Персии. По дороге к месту службы он задержался в Тифлисе, где познакомился с командиром Отдельного Кавказского корпуса генералом А. П. Ермоловым. В начале 1819 года приехал в Тавриз. Глубокий государственный ум, способности дипломата, знание персидского и арабского языков позволили ему с достоинством представлять свою родину. Возможно в это время Грибоедов приступил к написанию комедии «Горе от ума». Тифлис  Рисунок Г. Гагарина, 30-е годы Персия. Тавриз Гравюра. Начало XIX в.

Дипломатическая служба в Персии

В августе 1818 года Грибоедов назначен секретарем дипломатической миссии в Персии. По дороге к месту службы он задержался в Тифлисе, где познакомился с командиром Отдельного Кавказского корпуса генералом А. П. Ермоловым. В начале 1819 года приехал в Тавриз. Глубокий государственный ум, способности дипломата, знание персидского и арабского языков позволили ему с достоинством представлять свою родину. Возможно в это время Грибоедов приступил к написанию комедии «Горе от ума».

Тифлис Рисунок Г. Гагарина, 30-е годы

Персия. Тавриз

Гравюра. Начало XIX в.

 Первая публикация сцен  из «Горя от ума»   Страницы альманаха  «Русская Талия»  1825 год. Но ,,Горе от ума” полностью читалось в рукописных списках среди знакомых и литераторов. Комедия произвела огромное впечатление и поставила ее автора ,,наряду с первыми нашими поэтами” (Пушкин). Декабристы использовали ,,Горе от ума” в пропагандистских целях.

Первая публикация сцен из «Горя от ума» Страницы альманаха «Русская Талия» 1825 год.

Но ,,Горе от ума” полностью читалось в рукописных списках среди знакомых и литераторов. Комедия произвела огромное впечатление и поставила ее автора ,,наряду с первыми нашими поэтами” (Пушкин). Декабристы использовали ,,Горе от ума” в пропагандистских целях.

Деятели Северного общества, наиболее близкие  А.С. Грибоедову В Петербурге Грибоедов оказался в центре организации Северного общества декабристов. Он общается с его руководителями, разделяет их взгляды, хотя и не входит в организацию.

Деятели Северного общества, наиболее близкие А.С. Грибоедову

В Петербурге Грибоедов оказался в центре организации Северного общества декабристов. Он общается с его руководителями, разделяет их взгляды, хотя и не входит в организацию.

Деятели Южного общества,  с которыми встречался  А.С. Грибоедов В мае 1825 года, возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Грибоедов встречается с деятелями Южного общества.

Деятели Южного общества, с которыми встречался А.С. Грибоедов

В мае 1825 года, возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Грибоедов встречается с деятелями Южного общества.

А.С. Пушкин читает «Горе от ума»  И.И. Пущину в Михайловском (11 января 1825 г.)   Картина Н. Ге. 1875 г. «Горе от ума»— великая победа русской литературы. Свободный охват громадного круга явлений, широта художественных обобщений, богатство социально-психологического содержания, стремительность и законченность сюжетного развития, живость и образность стихотворного языка, тонкое постижение законов драматического жанра, лиризм — качества, обеспечившие комедии беспримерный успех.

А.С. Пушкин читает «Горе от ума» И.И. Пущину в Михайловском (11 января 1825 г.) Картина Н. Ге. 1875 г.

«Горе от ума»— великая победа русской литературы. Свободный охват громадного круга явлений, широта художественных обобщений, богатство социально-психологического содержания, стремительность и законченность сюжетного развития, живость и образность стихотворного языка, тонкое постижение законов драматического жанра, лиризм — качества, обеспечившие комедии беспримерный успех.

  14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. 1830 год. Художник К. И. Кольман

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге.

1830 год. Художник К. И. Кольман

Из документов по обвинению  А.С. Грибоедова в причастности  к заговору декабристов В написанном в это время очерке ,,Загородная прогулка” Грибоедов высказал глубокие, горькие мысли об оторванности русской интеллигенции от своего народа.

Из документов по обвинению А.С. Грибоедова в причастности к заговору декабристов

В написанном в это время очерке ,,Загородная прогулка” Грибоедов высказал глубокие, горькие мысли об оторванности русской интеллигенции от своего народа.

Заключение мира в Туркманчае 10 февраля 1828 г  Грибоедов сидит за столом (первый справа). Литография. 20-е годы XIX г.   Летом 1827 года участвует в военных действиях против Персии, а затем в заключении Туркманчайского мирного договора.

Заключение мира в Туркманчае

10 февраля 1828 г

Грибоедов сидит за столом (первый справа).

Литография. 20-е годы XIX г.

Летом 1827 года участвует в военных действиях против Персии, а затем в заключении Туркманчайского мирного договора.

Н.А. Грибоедова  (урожденная Чавчавадзе)   Акварельный портрет. 20-е годы XIX в..  14 марта 1828 года Грибоедов в Петербурге. Он доставил текст договора. В апреле назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Персии. Из Тифлиса вместе с женой Ниной Чавчавадзе и составом миссии выехал к месту своего назначения. Неприязнь к России со стороны шаха и его приближенных, разжигаемая агентами английской дипломатии, привела к катастрофе. 30 января 1829 года Грибоедов был убит в Тегеране озлобленной толпой.

Н.А. Грибоедова (урожденная Чавчавадзе)

Акварельный портрет.

20-е годы XIX в..

14 марта 1828 года Грибоедов в Петербурге. Он доставил текст договора. В апреле назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Персии. Из Тифлиса вместе с женой Ниной Чавчавадзе и составом миссии выехал к месту своего назначения. Неприязнь к России со стороны шаха и его приближенных, разжигаемая агентами английской дипломатии, привела к катастрофе. 30 января 1829 года Грибоедов был убит в Тегеране озлобленной толпой.

Трагическая гибель Грибоедова   Это случилось 30 января 1829 года. Озверевшая вооруженная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством.  Говорили, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, и он гордо отвечал осведомителям, что никто не смеет поднять руку на русского посла.  Небольшой отряд конвойных казаков и чиновники посольства защищались героически. Но силы были слишком неравны. Все русское посольство – 37(!) человек – было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение трех дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела посла, его удалось опознать только по примете на кисти руки, в свое время простреленной на дуэли.

Трагическая гибель Грибоедова

Это случилось 30 января 1829 года. Озверевшая вооруженная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством.

Говорили, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, и он гордо отвечал осведомителям, что никто не смеет поднять руку на русского посла.

Небольшой отряд конвойных казаков и чиновники посольства защищались героически. Но силы были слишком неравны. Все русское посольство – 37(!) человек – было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение трех дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела посла, его удалось опознать только по примете на кисти руки, в свое время простреленной на дуэли.

В сообщении, доставлен ном князем Сулейман-ханом Меликовым сказано: Покойный Грибоедов был человек бесстрашным, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему отечеству и государству... Он, как герой, защищал права и интересы русско-подданных и находившихся под покровительством России”.  Встреча А.С. Пушкина с телом  А.С. Грибоедова   Картина М. Сарьяна. 1936-1947 гг.

В сообщении, доставлен ном князем Сулейман-ханом Меликовым сказано: Покойный Грибоедов был человек бесстрашным, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему отечеству и государству... Он, как герой, защищал права и интересы русско-подданных и находившихся под покровительством России”.

Встреча А.С. Пушкина с телом А.С. Грибоедова Картина М. Сарьяна. 1936-1947 гг.

«Во время своего очередного пребывания на Кавказе (июнь 1829 г.) А. С. Пушкин на границе Грузии с Арменией встретил арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. – Откуда вы? - спросил поэт. – Из Тегерана. – Что везете? – Грибоеда. Это было тело одного из самых замечательных людей начала Х1Х века – А.С.Грибоедова…» Роковая встреча Кавказ. 1850-е годы. К. Н. Филиппов. По таким же дорогам проходили маршруты А. Грибоедова.

«Во время своего очередного пребывания на Кавказе (июнь 1829 г.) А. С. Пушкин на границе Грузии с Арменией встретил арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее.

– Откуда вы? - спросил поэт. – Из Тегерана.

– Что везете?

– Грибоеда.

Это было тело одного из самых замечательных людей начала Х1Х века – А.С.Грибоедова…»

Роковая встреча

Кавказ. 1850-е годы. К. Н. Филиппов.

По таким же дорогам проходили маршруты А. Грибоедова.

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя?»  Нина  Чавчавадзе

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя?» Нина Чавчавадзе

 Загадка «Горя от ума» ” Горе от ума” - феномен, какого мы не видели от времен «Недоросля», полна характеров, обрисованных сильно и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Все это завлекает, поражает, прико-вывает внимание»…  А. Бестужев. «Комедия произвела неописуемое действие  и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами».  А. С. Пушкин.

Загадка «Горя от ума»

” Горе от ума” - феномен, какого мы не видели от времен «Недоросля», полна характеров, обрисованных сильно и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Все это завлекает, поражает, прико-вывает внимание»…

А. Бестужев.

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». А. С. Пушкин.

«Грех не беда,  молва не хороша»…

«Грех не беда, молва не хороша»…

«Счастливые часов не наблюдают».

«Счастливые часов не наблюдают».

«И золотой мешок, и метит в генералы»

«И золотой мешок, и метит в генералы»

«С ума сошёл!»

«С ума сошёл!»

Черты классицистической комедии соблюдение принципа трех единств (места, времени, действия); 5 действий (в крайнем случае - 3); в основе сюжета – или личный конфликт («любовный треугольник»: добродетельный любовник, любовник-злодей и героиня, которая могла назвать своим избранником лишь добродетельного героя) , или общественный (герой-обличитель и косное общество); комедия ситуаций или комедия характеров; принцип «говорящих фамилий» (имена героев раскрывают их характеры) и др.

Черты классицистической комедии

  • соблюдение принципа трех единств (места, времени, действия);
  • 5 действий (в крайнем случае - 3);
  • в основе сюжета – или личный конфликт («любовный треугольник»: добродетельный любовник, любовник-злодей и героиня, которая могла назвать своим избранником лишь добродетельного героя) , или общественный (герой-обличитель и косное общество);
  • комедия ситуаций или комедия характеров;
  • принцип «говорящих фамилий» (имена героев раскрывают их характеры) и др.
Афиша  Афиша комедии уже становится своеобразным литературным паспортом «Горя от ума»: в ней обозначены основные темы и сюжетные линии. Фамилии или имена многих героев соотнесены с понятиями «говорить-слышать»:  Фамусов – от лат. fama – «молва»,  Молчалин, Тугоуховские, Репетилов –  тема молвы;  Скалозуб – тема смеха;  Софья – тема ума и т.д.

Афиша

Афиша комедии уже становится своеобразным литературным паспортом «Горя от ума»: в ней обозначены основные темы и сюжетные линии. Фамилии или имена многих героев соотнесены с понятиями «говорить-слышать»:

  • Фамусов – от лат. fama – «молва»,
  • Молчалин, Тугоуховские, Репетилов –

тема молвы;

  • Скалозуб – тема смеха;
  • Софья – тема ума и т.д.
Традиции и новаторство комедии  Формально соблюдается классицистический принцип «единства времени и места» - это так называемое сценическое время и пространство, но в произведении мы узнаем и о «золотом веке» Екатерины, и о нравах при дворе Александра I , и о событиях 1812 года; в комедии герои рассказывают не только о Москве, но и о Петербурге, провинции, деревне… Таким образом, временные и пространственные границы комедии расширяются – и это уже выходит за рамки классицизма. Мы говорим о художественном пространстве и времени. Так Грибоедов передает в своем произведении атмосферу эпохи.

Традиции и новаторство комедии

Формально соблюдается классицистический принцип «единства времени и места» - это так называемое сценическое время и пространство, но в произведении мы узнаем и о «золотом веке» Екатерины, и о нравах при дворе Александра I , и о событиях 1812 года; в комедии герои рассказывают не только о Москве, но и о Петербурге, провинции, деревне… Таким образом, временные и пространственные границы комедии расширяются – и это уже выходит за рамки классицизма. Мы говорим о художественном пространстве и времени. Так Грибоедов передает в своем произведении атмосферу эпохи.

Домашнее задание: Письменное мини-сочинение (5-6 предложений) «Каким мне запомнился Грибоедов». Вторичное чтение 1 действия комедии «Горе от ума». Запись комментированного чтения (по группам):  группа № 1 – ведет наблюдения за характерами Фамусова, Софьи;  группа № 2 – ведет наблюдения за характерами Чацкого, Молчалина;  группа № 3 – дает характеристику московского дворянства.

Домашнее задание:

  • Письменное мини-сочинение (5-6 предложений) «Каким мне запомнился Грибоедов».
  • Вторичное чтение 1 действия комедии «Горе от ума».
  • Запись комментированного чтения (по группам):
  • группа № 1 – ведет наблюдения за характерами Фамусова, Софьи;
  • группа № 2 – ведет наблюдения за характерами Чацкого, Молчалина;
  • группа № 3 – дает характеристику московского дворянства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!