А.П.Чехов
"Смерть чиновника"
8 класс
Разработка Саидовой З.О.,
учителя русского языка и литературы
МКОУ « Утамышская СОШ».
Цель: продолжить знакомство с самобытным
творчеством А.П.Чехова,
развитие читательской культуры
Задачи
Образовательная : обучающиеся узнают сюжет, композицию рассказа.
Совершенствование умения выразительного чтения, умения определять тему и идею произведения.
Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса, развитие умений анализировать, выделять главное, доказывать.
Воспитательная: воспитание гражданской позиции, самоуважения, справедливого отношения к людям.
Эпиграф:
Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней.
К.И. Чуковский
Строение рассказа:
Рассказ
Неожиданная развязка, где чаще всего и сосредоточена суть рассказа
Экспозuцuя
Очень краткое,
динамичное действие
- Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».
- Впервые это произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком «Случай», за подписью Антоша Чехонте.
- Горький говорил о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни».
Словарная работа
- Экзекутор - чиновник, ведающий хозяйственными делами учреждения.
- «Корневильские колокола» - оперетта французского композитора Р.-Ж.-Л. Планкета. Полицмейстер - начальник городской полиции в крупных городах царской России.
- Тайный советник – согласно «Табели о рангах», введённой Петром I в 1722 г., чин, равный генерал-лейтенанту и вице-адмиралу.
- Сконфузиться - смутиться.
- Статский генерал - гражданский чин III или IV класса (тайный советник или действительный статский советник).
- Ваше-ство - усечённое в устной скороговорке обращение «ваше превосходительство».
- Вицмундир - униформа статских (гражданских) чиновников.
- Проситель - человек, явившийся к должностному лицу с просьбой, по делу.
- «Аркадия» - название музыкального театра.
- Чихнул-с - частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»; иногда называется «слово-ер»; выражение большого почтения.
- Апартаменты – просторные, роскошно обставленные внутренние помещения, обычно жилые.
Вопросы:
- Кто такой «маленький человек»?
-Давайте вспомним автора и произведение, в котором основной была тема «маленького человека».
Н. В. Гоголь «Шинель».
- Какие чувства вызывают «маленькие люди»?
Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь
Сюжет
- Напомните, пожалуйста, сюжет рассказа?
В основе сюжета – мелкий и досадный инцидент: чиновник Червяков чихнул в театре и увидел, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Вежливо извинился,
старичок принял извинения, то есть события развиваются естественно до того момента, как Червяков узнаёт в старичке статского генерала Бризжалова. После этого естественность сменяется нелепостью, абсурдностью мыслей, чувств и поведения героя.
Кажется, что экзекутор Червяков и генерал Бризжалов в театре равны, у них хорошее настроение.
Попробуем изобразить этот эпизод графически
Фигурки человечков стоят на одной линии. Каким смайликом можно изобразить настроение Червякова?
Как вежливый человек, Червяков сразу же извинился, но…(обратимся к тексту)
Как графически будет выглядеть эпизод со вторым извинением Червякова?
Как теперь можно изобразить настроение Червякова?
Какие чувства испытывает чиновник?
Неловкость,
недоверие,
непонимание
Как графически изобразить третье извинение Червякова?
Испуг,
непонимание,
страх
Какие чувства, эмоции испытыват главный герой?
Изобразим четвёртое извинение Червякова .
настойчивость,
непонимание,
страх,
ужас
Какое настроение у героя сейчас?
Что испытывает Червяков, извиняясь в пятый раз?
Паника,
ужас,
страх,
шок.
Самый главный вопрос:
Кто же спускал Червякова
с этой невидимой
лестницы?
Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство. В.Недзвецкий
Говорящие фамилии Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).
Работа в тетради
- Смешно нам или грустно ? В чём заключается комический характер конфликта?
-Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, «слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи»
-А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания?
Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России
Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.
Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.
- "Ничего ... ничего ... "
- "Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".
- "Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".
- "Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".
Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.
- "Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".
- "Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".
- "Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".
- "Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".
Работа в тетради
Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:
Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.
Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?
Градация
Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста
«Деталь» Чехова
Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте - деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.
( Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради)
«Деталь» Чехова
Послушайте отрывки .
О какой детали идёт речь?
«На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить.»
В конце рассказа последняя фраза сообщает:
«Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер»
Вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника
Каждое слово здесь насыщено смыслом, каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ( «машинально» - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, «не снимая вицмундира»), и тут Чехов использует гиперболу: « ... лёг на диван и ... помер».
«Маленький человек»
Если человека Бог создал по образу и подобию своему, то имеет ли право человек унижать себя? «Уничижение паче гордости», - говорится в Библии.
+ раболепие = ?
Страх
+ угодничество
+ чинопочитание
Дайте ответ на вопрос, чему это равно.
Страх +угодничество +чинопочитание +раболепие = Духовная смерть.
Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна!
Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее?
Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что «так жить нельзя». Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, « выдавливая из себя по капле раба», и нас призывал к этому.
Рефлексия
- Над чем смеётся автор?
- Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
- В чём , по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор рассказа?
- Над чем заставил вас задуматься урок?
Домашнее задание
Каким я увидел Червякова.
Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?