Капиталистический мир
в 1920-е гг.
США и страны Европы
Всеобщая история 9 класс
План урока
- Особенности экономического восстановления 1920-х гг.
- План Дауэса.
3. Особенности развития крупнейших европейских стран и США в 1920-е гг.
4. Международные отношения в 1920-е гг.
Основные понятия
- Инфляция,
- индустриальное общество,
- «просперити»,
- дегуманизация,
- «красная угроза»,
- конвейер,
- экстремизм.
Влияние Первой Мировой войны на экономику стран.
- усиление государственного регулирования и контроля над производством, потреблением в целях мобилизации материальных и людских ресурсов для ведения войны;
- политические права и свободы либо ограничивались, либо отменялись на основе законов военного времени;
- ухудшение социально – экономического положения, жизни рабочих, рост прибылей военных корпораций;
- введение карточной системы распределения продуктов питания (Германия, Австро-Венгрия, Англия);
- падение патриотического духа в среде гражданского населения и армиях.
Особенности экономического восстановления.
- политическая нестабильность и экономическая разруха в европейских странах;
- требовалось принятие согласованных мер регулирования основных параметров мировых связей;
- неспособность принять согласованные решения связано с расколом Европы на капиталистическую и социалистическую части (СССР).
Гиперинфляция в Германии 1923 год
План Дауэса 1924 год
Реализация этого проекта позволила восстановить:
- международный обмен товарами,
- движение капиталов,
- инвестиций
- вывести германскую и европейскую экономики на путь подъема, продолжавшегося до 1929 г.
План Дауэса
План:
1. Предоставление Германии займов;
2. Германия платит репарации по условиям Версальского мира;
3. Получив от Германии репарации, бывшие союзники США возвращают американцам долги.
Особенности экономического восстановления
- Произошла структурная перестройка экономики (конверсия, возросло массовое производство)
- Во второй половине 20-х годов все страны превзошли довоенный уровень производства
- Экономическое развитие происходило неравномерно (высокие темпы у США, низкие у Англии, Южной Европы)
- Экономическая стабилизация была непрочной. 1929 г. – экономический кризис
Эра «просперити» в Америке
Эра «просперити» в Америке
- США вышли не только победителями из войны, но и получили экономические выгоды от нее
- Успехи новой техники и технологии (конвейер, производство холодильников, стиральных машин…)
- Рост рабочего движения вызвал «красную панику»
- Рост преступности, коррупции, подпольный бизнес
- «СУХОЙ ЗАКОН» -закон о полном запрете на производство, продажу и потребление всех спиртных напитков, действовавший в США с 28 октября 1919 по 5 декабря 1933
Великобритания – коалиционные правительства.
Государственный долг страны после войны вырос в 12 раз. Удельный вес Англии в мировой торговле снизился.
В 1906 г. была создана лейбористская партия. В 1924 г. – первое лейбористское правительство.
Всеобщая стачка в 1926 г. организованная профсоюзным движением, крупнейшая в истории британского рабочего движения.
Второе лейбористское правительство (1929 – 1931) позволило стабилизировать положение в стране.
Франция в 20-е годы: политическая неустойчивость .
- Страна-победительница.
- Развитие национализма:
- правые - «Национальный блок»;
- левые – «Национальное единство».
- Коалиционные правительства.
- Договоры о сотрудничестве с Польшей, Чехословакией, Румынией, Югославией и СССР.
- Локарнские договоры 1925 г.
- 1929г. – строительство оборонительной линии Мажино.
Международные отношения
Самостоятельной работы с текстом учебника (с. 63—64) и выполнения следующих заданий :
1. Составьте хронологическую таблицу важнейших международных событий 1920-х гг. Дайте краткое (1—2 предложения) описание каждого события.
2. Какие тенденции международных отношений можно выявить на основе изученного материала?
3. Выполните задание 2 рабочей тетради (с. 18).
Домашнее задание
§8
Проектная групповая работа на тему «США (Великобритания, Франция, Германия) 1920-х гг. в фотографиях».
Целью проекта является выявление на основе текста учебника (с. 65—73) и материалов Интернета характерных черт (3—4) экономического и политического развития каждой страны в 1920-е гг. и подбор иллюстраций (фотографий), иллюстрирующих их.
Каждая фотография должна иметь подпись, включающую её описание и (если это возможно) выходные данные (авторство, время и место создания и т. п.).