СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Экспериментальные задачи при обучении физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассмотрены экспериментальные задачи, которые можно использовать на уроках и при выполнении домашней работы с помощью простого оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Экспериментальные задачи при обучении физике"»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Сосина Наталия Николаевна Учитель физики МБОУ «ЦО №22 -Лицей искусств»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ФИЗИКЕ

Сосина Наталия Николаевна

Учитель физики

МБОУ «ЦО №22 -Лицей искусств»

 Основное значение решения экспери-ментальных задач заключается в фор-мировании и развитии с их помощью наблюдательности, измерительных умений, умений обращаться с приборами. Они развивают мышление, познавательную актив-ность, учат анализировать явления.

Основное значение решения экспери-ментальных задач заключается в фор-мировании и развитии с их помощью наблюдательности, измерительных умений, умений обращаться с приборами. Они развивают мышление, познавательную актив-ность, учат анализировать явления.

 К экспериментальным задачам относятся те, которые не могут быть решены без постановки опытов или измерений. Эти задачи по роли эксперимента в решении можно разделить на несколько видов: 1) Задачи, в которых без эксперимента нельзя получить ответ на вопрос; 2) Эксперимент используется для создания проблемной ситуации; 3) Эксперимент используется для иллюстрации явления, о котором идет речь в задаче; 4) Эксперимент используется для проверки правильности решения.

К экспериментальным задачам относятся те, которые не могут быть решены без постановки опытов или измерений. Эти задачи по роли эксперимента в решении можно разделить на несколько видов:

1) Задачи, в которых без эксперимента нельзя получить ответ на вопрос;

2) Эксперимент используется для создания проблемной ситуации;

3) Эксперимент используется для иллюстрации явления, о котором идет речь в задаче;

4) Эксперимент используется для проверки правильности решения.

Некоторые экспериментальные задачи  Объяснить наблюдаемое явление - Если нагреть воздух в банке и сверху на горлышко банки положить слегка надутый воздушный шар с водой, то он засасывается в банку. Почему?

Некоторые экспериментальные задачи

Объяснить наблюдаемое явление

- Если нагреть воздух в банке и сверху на горлышко банки положить слегка надутый воздушный шар с водой, то он засасывается в банку. Почему?

- Если слегка надутый воздушный шар полить горячей водой, то он увеличится в размере. Почему?

- Если слегка надутый воздушный шар полить горячей водой, то он увеличится в размере. Почему?

- Резиновый шарик, опущенный в пластиковую бутылку, невозможно надуть. Почему? Что надо сделать, чтобы можно было надуть шарик?

- Резиновый шарик, опущенный в пластиковую бутылку, невозможно надуть. Почему? Что надо сделать, чтобы можно было надуть шарик?

Расчетные задачи - Как определить потерю механической энергии за одно полное колебание груза?

Расчетные задачи

- Как определить потерю механической энергии за одно полное колебание груза?

- Оцените мощность зажженной спички. Сравнить ее с мощностью электрической лампочки в 60 Вт. Выполните необходимые расчеты.

- Оцените мощность зажженной спички. Сравнить ее с мощностью электрической лампочки в 60 Вт. Выполните необходимые расчеты.

Экспериментальные задачи, побуждающие к поиску информации для ответа на вопрос  Поднесите к головке спички сильный магнит, она почти не притягивается. Сожгите серную головку спички и вновь поднесите к магниту. Почему теперь притягивается головка спички к магниту?  Найдите информацию о составе спичечной головки.

Экспериментальные задачи, побуждающие к поиску информации для ответа на вопрос

Поднесите к головке спички сильный магнит, она почти не притягивается. Сожгите серную головку спички и вновь поднесите к магниту. Почему теперь притягивается головка спички к магниту? Найдите информацию о составе спичечной головки.

ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ  Большой интерес у учащихся вызывают домашние экспериментальные задачи. Проводя наблюдения, за каким либо физическим явлением, ставя дома эксперимент, который нужно объяснить при выполнении этих заданий, ученики учатся само-стоятельно мыслить, развивают свои практические навыки.

ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Большой интерес у учащихся вызывают домашние экспериментальные задачи. Проводя наблюдения, за каким либо физическим явлением, ставя дома эксперимент, который нужно объяснить при выполнении этих заданий, ученики учатся само-стоятельно мыслить, развивают свои практические навыки.

Требования, предъявляемые к домашним экспериментам – безопасность при проведении;   – минимальные материальные затраты;   – простота по выполнению;   – иметь ценность в изучении и понимании  физики;   – легкость последующего контроля учителем;   – наличие творческой окраски.

Требования, предъявляемые к домашним экспериментам

безопасность при проведении;  – минимальные материальные затраты;  – простота по выполнению;  – иметь ценность в изучении и понимании

физики;  – легкость последующего контроля учителем;  – наличие творческой окраски.

НЕКОТОРЫЕ ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ - Определить плотность плитки шоколада, куска мыла, пакетика сока; - Возьмите блюдце и опустите его ребром в кастрюлю с водой. Блюдце тонет. Теперь опустите блюдце на воду дном, оно плавает. Почему? Определите выталкивающую силу, действующее на плавающее блюдце. - Проделайте шилом в дне пластиковой бутылки отверстие, быстро заполните водой и плотно закройте крышкой. Почему вода перестала выливаться? - Как определить начальную скорость пули игрушечного пистолета, располагая только рулеткой - На баллоне лампы написано 60 Вт, 220 В. Определите сопротивление спирали. Рассчитайте длину спирали лампы, если известно, что она изготовлена из вольфрамовой проволоки диаметром 0,08 мм. - Запишите по паспорту мощность электрического чайника. Определите количество теплоты, выделяемое за 15 мин и стоимость потребляемой за это время энергии.

НЕКОТОРЫЕ ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

- Определить плотность плитки шоколада, куска мыла, пакетика сока;

- Возьмите блюдце и опустите его ребром в кастрюлю с водой. Блюдце тонет. Теперь опустите блюдце на воду дном, оно плавает. Почему? Определите выталкивающую силу, действующее на плавающее блюдце.

- Проделайте шилом в дне пластиковой бутылки отверстие, быстро заполните водой и плотно закройте крышкой. Почему вода перестала выливаться?

- Как определить начальную скорость пули игрушечного пистолета, располагая только рулеткой

- На баллоне лампы написано 60 Вт, 220 В. Определите сопротивление спирали. Рассчитайте длину спирали лампы, если известно, что она изготовлена из вольфрамовой проволоки диаметром 0,08 мм.

- Запишите по паспорту мощность электрического чайника. Определите количество теплоты, выделяемое за 15 мин и стоимость потребляемой за это время энергии.

ЛИТЕРАТУРА Л. А. Горев. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней  школы – М.: «Просвещение», 1985 В. Н. Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учебное  руководство.- М. : Наука. Главная редакция физико-  математической литературы, 1985 Л. А. Горлова. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия – М.:  «Вако», 2006

ЛИТЕРАТУРА

Л. А. Горев. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней

школы – М.: «Просвещение», 1985

В. Н. Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учебное

руководство.- М. : Наука. Главная редакция физико-

математической литературы, 1985

Л. А. Горлова. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия – М.:

«Вако», 2006


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!