Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку литературы по произведению М.М. Пришвина " Кладовая солнца" " Нравственная суть взаимоотношений главных героев сказки-были М.М. Пришвина " Кладовая солнца"»
Тема урока: «Две тропы, два разных пути героев рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца»»
Настя и Митраша
Сравнительная характеристика героев
Внешность
Настя
Черты характера
Настя(12 лет): «золотая курочка на высоких ногах, волосы отливали золотом, веснушки крупные, как золотые монеты, и частые, носик чистенький ..
Митраша
Спокойная и миролюбивая
Трудолюбивая(Настя от матери научилась:
Митраша(10 лет): коротенький, плотный, лобастый, упрямый(но отходчивый), сильный, «мужичок в мешочке», курносый, с золотыми веснушками; считает себя главным, даёт наставления взрослым.
1.Выгонять скотину
2.Топить печь
3.Чистить картошку
4.Заправлять обед
5.Хлопотать по хозяйству до ночи
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
Рассудительная(места незнакомые, есть ощущение опасности)
ДРУЖЕЛЮБНАЯ
Трудолюбивый
Митраша от отца научился:
1.Делать деревянную посуду
2.Ходить на общественные собрания
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
-упрямый
СИЛЬНЫЙ
РИСКОВЫЙ
ДРУЖЕЛЮБНЫЙ
Узкой тропой Митраши
1. Признак болота-редкие, корявые маленькие и заплесневелые ёлочки
2. Шёл по компасу на север
3. Появился чёрный ворон в надежде скоро поживиться
4. Ноги опускаются в грязь
5. Смело идёт к болоту,не обращает внимания на траву белоус
6. Почувствовал опасность, встал, призадумался и погрузился по колено в болото
7. Решил перескочить и увяз по самую грудь: положил ружьё плашмя на болото, успокоил дыхание, перестал кричать и заплакал.
Ель и сосна
- Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
- Как называлось болото, в которое отправились за клюквой Настя и Митраша?
- Что взяла с собой в лес Настя?
- Что взял с собой в лес Митраша?
не могли выговорить птицы, встречающие солнце громким пением?
- Почему поссорились Настя с Митрашей?
- Почему всё в природе так резко изменилось?
- Как автор относится к происходящему?
- Как вела себя Настя, оставшись одна?
- Почему Настя забыла о Митраше?
- Что осуждается автором?
- Как называется трава, которая растет на тропе человеческой?
- Что произошло с Митрашей, который отправился на палестинку?
- Когда Настя вспомнила о Митраше?
- Кто привёл Травку к Митраше?
- Как Травка пришла на помощь человеку?
- Узнав Антипыча, Травка мгновенно легла и в ответ на слова человека тихонечко поползла.
- Какую правду перешепнул Антипыч Травке?
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему никто не мог убить волка, которого местные жители назвали Серым помещиком?
- Кто убил Серого помещика?
- Как это произошло?
- Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Как вы думаете, почему Пришвин отказался от этого названия?
- В чём смысл названия «Кладовая солнца»?