Тема презентации:
Электроотрицательность атома. Единство природы химических связей.
Кособокова Анна Владимировна
учитель химии и биологии
Тема урока: Электроотрицательность атома. Единство природы химических связей.
Цель урока : Знать: что такое электроотрицательность. Уметь : сравнивать электроотрицательность химических элементов в сложных веществах.
Домашнее задание: §62, упр.2 (письменно) стр.163
(За правильный ответ 1 балл)
Тестирование:
Взаимопроверка.
Ответы:
1в, 2г, 3в, 4а, 5а, 6г, 7в, 8г, 9а, 10а
Работа с терминологией . « Установите соответствие» Самопроверка. (За правильный ответ 1 балл)
Работа с терминологией : « Установите соответствие». Самопроверка. Ответы: 1-3, 2-5, 3-6, 4-2, 5-7, 6-4, 7-1. (За правильный ответ 1 балл)
« О каком понятии идёт речь?» . 1.Порядковый номер химического элемента численно равен …….. 2. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра………. 3. Мельчайшая, химически неделимая частица ……. 4. В центре атома находится заряженное ……………. 5. Ядра атомов состоят из ……. и ……. 6. Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательно заряженные …… (За правильный ответ 1 балл)
« О каком понятии идёт речь?» . 1.Порядковый номер химического элемента численно равен заряду ядра его атома. 2. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра - химический элемент. 3. Мельчайшая, химически неделимая частица - атом . 4. В центре атома находится заряженное – ядро. 5. Ядра атомов состоят из - протонов и нейтронов . 6. Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательно заряженные – электроны. (За правильный ответ 1 балл)
Изучение нового материала
НС l
NaCl
H 2 O
CO 2
Al 2 O 3
Современное понятие об электроотрицательности атомов было введено американским химиком Лайнусом Полингом.
Работа с учебником . Откройте учебники на стр.161, §62 прочитайте текст на данной странице и рассмотрите схему №18.
Ответьте письменно на вопросы:
1.Что такое электроотрицательность?
2. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в периоде, в группе?
3. Какие элементы обладают сильными металлическими свойствами?
4.Какие элементы обладают сильными неметаллическими свойствами?
Групповая работа.
Рассмотрите схему №18.Обсудите вопросы в группе (устно):
- Какими свойствами обладают химические элементы в начале периода?
- Какими свойствами обладают химические элементы в середине периода?
- Какими свойствами обладают химические элементы в конце периода?
Вывод : чем более типичным неметаллом является элемент, тем его ЭО выше; чем более типичным металлом является элемент, тем ниже его ЭО.
Рассмотрите таблицу №25 на стр. 162 и выполните письменно следующие задания:
1) Расположите химические знаки перечисленных ниже элементов в порядке возрастания значений электроотрицательности: М g, Na, Cl, S, O, Cs, B, K, N, Be, Li, F. Подчеркните элементы с наименьшей и наибольшей электроотрицательностью.
Химические элементы и их значения электроотрицательности:
Mg = 1 ,2 Na = 0,9 Cl = 3,0
S = 2,5 O = 3,5 Cs = 0,7
B = 2 K = 0,8 N = 3,0
Be = 1,5 Li = 1,0 F = 4,0
Cs , K, Na , Li , Mg , Be , B , S , N, Cl , O , F .
Химические элементы в порядке возрастания значений электроотрицательности:
Mg = 1 ,2 Na = 0,9 Cl = 3,0
S = 2,5 O = 3,5 Cs = 0,7
B = 2 K = 0,8 N = 3,0
Be = 1,5 Li = 1,0 F = 4,0
2) Выпишите чему равна электроотрицательность лития?
3) У какого элемента I группы самая наименьшая электроотрицательность?
4) Наибольшую степень электроотрицательности имеет элемент?
5) Какие значения электроотрицательности имеют металлы?
6) Какие значения электроотрицательности имеют неметаллы?
2) Li = 1.
3) Самая наименьшая ЭО у элемента I группы Cs = 0,7 .
4) Наибольшую степень электроотрицательности имеет F = 4.
5) Металлы имеют
электроотрицательность меньше 2 .
6) Неметаллы имеют
электроотрицательность больше 2.
В приведённых ниже формулах
подчеркните атомы наиболее электроотрицательного химического элемента:
СаС l 2 ,
К 2 O ,
N 2 ,
H 2 S ,
Al 2 O 3 .
Н аиболее электроотрицательн ые химическ ие элемент ы в соединениях :
Са С l 2 ,
К 2 O ,
N 2 ,
H 2 S ,
Al 2 O 3 .
Вставьте пропущенные слова: 1. Зная численные значения электроотрицательностей, можно судить о принадлежности соответствующего элемента к …… или ….. 2. У металлов электроотрицательность, как правило, …….., а у неметаллов…….. 3. Электроотрицательность элементов возрастает в периодах…….., а в главных подгруппах –……… 4. При химических реакциях электроны ……… или ………. к атомам элементов, обладающих ……….. электроотрицательностью.
Вставьте пропущенные слова: 1. Зная численные значения электроотрицательностей, можно судить о принадлежности соответствующего элемента к металлам или неметаллам. 2. У металлов электроотрицательность, как правило, меньше 2, а у неметаллов больше 2. 3. Электроотрицательность элементов возрастает в периодах слева направо, а в главных подгруппах – снизу вверх. 4. При химических реакциях электроны переходят или смещаются к атомам элементов, обладающих большей электроотрицательностью. (За правильный ответ 1 балл)
Обсудите (в парах) следующие вопросы: 1. Что означает понятие «электроотрицательность»? 2. Может ли быть электроотрицательность равна нулю? Поясните примерами. (устно). 3. Как меняется электроотрицательность в ряду химических элементов: F, I , B, C, O. 4. Назовите наиболее электроотрицательный химический элемент. 5. Электроотрицательность какого химического элемента принята за единицу? (За правильный ответ 1 балл)
Подведение итогов. Выставьте друг другу оценки за работу на уроке в листы контроля и сдайте их.
Критерии оценивания: 28– 25 баллов – «5» 24 – 20 баллов – «4» 19 – 14 баллов – «3» 13 баллов и менее – «2»