СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам раздела «Основы экологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам  раздела «Основы экологии», в которой отражены  объекты и структура экологии, экологические законы и проблемы, среды обитания и их особенности, экологические факторы. Предложены вопросы  к беседе на уроках, задания для внеаудиторной  самостоятельной работы и тест для контроля знаний.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам раздела «Основы экологии»»

Основы экологии

Основы экологии

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды.  (ойкос – дом, логос – наука). Каковы объекты изучения экологии?

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды.

(ойкос – дом, логос – наука).

Каковы объекты изучения экологии?

Объекты изучения: а) совокупность живых организмов (популяция, сообщество) б) среда обитания Какова структура экологии?

Объекты изучения:

а) совокупность живых организмов (популяция, сообщество)

б) среда обитания

Какова структура экологии?

Структура экологии Экология – это комплекс наук. В центре можно поставить общую экологию. С ней связаны остальные экологические науки: медицинская, промышленная, лесная, юридическая химическая, сельскохозяйственная, и другие.

Структура экологии

Экология – это комплекс наук.

В центре можно поставить общую экологию.

С ней связаны остальные экологические науки: медицинская, промышленная, лесная, юридическая химическая, сельскохозяйственная, и другие.

Экологические законы Автор – американский ученый Барри Коммонер  ● Все связано со всем (закон об экосистемах  и биосфере) Экосистему, находящуюся в состоянии равновесия, может разрушить уничтожение вида или вселение нового вида. Осушение болот вызывает обмеление рек. Численность поголовья скота зависит от площади пашни, пастбищ и лесов.   Приведите другие примеры, подтверждающие этот закон.

Экологические законы

Автор – американский ученый Барри Коммонер

● Все связано со всем (закон об экосистемах

и биосфере)

Экосистему, находящуюся в состоянии равновесия, может разрушить уничтожение вида или вселение нового вида. Осушение болот вызывает обмеление рек. Численность поголовья скота зависит от площади пашни, пастбищ и лесов.

  Приведите другие примеры, подтверждающие

этот закон.

● За все надо платить  (закон рационального природопользования) Расходы на содержание служб. контролирующих рациональное использование природных ресурсов Расходы на создание условий для выращивание культурных растений. Расходы на разработку и внедрение малоотходных технологий и строительство очистных сооружений Финансирование проектов на сохранение биологического разнообразия. Приведите другие примеры, характеризующие этот закон.

● За все надо платить

(закон рационального природопользования)

Расходы на содержание служб. контролирующих рациональное использование природных ресурсов

Расходы на создание условий для выращивание культурных растений.

Расходы на разработку и внедрение малоотходных технологий и строительство очистных сооружений

Финансирование проектов на сохранение биологического разнообразия.

Приведите другие примеры, характеризующие этот закон.

● Все надо куда-то девать (закон о хозяйственной деятельности человека) Полностью безотходных технологий нет поэтому необходимы надежные захоронения ядовитых и радиоактивных отходов. Естественные экосистемы не место для создания свалок отходов. В экологически организованном сельском хозяйстве нет отходов (навоз на поля, отходы растениеводства на корм животным). Запрет на вывоз радиоактивных отходов в бедные страны.  Приведите другие примеры.

● Все надо куда-то девать

(закон о хозяйственной деятельности человека)

Полностью безотходных технологий нет поэтому необходимы надежные захоронения ядовитых и радиоактивных отходов.

Естественные экосистемы не место для создания свалок отходов.

В экологически организованном сельском хозяйстве нет отходов (навоз на поля, отходы растениеводства на корм животным).

Запрет на вывоз радиоактивных отходов в бедные страны.

Приведите другие примеры.

  Природа знает лучше. Самый важный закон природопользования: « Не покорять, а сотрудничать с природой» Сохранять естественные механизмы, регулирующие биологическое равновесие Изымать из экосистемы столько биоресурсов, сколько она может восстановить Учиться у природы выращивать те растения, для которых благоприятны почва и климат. Создавать парки, скверы, газоны внутри городов для улучшения экологической ситуации. Приведите другие примеры.

  Природа знает лучше. Самый важный закон природопользования: « Не покорять, а сотрудничать с природой»

Сохранять естественные механизмы, регулирующие биологическое равновесие

Изымать из экосистемы столько биоресурсов, сколько она может восстановить

Учиться у природы выращивать те растения, для которых благоприятны почва и климат.

Создавать парки, скверы, газоны внутри городов для улучшения экологической ситуации.

Приведите другие примеры.

Экологические проблемы Проблема озонового экрана.  Проблема кислотных дождей. Проблема диоксиновой опасности. Проблема химического оружия и его уничтожения. Проблема пестицидов (ядохимикатов). Проблема изменения климата.  Проблема рационального использования удобрений.           Подготовьте реферат или презентацию на тему одной из экологических проблем. (внеаудиторное Д. З.)

Экологические проблемы

  • Проблема озонового экрана. 
  • Проблема кислотных дождей.
  • Проблема диоксиновой опасности.
  • Проблема химического оружия и его уничтожения.
  • Проблема пестицидов (ядохимикатов).
  • Проблема изменения климата. 
  • Проблема рационального использования удобрений.

   

   

Подготовьте реферат или презентацию на тему одной из экологических проблем. (внеаудиторное Д. З.)

Письменно ответить на вопрос Какое значение имеют экологические знания для практической деятельности человека?

Письменно ответить на вопрос

Какое значение имеют экологические знания для практической деятельности человека?

Среды обитания Что следует понимать под термином «среда обитания»? Какие среды обитания вы знаете? Каковы специфические условия различных сред обитания?

Среды обитания

  • Что следует понимать под термином «среда обитания»?
  • Какие среды обитания вы знаете?
  • Каковы специфические условия различных сред обитания?
Среды обитания Среда обитания – совокупность условий жизни организма. Водная среда Наземно-воздушная среда Почва Тела организмов

Среды обитания

Среда обитания – совокупность условий жизни организма.

  • Водная среда
  • Наземно-воздушная среда
  • Почва
  • Тела организмов
Особенности водной среды обитания Плотность, солевой режим, скорость течения, наличие органических веществ, свойства грунта, поглощение света, насыщенность кислородом

Особенности водной среды обитания

  • Плотность, солевой режим, скорость течения, наличие органических веществ, свойства грунта, поглощение света, насыщенность кислородом
Обитатели водной среды

Обитатели водной среды

Особенности наземно-воздушной среды обитания Температура воздуха, содержание кислорода, влажность, интенсивность света, давление, перемещение воздушных масс

Особенности наземно-воздушной среды обитания

  • Температура воздуха, содержание кислорода, влажность, интенсивность света, давление, перемещение воздушных масс
Особенности почвенной среды обитания Структура, химический состав, влажность, ограниченность света.

Особенности почвенной среды обитания

  • Структура, химический состав, влажность, ограниченность света.
Обитатели почвенной среды

Обитатели почвенной среды

Особенности среды обитания  тела организмов Обилие пищи, стабильность условий, сопротивление организма хозяина

Особенности среды обитания тела организмов

  • Обилие пищи, стабильность условий, сопротивление организма хозяина
Паразиты – обитатели организменной среды

Паразиты – обитатели организменной среды

Приспособленность организмов к среде обитания Толерантность  способность организмов выдерживать изменения условий жизни. (от греческого – терпение)

Приспособленность организмов к среде обитания

Толерантность

способность организмов выдерживать изменения условий жизни. (от греческого – терпение)

Кривая толерантности

Кривая толерантности

Оптимум – такие условия, в которых особи данного вида оказываются наиболее приспособленными. Зона стресса – при значениях факторов среды близких к пределам толерантности организм может существовать лишь непродолжительное время. Безжизненная зона – факторы среды выходят за пределы толерантности и организм погибает.
  • Оптимум – такие условия, в которых особи данного вида оказываются наиболее приспособленными.
  • Зона стресса – при значениях факторов среды близких к пределам толерантности организм может существовать лишь непродолжительное время.
  • Безжизненная зона – факторы среды выходят за пределы толерантности и организм погибает.
Эврибионты организмы способные жить при различных условиях среды (окунь по отношению к t 0 воды – эврибионт). Стенобионты организмы, требующие строго определенных условий среды (форель по отношению к t 0 воды – стенобионт).
  • Эврибионты

организмы способные жить при различных условиях среды (окунь по отношению к t 0 воды – эврибионт).

  • Стенобионты

организмы, требующие строго определенных условий среды (форель по отношению к t 0 воды – стенобионт).

Экологические факторы Экологические факторы –условия, влияющие на жизнедеятельность организма в конкретных местах его обитания. Заполнить таблицу, используя текст учебника Экологические факторы Общая характеристика 1. Абиотические 2. Биотические 3. Антропогенные

Экологические факторы

Экологические факторы –условия, влияющие на жизнедеятельность организма в конкретных местах его обитания.

Заполнить таблицу, используя текст учебника

Экологические факторы

Общая характеристика

1. Абиотические

2. Биотические

3. Антропогенные

Абиотические факторы – факторы неорганической (неживой)среды (температура, освещенность , влажность, давление, скорость течения и т. д.) Биотические факторы - влияния живых организмов друг на друга (влияния растений, животных и т. д.) Антропогенные факторы – вся разнообразная деятельность человека.

Абиотические факторы – факторы неорганической (неживой)среды (температура, освещенность , влажность, давление, скорость течения и т. д.)

Биотические факторы - влияния живых организмов

друг на друга (влияния растений, животных и т. д.)

Антропогенные факторы – вся разнообразная деятельность человека.

Ограничивающий (лимитирующий) фактор Ограничивающий фактор – это такой фактор, изменение которого приводит к снижению жизнедеятельности организма или к его гибели. Например:  Для форели ограничивающим фактором будет являться содержание в воде кислорода. Для растений нашей зоны ограничивающим фактором являются низкие температуры

Ограничивающий (лимитирующий) фактор

Ограничивающий фактор – это такой фактор, изменение которого приводит к снижению жизнедеятельности организма или к его гибели.

Например:

Для форели ограничивающим фактором будет являться содержание в воде кислорода.

Для растений нашей зоны ограничивающим фактором являются низкие температуры

Ограничивающий фактор – глубина снежного покрова

Ограничивающий фактор – глубина снежного покрова

Местообитание и экологические ниши Экологическая ниша определяется совокупностью всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его ролью в биологическом сообществе. Ниша травоядного организма, ниша плотоядного организма. Ниша тенелюбивого организма. Ниша растений определенного яруса. Ниша активности в определенное время суток.

Местообитание и экологические ниши

Экологическая ниша определяется совокупностью всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его ролью в биологическом сообществе.

Ниша травоядного организма, ниша плотоядного организма. Ниша тенелюбивого организма. Ниша растений определенного яруса. Ниша активности в определенное время суток.

Ресурсы среды Ресурсы среды – это все то из чего организм черпает а) вещества, б)энергию для жизни. Какие ресурсы для своей жизни используют растения? Какие ресурсы для своей жизни используют животные?

Ресурсы среды

Ресурсы среды – это все то из чего организм черпает а) вещества, б)энергию для жизни.

Какие ресурсы для своей жизни используют растения?

Какие ресурсы для своей жизни используют животные?

Ресурсы среды характеризуются: количеством, т. е. могут расходоваться и исчерпываться. Условия же среды характеризуются:  а) изменением в пространстве  б) изменением во времени  в) способностью воздействовать на организм

Ресурсы среды характеризуются:

количеством, т. е. могут расходоваться и исчерпываться.

Условия же среды характеризуются:

а) изменением в пространстве

б) изменением во времени

в) способностью воздействовать на организм

Закончить предложения Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и средой обитания называется … Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется …

Закончить предложения

  • Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и средой обитания называется …
  • Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется …
3 . Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … 4. Экологические факторы делятся на группы … 5.Важнейшими абиотическими факторами являются … 6. Для воробьев характерна … среда обитания.

3 . Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются …

4. Экологические факторы делятся на группы …

5.Важнейшими абиотическими факторами являются …

6. Для воробьев характерна … среда обитания.

7 . Плотность внешней среды большая в … среде. 8. Способность организмов выдерживать изменение условий жизни называется … 9. Минимум и максимум воздействия фактора … для организма. 10. Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора.

7 . Плотность внешней среды большая в … среде.

8. Способность организмов выдерживать изменение условий жизни называется …

9. Минимум и максимум воздействия фактора … для организма.

10. Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!