СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы на тему: А.П.Чехов "Смерть чиновника"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с понятием "эволюция", развивает творческое воображение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы на тему: А.П.Чехов "Смерть чиновника"»

А.П.Чехов

А.П.Чехов

"Смерть чиновника"

8 класс

Разработка Саидовой З.О.,  учителя русского языка и литературы  МКОУ « Утамышская СОШ».

Разработка Саидовой З.О.,

учителя русского языка и литературы

МКОУ « Утамышская СОШ».

Цель: продолжить знакомство с самобытным творчеством А.П.Чехова, развитие читательской культуры Задачи Образовательная : обучающиеся узнают сюжет, композицию рассказа. Совершенствование умения выразительного чтения, умения определять тему и идею произведения. Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса, развитие умений анализировать, выделять главное, доказывать. Воспитательная: воспитание гражданской позиции, самоуважения, справедливого отношения к людям.

Цель: продолжить знакомство с самобытным

творчеством А.П.Чехова,

развитие читательской культуры

Задачи

Образовательная : обучающиеся узнают сюжет, композицию рассказа.

Совершенствование умения выразительного чтения, умения определять тему и идею произведения.

Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса, развитие умений анализировать, выделять главное, доказывать.

Воспитательная: воспитание гражданской позиции, самоуважения, справедливого отношения к людям.

Эпиграф: Чехов не просто описывал жизнь,  но жаждал переделать её, чтобы   она стала умнее, человечней.    К.И. Чуковский

Эпиграф:

Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы  она стала умнее, человечней. 

К.И. Чуковский

Строение рассказа: Рассказ Неожиданная развязка, где чаще всего и  сосредоточена суть рассказа  Экспозuцuя  Очень краткое, динамичное действие

Строение рассказа:

Рассказ

Неожиданная развязка, где чаще всего и сосредоточена суть рассказа

Экспозuцuя

Очень краткое,

динамичное действие

Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».  Впервые это произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком «Случай», за подписью  Антоша Чехонте. Горький говорил о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни».
  • Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».

  • Впервые это произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком «Случай», за подписью Антоша Чехонте.
  • Горький говорил о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни».
Словарная работа   Экзекутор  - чиновник, ведающий хозяйственными делами учреждения.  «Корневильские колокола»  - оперетта французского композитора Р.-Ж.-Л. Планкета. Полицмейстер - начальник городской полиции в крупных городах царской России. Тайный советник  – согласно «Табели о рангах», введённой Петром I  в 1722 г., чин, равный генерал-лейтенанту и вице-адмиралу. Сконфузиться  - смутиться. Статский генерал  - гражданский чин III  или IV класса (тайный советник или действительный статский советник). Ваше-ство  - усечённое в устной скороговорке обращение «ваше превосходительство». Вицмундир  - униформа статских (гражданских) чиновников. Проситель  - человек, явившийся к должностному лицу с просьбой, по делу. «Аркадия»  - название музыкального театра. Чихнул-с  - частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»; иногда называется «слово-ер»; выражение большого почтения. Апартаменты  – просторные, роскошно обставленные внутренние помещения, обычно жилые.

Словарная работа

  • Экзекутор - чиновник, ведающий хозяйственными делами учреждения.
  • «Корневильские колокола» - оперетта французского композитора Р.-Ж.-Л. Планкета. Полицмейстер - начальник городской полиции в крупных городах царской России.
  • Тайный советниксогласно «Табели о рангах», введённой Петром I в 1722 г., чин, равный генерал-лейтенанту и вице-адмиралу.
  • Сконфузиться - смутиться.
  • Статский генерал - гражданский чин III или IV класса (тайный советник или действительный статский советник).
  • Ваше-ство - усечённое в устной скороговорке обращение «ваше превосходительство».
  • Вицмундир - униформа статских (гражданских) чиновников.
  • Проситель - человек, явившийся к должностному лицу с просьбой, по делу.
  • «Аркадия» - название музыкального театра.
  • Чихнул-с - частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»; иногда называется «слово-ер»; выражение большого почтения.
  • Апартаментыпросторные, роскошно обставленные внутренние помещения, обычно жилые.
Вопросы: - Кто такой «маленький человек»? -Давайте вспомним автора и произведение, в котором основной была тема «маленького человека». Н. В. Гоголь «Шинель». - Какие чувства вызывают «маленькие люди»? Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь

Вопросы:

- Кто такой «маленький человек»?

-Давайте вспомним автора и произведение, в котором основной была тема «маленького человека».

Н. В. Гоголь «Шинель».

- Какие чувства вызывают «маленькие люди»?

Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь

Сюжет - Напомните, пожалуйста, сюжет рассказа? В основе сюжета – мелкий и досадный инцидент: чиновник Червяков чихнул в театре и увидел, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Вежливо извинился, старичок принял извинения, то есть события развиваются естественно до того момента, как Червяков узнаёт в старичке статского генерала Бризжалова. После этого естественность сменяется нелепостью, абсурдностью мыслей, чувств и поведения героя.

Сюжет

- Напомните, пожалуйста, сюжет рассказа?

В основе сюжета – мелкий и досадный инцидент: чиновник Червяков чихнул в театре и увидел, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Вежливо извинился,

старичок принял извинения, то есть события развиваются естественно до того момента, как Червяков узнаёт в старичке статского генерала Бризжалова. После этого естественность сменяется нелепостью, абсурдностью мыслей, чувств и поведения героя.

Кажется, что экзекутор Червяков и генерал Бризжалов в театре равны, у них хорошее настроение. Попробуем изобразить этот эпизод графически   Фигурки человечков стоят на одной линии. Каким смайликом можно изобразить настроение Червякова? 

Кажется, что экзекутор Червяков и генерал Бризжалов в театре равны, у них хорошее настроение.

Попробуем изобразить этот эпизод графически

Фигурки человечков стоят на одной линии. Каким смайликом можно изобразить настроение Червякова?

Как вежливый человек, Червяков сразу же извинился, но…(обратимся к тексту) Как графически будет выглядеть эпизод со вторым извинением Червякова? Как теперь можно изобразить настроение Червякова? Какие чувства испытывает чиновник?     Неловкость, недоверие, непонимание

Как вежливый человек, Червяков сразу же извинился, но…(обратимся к тексту)

Как графически будет выглядеть эпизод со вторым извинением Червякова?

Как теперь можно изобразить настроение Червякова?

Какие чувства испытывает чиновник?

Неловкость,

недоверие,

непонимание

 Как графически изобразить третье извинение Червякова?  Испуг, непонимание, страх    Какие чувства, эмоции испытыват главный герой?

Как графически изобразить третье извинение Червякова?

Испуг,

непонимание,

страх

Какие чувства, эмоции испытыват главный герой?

 Изобразим четвёртое извинение Червякова .  настойчивость, непонимание, страх, ужас Какое настроение у героя сейчас? 

Изобразим четвёртое извинение Червякова .

настойчивость,

непонимание,

страх,

ужас

Какое настроение у героя сейчас?

 Что испытывает Червяков, извиняясь в пятый раз?  Паника, ужас, страх, шок. 

Что испытывает Червяков, извиняясь в пятый раз?

Паника,

ужас,

страх,

шок.

Самый главный вопрос: Кто же спускал Червякова с этой невидимой лестницы?  

Самый главный вопрос:

Кто же спускал Червякова

с этой невидимой

лестницы?

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.   В.Недзвецкий

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство. В.Недзвецкий

Говорящие фамилии    Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).  Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).

Говорящие фамилии Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).

Работа в тетради - Смешно нам или грустно ? В чём заключается комический характер конфликта? -Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, «слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи»  -А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Работа в тетради

- Смешно нам или грустно ? В чём заключается комический характер конфликта?

-Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, «слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи»

-А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания?

Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России

Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.

Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.

  • "Ничего ... ничего ... "
  • "Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".
  • "Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".
  • "Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".
Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.

Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.

  • "Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".
  • "Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".
  • "Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".
  • "Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".
Работа в тетради  Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:  Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.  Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?  Градация Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста

Работа в тетради

Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?

Градация

Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста

 «Деталь» Чехова   Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте - деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.  ( Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради)

«Деталь» Чехова

Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте - деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.

( Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради)

«Деталь» Чехова Послушайте отрывки .  О какой детали идёт речь?  «На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить.» В конце рассказа последняя фраза сообщает:  «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер» Вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника  Каждое слово здесь насыщено смыслом, каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ( «машинально» - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, «не снимая вицмундира»), и тут Чехов использует гиперболу: « ... лёг на диван и ... помер».

«Деталь» Чехова

Послушайте отрывки .

О какой детали идёт речь?

«На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить.»

В конце рассказа последняя фраза сообщает:

«Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер»

Вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника

Каждое слово здесь насыщено смыслом, каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ( «машинально» - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, «не снимая вицмундира»), и тут Чехов использует гиперболу: « ... лёг на диван и ... помер».

«Маленький человек»  Если человека Бог создал по образу и подобию своему, то имеет ли право человек унижать себя? «Уничижение паче гордости», - говорится в Библии. + раболепие = ?  Страх  +  угодничество  + чинопочитание  Дайте ответ на вопрос, чему это равно.  Страх +угодничество +чинопочитание +раболепие = Духовная смерть. Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна!  Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что «так жить нельзя». Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, « выдавливая из себя по капле раба», и нас призывал к этому.

«Маленький человек»

Если человека Бог создал по образу и подобию своему, то имеет ли право человек унижать себя? «Уничижение паче гордости», - говорится в Библии.

+ раболепие = ?

Страх

+ угодничество

+ чинопочитание

Дайте ответ на вопрос, чему это равно.

Страх +угодничество +чинопочитание +раболепие = Духовная смерть.

Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна!

Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее?

Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что «так жить нельзя». Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, « выдавливая из себя по капле раба», и нас призывал к этому.

Рефлексия Над чем смеётся автор? Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни? В чём , по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор рассказа? Над чем заставил вас задуматься урок?

Рефлексия

  • Над чем смеётся автор?
  • Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
  • В чём , по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор рассказа?
  • Над чем заставил вас задуматься урок?
Домашнее задание Каким я увидел Червякова. Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?

Домашнее задание

Каким я увидел Червякова.

Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!