ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ФИЗИКЕ
Сосина Наталия Николаевна
Учитель физики
МБОУ «ЦО №22 -Лицей искусств»
Основное значение решения экспери-ментальных задач заключается в фор-мировании и развитии с их помощью наблюдательности, измерительных умений, умений обращаться с приборами. Они развивают мышление, познавательную актив-ность, учат анализировать явления.
К экспериментальным задачам относятся те, которые не могут быть решены без постановки опытов или измерений. Эти задачи по роли эксперимента в решении можно разделить на несколько видов:
1) Задачи, в которых без эксперимента нельзя получить ответ на вопрос;
2) Эксперимент используется для создания проблемной ситуации;
3) Эксперимент используется для иллюстрации явления, о котором идет речь в задаче;
4) Эксперимент используется для проверки правильности решения.
Некоторые экспериментальные задачи
Объяснить наблюдаемое явление
- Если нагреть воздух в банке и сверху на горлышко банки положить слегка надутый воздушный шар с водой, то он засасывается в банку. Почему?
- Если слегка надутый воздушный шар полить горячей водой, то он увеличится в размере. Почему?
- Резиновый шарик, опущенный в пластиковую бутылку, невозможно надуть. Почему? Что надо сделать, чтобы можно было надуть шарик?
Расчетные задачи
- Как определить потерю механической энергии за одно полное колебание груза?
- Оцените мощность зажженной спички. Сравнить ее с мощностью электрической лампочки в 60 Вт. Выполните необходимые расчеты.
Экспериментальные задачи, побуждающие к поиску информации для ответа на вопрос
Поднесите к головке спички сильный магнит, она почти не притягивается. Сожгите серную головку спички и вновь поднесите к магниту. Почему теперь притягивается головка спички к магниту? Найдите информацию о составе спичечной головки.
ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Большой интерес у учащихся вызывают домашние экспериментальные задачи. Проводя наблюдения, за каким либо физическим явлением, ставя дома эксперимент, который нужно объяснить при выполнении этих заданий, ученики учатся само-стоятельно мыслить, развивают свои практические навыки.
Требования, предъявляемые к домашним экспериментам
– безопасность при проведении; – минимальные материальные затраты; – простота по выполнению; – иметь ценность в изучении и понимании
физики; – легкость последующего контроля учителем; – наличие творческой окраски.
НЕКОТОРЫЕ ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
- Определить плотность плитки шоколада, куска мыла, пакетика сока;
- Возьмите блюдце и опустите его ребром в кастрюлю с водой. Блюдце тонет. Теперь опустите блюдце на воду дном, оно плавает. Почему? Определите выталкивающую силу, действующее на плавающее блюдце.
- Проделайте шилом в дне пластиковой бутылки отверстие, быстро заполните водой и плотно закройте крышкой. Почему вода перестала выливаться?
- Как определить начальную скорость пули игрушечного пистолета, располагая только рулеткой
- На баллоне лампы написано 60 Вт, 220 В. Определите сопротивление спирали. Рассчитайте длину спирали лампы, если известно, что она изготовлена из вольфрамовой проволоки диаметром 0,08 мм.
- Запишите по паспорту мощность электрического чайника. Определите количество теплоты, выделяемое за 15 мин и стоимость потребляемой за это время энергии.
ЛИТЕРАТУРА
Л. А. Горев. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней
школы – М.: «Просвещение», 1985
В. Н. Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учебное
руководство.- М. : Наука. Главная редакция физико-
математической литературы, 1985
Л. А. Горлова. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия – М.:
«Вако», 2006