СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентации к лекции "Экологические занятия в детском саду" (МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции "Экологические занятия в ДОО"

Просмотр содержимого документа
«Презентации к лекции "Экологические занятия в детском саду" (МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников")»

Как быть с занятиями?  Остается ли расписание занятий? Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов; Но занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми; Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.

Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

  • Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов;
  • Но занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми;
  • Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.
Типы занятий Первично - ознакомительный тип занятий Обобщающий тип занятия Углубленно - познавательный тип занятия

Типы занятий

  • Первично - ознакомительный тип занятий
  • Обобщающий тип занятия
  • Углубленно - познавательный тип занятия
Первично-ознакомительный тип занятий Отводится значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека ; Посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения; Главный компонент - различные демонстрационные и учебные пособия; Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу (чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя).

Первично-ознакомительный тип занятий

  • Отводится значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека ;
  • Посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения;
  • Главный компонент - различные демонстрационные и учебные пособия;
  • Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы.
  • На занятиях дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
  • Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу (чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя).
Младшая группа воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом; задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине; речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей; слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.

Младшая группа

  • воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом;
  • задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине;
  • речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей;
  • слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.
Средняя группа ДОО  воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи;  разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки;  на занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Средняя группа ДОО

  • воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи;
  • разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки;
  • на занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.
Старшая группа ДОО со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее; дети рассматривают картины природы, далекие от их опыта; рассматривают одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений; в середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Старшая группа ДОО

  • со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее;
  • дети рассматривают картины природы, далекие от их опыта;
  • рассматривают одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений;
  • в середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Обобщающий тип занятий позволяют интенсивно развивать интеллект детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения; развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.

Обобщающий тип занятий

  • позволяют интенсивно развивать интеллект детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения;
  • развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.
Углубленно-познавательный  тип занятия Строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.

Углубленно-познавательный тип занятия

  • Строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.
  • На занятиях педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.
Комплексные занятия это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности; занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. организуются на самые разные темы (например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки); они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

Комплексные занятия

  • это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности;
  • занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
  • организуются на самые разные темы (например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки);
  • они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.
Походы и экскурсии на природу, по экологической тропе Природоохранные акции Экологические праздники и досуги
  • Походы и экскурсии на природу, по экологической тропе
  • Природоохранные акции
  • Экологические праздники и досуги

Экскурсии как средство экологического воспитания

Были выделены этапы экскурсионной работы, целевые установки каждого из них, методы и приемы работы с детьми.

Основная цель подготовительного этапа – проектирование задач предстоящей экскурсии. С детьми проводится подготовительная беседа, включающая задания, содержащие проблемный вопрос, стимулирующий активное познавательное отношение дошкольников к природным объектам. Например, «Почему деревья не падают?», «Где птички находят воду?» и т.п. В беседах также используются ситуации, пробуждающие гуманные чувства: детям предлагается подумать, о чем может рассказать сломанная веточка или летающая паутинка, почему деревья обижаются и как сохранить зеленый покров земли и др.

Для успешной реализации данного этапа используется следующие формы и методы работы: наблюдение, о время которых активизируется спектр внешних органов чувств, способствующих познанию новых качественных характеристик природных объектов. Большое значение придается активному использованию педагогами художественного слова, музыкального материала в целях усиления эмоционального восприятия объекта, элементы эвристических бесед: загадки, логические задачи с экологическим содержанием и пр.

Моделирование направленно на обобщение представлений детей о животных, строение растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно-следственных связей и зависимостей, существующих в природе (изменение внешнего строения растений в зависимости от погодных условий, иерархия расположения растений в «этажах» парка и водоема и т.д. Активно используются игры- тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики

Цель основного этапа – проведение экскурсий – обобщение, уточнение, систематизация представлений об объектах природы. Каждая экскурсия включает в себя следующие ритуалы:

- общее приветствие природных объектов;

- обращение каждого ребенка к выбранному им природному объекту;

- прощание с ними.

Во время данного этапа дети наблюдают за природными объектами. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросит у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т.д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая « этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, ориентированы на представление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношения к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно с взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важно, чтобы педагог создал благоприятные условия для выбора ребенком любимого объекта и обеспечил возможность пообщаться с ним. Чтобы такое общение было полноценным, целесообразно использовать индивидуальные карточки-задания, помогающие дошкольнику выразить свои чувства, высказать добрые слова, оказать экологическую помощь и т. д.

Игры-тренинги на данном этапе акцентируют внимание на передаче детьми своего эмоционального состояния от встречи с природными объектами. С помощью жестов и мимики дошкольники передают различное эмоциональное состояние, ассоциируя его с состоянием цветка, кустарника, дерева, что помогает сформировать гуманное отношение к окружающему миру природы.

Главная цель заключительного этапа – подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природу. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки мог бы поведать им старый дуб. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни»в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

 Как показывает опыт, целесообразной экскурсионная работа будет, если соблюдается общедидактический принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план экскурсий на природу При планирование данной работы была поставлена задача, чтобы каждая экскурсия обеспечивала детям первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы. Повторные экскурсии проводятся только тогда, когда в наблюдаемых объектах проходят заметные изменения. Каждый месяц дети приходят вместе с воспитателем в парк или отправляются к водоему. В зависимости от времени года педагог обращает внимание дошкольников на то, что происходит с природными объектами.

Как показывает опыт, целесообразной экскурсионная работа будет, если соблюдается общедидактический принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план экскурсий на природу

При планирование данной работы была поставлена задача, чтобы каждая экскурсия обеспечивала детям первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы. Повторные экскурсии проводятся только тогда, когда в наблюдаемых объектах проходят заметные изменения. Каждый месяц дети приходят вместе с воспитателем в парк или отправляются к водоему. В зависимости от времени года педагог обращает внимание дошкольников на то, что происходит с природными объектами.

Экологическая тропа

специально оборудованная

в образовательных целях

природная территория,

на которой создаются

условия для выполнения системы заданий,

организующих и направляющих деятельность

воспитанников в природном окружении.

(Н.Б.Степина)

Новой и интересной формой работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы.

Экологическая тропа создается на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. общая протяженность ее небольшая, основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется план участка детского сада с нанесением всех построек. Затем выявляются свободные места, на которых можно оборудовать новые объекты. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Так создается карта – схема экологической тропы, – обязательный атрибут экологической тропы, она может использоваться как демонстрационный материал в работе. Кроме перечисленных объектов растительного мира на экологической тропе необходимо иметь объекты животного мира.

Экологический театр С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь могут оказать родители в изготовлении атрибутов, декораций, пошиве костюмов. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Экологический театр

С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь могут оказать родители в изготовлении атрибутов, декораций, пошиве костюмов. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!