СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы развития критического мышления на уроках литературного чтени. УМК любой.

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития критического мышления»

Приемы технологии развития критического мышления

на уроках литературного чтения в начальной школе.

88

Цель технологии: развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых в учебе и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Особенности данной педагогической технологии :

  • учащийся конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей;

  • отслеживает направления своего развития;

  • определяет конечный результат;

  • ориентация на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.


Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):

этап

название этапа

деятельность

1

«Вызов» (ликвидация чистого листа).

«Что я знаю?» по данной проблеме

2

«Осмысление» (реализация осмысления).

Что хочу знать?

3

«Рефлексия» (размышление).

«Что узнал» на уроке по данной проблеме


Приемы развития критического мышления, которые используются на уроках чтения:

  • чтение — суммирование в парах;

  • синквейны;

  • чтение с остановками;

  • прием «Верите ли вы, что…»;

  • мозговой штурм;

  • таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

  • работа с вопросниками;

  • написание творческих работ;

  • создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

  • логическая цепочка;

  • уголки;

  • кластер.

Прием «Чтение — суммирование в парах»

Использую как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах ( они лучше читают). Учащимся предлагаю разделиться на группы (пары).Раздаю несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Ребята изучают свой текст, на листе фиксируют его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводят содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов.

Прием «синквейн»

Определи значение слова сказка на основе составления синквейна.

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.

  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.

  • Описание действия. Читать, пересказывать, учить.

  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.

  • Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

«Чтение с остановками»

Лучше использовать повествовательный текст.

  • Прочитайте название текста.

  • Как вы думаете, о чем в нем пойдет речь?

Читаем фрагмент текста

  • Как вы думаете, что произойдет дальше?

Это прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

«Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

«Работа с вопросником»

Чаще всего применяется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Но вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. Обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

«Знаю, узнал, хочу узнать»

К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества Н.Некрасова дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о поэте и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать.

«Написание творческих работ»

Чаще всего использую на этапе закрепления изученной темы. Предлагаю написать продолжение произведения( как вариант - самому написать сказку или стихотворение).

«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Кластер («гроздь»)

. Использовать этот прием можно на всех этапах урока.

«Грозди» — графический прием систематизации материала.

Центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Информационные источники.

  1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304

  2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html

  3. http://www.openclass.ru/node/138345

  4. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

  5. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!