СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования ключевых компетенций на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО "Приемы формирования ключевых компетенций на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования ключевых компетенций на уроках русского языка»

Приемы и методы формирования ключевых компетенций

на уроках русского языка

В настоящее время привычной стала такая картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с плеером, телевизионной приставкой, учащийся у компьютера. Дети сегодня проводят с техникой 5-6 часов в день. Это время пролетает для них незаметно, когда они усаживаются поиграть один на один или группой возле «мыслящего», но бессловесного и бесчувственного игрока. Посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца или года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным фактором в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

Современное общество вступило в новую фазу развития, в которой широко используются информационные технологии. Этот факт требует изменений и в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам приходят новые, предполагающие использование компьютера, который становится средством расширения интеллекта обучаемых, их развития.

Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, у школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения, как коммуникативная компетенция, без которой невозможно развитие современной личности, готовой реализовать себя в профессиональной, социальной и других областях современной жизни.

Огромную роль в создании и воспитании такой личности играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь ребёнок имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению. То есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга, так как первая из них базируется на двух других. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Уроки русского языка предоставляют благодатную возможность для формирования этих компетентностей.

Языковая компетенция — способность ученика употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности ребенка, развитие логического мышления, памяти, воображения ученика, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция — это способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, это умения и навыки с учетом того, с кем мы говорим, где мы говорим и с какой целью.

Так что же может сделать учитель русского языка и литературы в процессе преподавания своих предметов, чтобы сформировать у ученика нужные компетенции?
Компетентностный подход к данной проблеме предполагает не только привычный для всех процесс передачи знаний от учителя ученику, но и создание условий для того, чтобы ребёнок получил навыки самостоятельной исследовательской деятельности, чтобы он «научился учиться». В соответствии с этим требованием учитель должен использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые помогали бы ученику в

формировании необходимых ему компетенций.


В условиях компетентностного обучения и воспитания на первое место выдвигаются такие качества личности, как саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль, самоопределение. По моему мнению, для успешной деятельности, направленной на развитие школьников, целесообразно использовать такие технологии, как:

-технология уровневой дифференциации;

-технология индивидуализации обучения и воспитания;

-коллективный способ обучения;

-технология групповой деятельности;

-исследовательская деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология развития критического мышления через чтение и письмо;

-технология проектного обучения;

-технология проблемного обучения;

-применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).

При компетентностном подходе задания имеют своебразную структуру. Вначале проговаривается стимул, погружающий ученика в реальную жизненную ситуацию. Затем даётся задачная формулировка и источники информации. Очень важно сегодня, как мне кажется, использование КОЗ, т.к. они не только способствуют развитию учащихся, но и носят практико-ориентированный характер, и, следовательно, актуальны и целесообразны.

Тема: Правописание приставок.

Задание направлено на формирование компетентностей:

Компетентность разрешения проблем: определяет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем; определяет последовательность шагов по решению задачи.

Коммуникативная: оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.

Информационная: указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет.


Например. Вам предстоит сдать зачёт по изученной нами теме «Правописание приставок». Сегодня у вас есть возможность проверить готовность к зачёту с помощью предложенного задания. Оцените свои знания по данной теме.

Задачная формулировка:

Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в приставках.
Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова).

Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную, чтобы она отображала все пункты правила?

Начертите более сложную модель.

На уроках русского языка, начиная с 5 класса, сообщая тему занятия, прошу ребят сформулировать задачи, которые будем решать. Кроме того, использую диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать обращение членом предложения?» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии. Таким образом, дети учатся строить короткие высказывания и «открывают» для себя знания. А это и требуется при компетентностном подходе к процессу обучения.


Приём раскрытия смыслового значения слова заинтересовывает детей, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что слова «кольцо», «колодец» и «колобок» исторически родственные («коло» означало «круг»). А когда мы изучаем правописание слов «багряный», «багровый», ученикам интересно будет узнать, что на Руси красная краска называлась «багр», и поэтому слова надо писать с буквой А.

Прием преемственности в обучении особенно эффективен в 5 классе, когда дети постепенно пополняют знания, полученные в начальной школе, новым материалом. Причём старый материал должен активно использоваться. Например, на уроке «Грамматическая основа предложения» ребята вспоминают, как они называли подлежащее и сказуемое (главные члены предложения), а затем узнают, что их можно назвать по-другому (грамматическая основа). В данном случае используется приём новизны.

Перечисленные приёмы обучения позволяют детям не просто пассивно воспринимать информацию, а быть созидателями собственных знаний. Таким образом, на уроках я реализую проблемно-поисковый метод, который незаменим при компетентностном подходе к обучению.
Начинать формировать лингвистическую компетенцию нужно уже с 5 класса. Так как данная компетенция тесно связана с терминологией, то на этой ступени обучения уместно применение игровых форм.

В старших классах уместно предлагать детям задания следующего характера: подготовка сообщений, написание сочинений на лингвистическую тему, в предложенных отрывках из литературных произведений найти примеры языковых

явлений и т.д.

Большое место на уроках отводится проблемному обучению.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной (что очень важно в развитии ключевых компетенций обучающихся), поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Приемы проблемного обучения: Найди «родственников»: завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль и т. д. «Как слышу, так и пишу». Правописание каких приставок подчиняется этому правилу? Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх. Согласны ли вы с учеником, который сказал: «Если же в предложном падеже окончание –е, то это существительное 1-го склонения»? Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов: лиственница-лиственный-листья-листва?

Пропущено одно звено цепи. Восстанови словообразовательную цепочку: успокоенность-успокоенный-покой.

Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?

Коммуникативная компетентность - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.

Приведу пример такой работы. Класс делится на пары. Каждой из них даётся задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаю учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошёл либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в парах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками.

При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.

Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты блюд (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»).

Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в старших 7-9 классах . Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого сочинения. Класс делится на группы, каждой из них даётся по одному сочинению, которое они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходного текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого сочинения, они потом стремятся избежать ошибок в собственном сочинении; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа чужого сочинения в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения), учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы. На дом они получают задание создать  своё сочинение.



21.03.2022 Т.А.Кудрявцева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!