СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и упражнения по теме "Дифференциация согласных С-Ц"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Представленный материал (презентация и задания из авторской логопедической тетради) - это часть системы работы с учащимися 2 класса по коррекции фонематических процессов. В структуре дефекта большинства учащихся-логопатов обнаруживаются серьезные нарушения речевого внимания и фонематического восприятия, что приводит к недоразвитию слуховых дифференцировок.  Дети с трудом различают звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство, с трудом овладевают навыками звукового анализа и синтеза слов. В процессе коррекционной работы учащиеся выполняют задания не только на сравнение слов  по звуковым моделям, но и на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления). 

Просмотр содержимого документа
«С-Ц»

1. Кто изображён на картинках? Выдели первый и последний согласный в каждом слове.


Ж

Ж








Сравни эти звуки по артикуляции. Впиши буквы.

__________________________________________________________________________________________


  1. Назови следующих героев. Как они связаны с заданием 1?

Какую букву прячет каждая птица? Впиши в кружок. Раздай птицам предметы.
















__________________________________________________________________________________________


3. Обведи правильно написанные буквы.



__________________________________________________________________________________________


4. Прочитай слоги парами, затем столбики слов и чистоговорку.


са – ца со – цо цу – су сы – цы цу – су ца – са су – цу цо – со

ацу исе иса уцу ицу есу ису ецу оцы осы оси ицы ица


оса цапля сено песец спицы страдалец

овца сабля цена синица старцы скиталец

свет кольцо сцена лисица ресницы счастливец

цвет колесо ценный скворец испанцы сослуживец


са – ца – са – цветная полоса цы – сы – цы – русские бойцы

су – су – цу – платье мне к лицу це – сэ – це – вспомним о бойце


5. Помоги аисту и цапле составить слова из светлого и тёмного зёрнышка.













Запиши слова в два столбика.

________________________________________________________________________________________


  1. Вставь пропущенные буквы С или Ц.


ку__ок, __апля, по__адка, __епь, реди__ка, __веток,

кури__а, фоку__, __такан, __тук, яй__о, голо__, ле__ , опера__ия, огур__ы, ножни__ы, глобу__, какту__ы, __тан__ия, __пи__а, гу__ени__а, __ахарни__а, ме__я__

________________________________________________________________________________________


7. Наведи порядок в словосочетаниях.


синица кашица

стихи

слеза

полоски

на реснице

на странице

на акации

на блюдце

на полотенце


сахар

огурцы

спицы

выставка

цифры

в теплице

в сахарнице

в таблице

в колесе

в столице


________________________________________________________________________________________


8. Вставь в предложения потерявшиеся слова.


  • Сегодня целый день светит ____________.

  • Лиса гонится за _____________.

  • Осенью ____________ улетают на юг.

  • Первого _______________ дети идут в школу.

  • «_________________ на горошине» – моя любимая сказка.

  • Москва – _______________ нашей Родины.


1. Подчеркни букву С одной чертой, букву Ц – двумя.

С Ш Х Ж Ц З С З Е З У Ц Х Ш И Ц Ш З В Р З Ф К

Ш Ц Е Ж Я З Ж С С Ж Ц В З Э Х С Е Щ Ц Ц Щ У

Щ Ч С З В Б З Е Э З З М Ц Ш Ж К У Ц З Ц Х Щ Н

у д в с ш ц с з ш ч ц з д э е ц у с з э с ж с

_____________________________________________________________________________________


2. Соедини картинку с подходящей схемой.






С С Ц С Ц С Ц



________________________________________________________________________________________


3. Прочитай сначала слова с буквой С, затем с Ц.


пальцы, рельсы, пояс, сено, кольцо, пыльца, пятница, соболь, овёс, перец, хвост, сестра, певец, граница, среда, улица, сокол, снегирь, офицер, спутник, заяц, оценка, полоса, лиса, лестница


________________________________________________________________________________________


4. Закончи слова, добавив слоги.


а) са или ца б) со или цо в) сы или цы

ли … ли … ве …

ов … коле … паль …

пти … коль … огур …

голо … … бака бу …

кури … … кот глобу …

колба … … вет бой …

пугови … крыль … молод …


_______________________________________________________________________________________


5. Составь схемы слов, выделив в них буквы С, Ц.

(Например: в слове спица 5 букв, из них С – первая, а Ц – четвёртая: с _ _ ц _ )

птица, скворец, месяц, фокус, цирк, сундук, цветы, курица


6. Составь слова из слогов.


ЛИ, У, ЦА ______________ ДЕ, НЕЦ, ЛЕ ________________

ПОЧ, ЦЕ, КА ______________ РИ, ЦА, КУ __________________

ГУ, О, РЕЦ _______________ НИ, ЦА, ГУ, СЕ ________________


Подбери к каждому слову подходящее по смыслу слово из нижней строки.

Прочитай словосочетания.


сладкий, пушистая, пёстрая, серебряная, центральная, свежий

__________________________________________________________________________________________


7. Закончи предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.


Зиме конец, летит ___________.


Курица зовёт своих ___________.


В году двенадцать ____________.


Поезд подходит к ______________.


В саду расцвела _____________.


Сторож посадил пса на __________.

месяц


станция


цепь


скворец


цыплята


сирень


__________________________________________________________________________________________


8. Отгадай ребусы.







_________________ _______________ _______________


__________________________________________________________________________________________


9. Составь предложения из слов. Прочитай.


  • бабушка, красивый, спицами, связала, свитер


  • нашей, в конце, строят, улицы, стадион


  • дует, целый, в столице, ветер, день, порывистый

_________________________________________________________________________________


10. Вставь пропущенные буквы С или Ц. Прочитай.

Увидела ли__и__а зай__а. Подкрала__ь к нему. Зая__ заметил ли__у и в ку__ты. Ли__и__а за ним. Зая__ за ку__т, и ли__а за ку__т. Куда зая__, туда и ли__а. __елый день гоняла__ь ли__и__а за зай__ем, но так и не поймала. Молоде__ зая__ !

Просмотр содержимого презентации
«С-Ц»

глухие свистящие твёрдые [ ц ] [ c ] [ т ] + [ с ] = долгий короткий

глухие

свистящие

твёрдые

[ ц ]

[ c ]

[ т ] + [ с ] =

долгий

короткий

Запишите первые буквы

Запишите первые буквы

Запишите слоги с С или Ц

Запишите слоги с С или Ц

кольцо  цветок  цифра сахар  весы  сабля

кольцо

цветок

цифра

сахар

весы

сабля

Доскажите слово ов … ули … колба … пти … поло … кури … голо …

Доскажите слово

ов …

ули …

колба …

пти …

поло …

кури …

голо …

Доскажите слово ли … коле … яй … крыль …

Доскажите слово

ли …

коле …

яй …

крыль …

Доскажите слово ве … паль … огур … бу … какту … молод …

Доскажите слово

ве …

паль …

огур …

бу …

какту …

молод …

синица на акации кашица на блюдце стихи на странице слеза на реснице полоски на полотенце

синица на акации

кашица на блюдце

стихи на странице

слеза на реснице

полоски на полотенце

сахар в сахарнице огурцы в теплице спицы в колесе выставка в столице цифры в таблице

сахар в сахарнице

огурцы в теплице

спицы в колесе

выставка в столице

цифры в таблице

Мы посадили в саду …

Мы посадили в саду …

В лесу охотники поймали …

В лесу охотники поймали …

Продавец продаёт …

Продавец продаёт …

Костя сломал свой …

Костя сломал свой …

Отец пас …

Отец пас …

Мама купила цветные …

Мама купила цветные …

Тётя Соня солит …

Тётя Соня солит …

Нина надела на палец …

Нина надела на палец …

Кто лишний? Почему?

Кто лишний? Почему?

с ц

с

ц

Ц СНЕГИРЬ СИНИЦА ЦАПЛЯ С СОРОКА ЦЫПЛЁНОК

Ц

СНЕГИРЬ

СИНИЦА

ЦАПЛЯ

С

СОРОКА

ЦЫПЛЁНОК

Задание 6 улица цепочка огурец леденец курица гусеница центральная серебряная свежий сладкий пёстрая пушистая

Задание 6

улица

цепочка

огурец

леденец

курица

гусеница

центральная

серебряная

свежий

сладкий

пёстрая

пушистая

Задание 7 Зиме конец, летит скворец . цыплят . Курица зовёт своих В году двенадцать месяцев . станции . Поезд подходит к сирень . В саду расцвела цепь . Сторож посадил пса на

Задание 7

Зиме конец, летит

скворец .

цыплят .

Курица зовёт своих

В году двенадцать

месяцев .

станции .

Поезд подходит к

сирень .

В саду расцвела

цепь .

Сторож посадил пса на

Синице гусеница снится. У цапли  цепкий цыплёнок.

Синице

гусеница

снится.

У цапли

цепкий

цыплёнок.

Задание 9

Задание 9

  • Бабушка связала спицами красивый свитер.
  • В конце нашей улицы строят стадион.
  • Целый день в столице дует порывистый ветер.
У лисицы маленькие …

У лисицы маленькие …

Собаку посадили на …

Собаку посадили на …

Маленький пушистый хвостик у …

Маленький пушистый хвостик у …

Соня расчесала красивые …

Соня расчесала красивые …

Из яйца вылупился …

Из яйца вылупился …

На осине сидит …

На осине сидит …

У нас жила …

У нас жила …

У крыльца расцвели …

У крыльца расцвели …

В саду растёт куст …

В саду растёт куст …

Саша уронил …

Саша уронил …

Скворец принёс …

Скворец принёс …

У Кости целый стакан цитрусового …

У Кости целый стакан цитрусового …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!