СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку изобразительного искусства "Портрет в живописи" 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портрет - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

По характеру изображения выделяются две основные группы живописного портрета:парадные и камерные.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства "Портрет в живописи" 6 класс»

Любите живопись, поэты!  Лишь ей, единственной, дано  Души изменчивой приметы  Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Как вы думаете о каком жанре живописи написал поэт и почему?

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий

Как вы думаете о каком жанре живописи написал поэт и почему?

Парадные и камерные портреты

Парадные и камерные портреты

Портрет (фр. portrait – изображение) – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.  По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты
  • Портрет (фр. portrait – изображение) – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
  • По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты
Парадный портрет , как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: Коронационный (реже встречается тронный) Конный В образе полководца (военный) Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным. Такие портреты выставлялись в приёмном зале на всеобщее обозрение. Стефано Торелли  «Коронационный портрет Екатерины II »
  • Парадный портрет , как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
  • Коронационный (реже встречается тронный)
  • Конный
  • В образе полководца (военный)
  • Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
  • Такие портреты выставлялись в приёмном зале на всеобщее обозрение.

Стефано Торелли «Коронационный портрет Екатерины II »

Словарь  Атрибут  -  отличительная принадлежность,      знак , предмет для отличия , являющийся неотъемлемой принадлежностью кого-либо, чего-либо.

Словарь

  • Атрибут  - отличительная принадлежность, 

    знак , предмет для отличия , являющийся неотъемлемой принадлежностью кого-либо, чего-либо.

  Колонна и драпировка  — традиционные атрибуты  парадного портрета . Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя. В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст  — он становится атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними» ИОГАНН ЛАМПИ ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II С АЛЛЕГОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ КРЕПОСТИ И ИСТИНЫ.
  •   Колонна и драпировка  — традиционные атрибуты  парадного портрета . Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя.
  • В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст  — он становится атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними»

ИОГАНН ЛАМПИ

ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II С АЛЛЕГОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ КРЕПОСТИ И ИСТИНЫ.

Самым важным, с идейной точки зрения, был коронационный портрет, на котором художник запечатлевал императора в день вступления на престол. Здесь были все атрибуты власти – корона, мантия, держава и скипетр. Чаще монарха изображали в полный рост, иногда – сидящим на троне.  Энгр  «Наполеон на троне» , 1804. 

Самым важным, с идейной точки зрения, был коронационный портрет, на котором художник запечатлевал императора в день вступления на престол. Здесь были все атрибуты власти – корона, мантия, держава и скипетр. Чаще монарха изображали в полный рост, иногда – сидящим на троне.

Энгр

«Наполеон на троне» , 1804. 

Полупарадный портрет отвечает всем основным требованиям, но представляет особу в поясном исполнении, а не во весь рост.  Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет вице-канцлера князя Александра Михайловича
  • Полупарадный портрет отвечает всем основным требованиям, но представляет особу в поясном исполнении, а не во весь рост.

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Портрет вице-канцлера князя Александра Михайловича

Дмитрий Левицкий «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»  Как вы думаете , по каким признакам мы можем считать, что данный портрет является парадным? Какие атрибуты парадного портрета вы видите?
  • Дмитрий Левицкий «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» 

Как вы думаете , по каким признакам мы можем считать, что данный портрет является парадным? Какие атрибуты парадного портрета вы видите?

«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»  — пример парадного барочного полотна с колонной, драпировкой, ступенькой и бесконечным пространством фона. Статуя богини Правосудия является отражением собственно фигуры императрицы, правящей правосудно.
  • «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»  — пример парадного барочного полотна с колонной, драпировкой, ступенькой и бесконечным пространством фона. Статуя богини Правосудия является отражением собственно фигуры императрицы, правящей правосудно.
Художник В. Эриксен . Конный портрет Екатерины II 1762 г. Художник Георг Преннер  «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Художник В. Эриксен . Конный портрет Екатерины II 1762 г.

Художник Георг Преннер

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Камерный портрет   — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Камерные портреты были противоположностью парадных: здесь натурщик изображался в непринуждённой позе, погружённый в свои мысли и занятия. Такого вида произведения искусства предназначались для украшения стен небольших комнат, подальше от чужих глаз.
  • Камерный портрет   — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
  • Камерные портреты были противоположностью парадных: здесь натурщик изображался в непринуждённой позе, погружённый в свои мысли и занятия. Такого вида произведения искусства предназначались для украшения стен небольших комнат, подальше от чужих глаз.
  Ф.С. Рокотов «Портрет . Струйской» (1772) В. Боровиковский

  Ф.С. Рокотов

«Портрет . Струйской» (1772)

В. Боровиковский

"Портрет М. Лопухиной " (1797)

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?  Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.  Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.  Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза   Н.А.Заболоцкий .1956
  • Ты помнишь, как из тьмы былого,
  • Едва закутана в атлас,
  • С портрета Рокотова снова
  • Смотрела Струйская на нас?
  • Ее глаза — как два тумана,
  • Полуулыбка, полуплач,
  • Ее глаза — как два обмана,
  • Покрытых мглою неудач.
  • Соединенье двух загадок,
  • Полувосторг, полуиспуг,
  • Безумной нежности припадок,
  • Предвосхищенье смертных мук.
  • Когда потемки наступают
  • И приближается гроза,
  • Со дна души моей мерцают
  • Ее прекрасные глаза
  • Н.А.Заболоцкий .1956

Она давно прошла, и нет уже тех глаз  И той улыбки нет, что молча выражали  Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,  Но красоту её Боровиковский спас.  Так часть души её от нас не улетела,  И будет этот взгляд и эта прелесть тела  К ней равнодушное потомство привлекать,  Уча его любить, страдать, прощать, молчать.  Яков Полонский
  • Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
  • Яков Полонский
Д.Г. Левицкий Портрет П.А.Демидова 1773г Как вы считаете этот портрет парадный или камерный? Приведите доказательства к вашему ответу.

Д.Г. Левицкий

Портрет П.А.Демидова

1773г

Как вы считаете этот портрет парадный или камерный? Приведите доказательства к вашему ответу.

  • Прокофий Акинфиевич Демидов — владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам.
  • В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон — несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь — от гербария и лейки на столе до фасада здания — свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.
  • Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.
  • Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого — одновременно, как и положено , величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами .Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.
1 1 1  Орест Кипренский «Портрет гусара Евграфа Давыдова», 1809.
  • 1
  • 1
  • 1

Орест Кипренский «Портрет гусара Евграфа Давыдова», 1809.

2 Групповой портрет. Гойя «Портрет семьи Карлоса V»
  • 2

Групповой портрет.

Гойя «Портрет семьи Карлоса V»

3 Федор Рокотов «Екатерина Великая»
  • 3

Федор Рокотов «Екатерина Великая»

4 В. Л. Боровиковский.   Портрет вице-канцлера, князя А. Б. Куракина. 1801 — 1802. 
  • 4

В. Л. Боровиковский.

  Портрет вице-канцлера, князя А. Б. Куракина. 1801 — 1802. 

 5 К.П.Брюллов «Всадница»
  • 5

К.П.Брюллов

«Всадница»

6 В.Л.Боровико́вский    «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
  • 6

В.Л.Боровико́вский  

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

7 В. Боровиковский
  • 7

В. Боровиковский

"Портрет поэта

Г.Р. Державина"

8 О.Кипренский «Портрет Челищева»
  • 8

О.Кипренский

«Портрет Челищева»

9 ЖАН-МАРК НАТЬЕ «ПЕТР I СО ЗНАКОМ ОРДЕНА СВ. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО НА ГОЛУБОЙ АНДРЕЕВСКОЙ ЛЕНТЕ И ЗВЕЗДОЙ НА ГРУДИ»
  • 9

ЖАН-МАРК НАТЬЕ

«ПЕТР I СО ЗНАКОМ ОРДЕНА СВ. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО НА ГОЛУБОЙ АНДРЕЕВСКОЙ ЛЕНТЕ И ЗВЕЗДОЙ НА ГРУДИ»

10 В.Серов «Портрет Марии Львовой»
  • 10

В.Серов

«Портрет Марии Львовой»

11 И.Е.Репин  «Актриса П.А.Стрепетова »
  • 11

И.Е.Репин

«Актриса П.А.Стрепетова »

12 В.Л.Боровиковский  «Портрет Е.Н.Арсеньевой»
  • 12

В.Л.Боровиковский

«Портрет Е.Н.Арсеньевой»

2 4 5

2

4

5

3 9 7 1

3

9

7

1

12 10 11 6 8

12

10

11

6

8

Продолжить предложения: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…

Продолжить предложения:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
Задание на дом. В.А.Тропинин «Портрет А.С.Пушкина» Орест Кипренский «Портрет А.С.Пушкина» Подумайте, какой из этих портретов камерный, а какой парадный или полупарадный? Приведите доказательства.

Задание на дом.

В.А.Тропинин

«Портрет А.С.Пушкина»

Орест Кипренский

«Портрет А.С.Пушкина»

Подумайте, какой из этих портретов камерный, а какой парадный или полупарадный? Приведите доказательства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!